Воронеж. 18.11.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Группа «Черкизово» по итогам 2018 года в четвертый раз возглавила рейтинг крупнейших российских производителей мяса по версии издания «Агроинвестор». Компания сохранила лидерство по выпуску мяса птицы, а также стала лидером на рынке бройлера, окончательно вытеснив с пьедестала «Приосколье». Чистая прибыль группы выросла вдвое – до 12 млрд рублей. Как признались в самой компании, рентабельность и динамика цен ряда сегментов превысила их собственные ожидания.
История «Черкизово» начинается с 1974 года, когда в Москве открылся Черкизовский мясоперерабатывающий завод (ЧМПЗ). В середине 90-х ЧМПЗ возглавил Игорь Бабаев, ставший позже его владельцем. Модернизировав производство, завод начал скупать птицефабрики, свинокомплексы, комбикормовые и мясоперерабатывающие заводы, затем вышел в аграрный сектор.
Группа «Черкизово» появляется в 2005 году после объединения в единый холдинг АПК «Черкизовский» и АПК «Михайловский» Игоря Бабаева. В 2006 году бизнесмен передал управление компанией старшему сыну Сергею Михайлову. Младший сын Бабаева Евгений становится директором по развитию бизнеса, затем, в 2016-м, возглавляет совет директоров «Черкизово» вместо отца. Уйдя с поста главы совета директоров, Игорь Бабаев вышел из капитала «Черкизово». Сегодня Сергею и Евгению Михайловым принадлежит по 26,3% акций «Черкизово», бывшей супруге господина Бабаева Лидии Михайловой – 29,5% акций, из которых 15,1% переданы в траст. Испанская Grupo Fuertes владеет 8%. Дела у семьи Михайловых, судя по всему, идут в гору: в 2018 году они стали дебютантами рейтинга самых богатых предпринимательских династий по версии Forbes. Более того, владельцы «Черкизово» заняли в списке сразу 10-е место с 1,16 млрд долларов доходов.
Успешно дебютировать умеют и в самом «Черкизово». В 2012 году группа решила выйти на новый для себя сегмент мясного рынка – производство индейки. Совместное с крупнейшим испанским агропромышленным холдингом Grupo Fuertes интегрированное предприятие полного цикла Тамбовской области – «Тамбовская индейка» – вышло на полную мощность в 2017 году, благодаря чему «Черкизово» стало одним из лидеров-производителей индейки в России. В 2018-м компания была третьей по производству индейки, уступая «Дамате» и «Евродону». В марте 2019 года появилась информация, что «Черкизово» может выкупить «Евродон», что намекает о намерении группы выйти в лидеры и в этом сегменте.
Не хуже дела обстоят и в свиноводстве. В 2013 году завершилась масштабная инвестиционная программа «Черкизово» в Центральной России – на полную мощность вышли свинокомплексы в Воронежской, Липецкой и Тамбовской областях. Благодаря этому группа увеличила производство свинины более чем в полтора раза – со 103 тыс. тонн до 158 тыс. тонн. К 2022 году холдинг намерен реализовать инвестиционный проект на 19 млрд рублей по созданию липецко-воронежского кластера свиноводства. Планируемая мощность кластера – 140 тыс. тонн, после реализации проекта компания намерена увеличить производство свинины на 70%.
Что нам стоит свинокомплекс построить
На сегодняшний день «Черкизово» является крупнейшим в России производителем мяса. Холдинг включает: 7 птицеводческих комплексов полного цикла, 1 совместное предприятие по производству индейки, 16 свинокомплексов, 6 мясоперерабатывающих предприятий, долю участия в ГК «Самсон – продукты питания», 9 комбикормовых заводов, 12 элеваторов. На сентябрь 2019 года земельный банк группы оценивается в 300 тысяч га.
Деятельность компании охватывает всю европейскую часть России: Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Пензенскую, Липецкую, Вологодскую, Белгородскую, Ульяновскую, Ростовскую, Тверскую, Челябинскую, Тамбовскую и Воронежскую области, а также Краснодарский край. Компании принадлежат бренды «Черкизово», «Мясная Губерния», «Империя вкуса», «Петелинка», «Куриное царство», «Васильевский бройлер» и другие.
«В прошлом году компания упрочила свои позиции на рынке, увеличив объемы продаж курицы на 4%, – на 49%, свинины – на 18%, мясопереработки – на 12%. Сосредоточившись в программе дальнейшего развития на выпуске конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, группа «Черкизово» стремится сохранить за собой лидерство на российском рынке колбасных изделий, – рассказал эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. – Сегментами говядины и баранины группа не занимается и не планирует».
Консолидированная выручка компании составила 102,6 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась вдвое – до 12 млрд рублей, показатель EBITDA увеличился на 39,4%. В компании отметили, что на результаты 2018 года благоприятно повлияла консолидация продаж «Алтайского Бройлера», которая в декабре добавила 5 тыс. тонн. «За 2018 год средняя цена реализации выросла на 9% благодаря увеличению продаж продукции под брендами «Петелинка» и «Куриное царство» и тому факту, что компания продает больше брендированной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе увеличивая продажи разделанной продукции. Дополнительным фактором роста цены стало снижение поставок другими производителями», – пояснили в «Черкизово».
Дивизион индейки показал увеличение выручки почти наполовину – до 5,8 млрд рублей. Выход «Тамбовской индейки» на проектную мощность 50 тыс. тонн мяса в год позволил заработать прибыль до налогообложения в размере 17 млн рублей, тогда как годом ранее убыток составил 288 млн рублей, похвалились в «Черкизово»
Однако основное влияние на рост доходов по-прежнему оказывает свиноводство – группа входит в тройку крупнейших производителей свинины в России. В 2018 году выручка сегмента увеличилась на 26,2% и достигла 23,6 млрд рублей. В «Черкизово» связывают такую динамику с увеличением объемов продаж на 16,7% после запуска новых площадок в Воронежской и Липецкой областях, а также программой совершенствования генетики поголовья. Прибыль до налогообложения в сегменте выросла до 9,9 млрд рублей на фоне значительного повышения рентабельности валовой прибыли.
Объем продаж в растениеводстве в 2018 году показал рост на 54% по сравнению с предыдущим годом и составил 696 тыс. тонн – в основном из-за продажи запасов зерна урожая 2017 года. Урожай 2018 года составил 480 тыс. тонн, упав на 24% по сравнению с 2017 годом из-за снижения посевных площадей под пшеницу и кукурузу. Увеличение средней цены реализации связано с ростом количества проданной пшеницы и подсолнечника на 56%, а также рыночных цен на пшеницу и кукурузу на 17%. Компания выращивает озимую и яровую пшеницу, кукурузу, подсолнечник, ячмень, горох, сою, рапс и т.д., перераспределяя площади под зерновыми в пользу более продуктивных культур.
Под конец года компания «Черкизово» выкупила у «Приосколья» сибирский актив «Алтайский бройлер» за 4,6 млрд рублей. Сергей Михайлов и губернатор Алтайского края Виктор Томенко подписали соглашение об инвестировании в расширение порядка 3 млрд рублей. Затем предполагаемый объем вложений в проект подрос до 3,4 млрд рублей.
Что касается Черноземья, то в 2018 году была введена в эксплуатацию шестая площадка откорма и доращивания в селе Грызлово Липецкой области мощностью 5 тыс. тонн свинины в год в живом весе. Кроме этого, в прошлом году компания приобрела за 1,8 млрд рублей часть активов ЗАО «Краснояружский бройлер», расположенных в Белгородской области, что должно позволить холдингу поддержать самообеспечение инкубационным яйцом.
В 2018 году компания выкупила права требований по кредитным и обеспечительным договорам ООО «Белая птица-Курск», ООО «Белая птица-Белгород» и АО «Загорье» у АО «Россельхозбанк» на сумму 6,5 млрд рублей. Группа планирует перезапустить производство, затраты на перезапуск компания оценивает в 500 млн рублей. «Выкуп прав требования долговых обязательств «Белая птица» у «Россельхозбанка» является первым шагом в рамках приобретения активов компании путем вывода соответствующего имущества из-под залога в обеспечительных договорах», – пояснили в «Черкизово».
Развивая новые проекты, «Черкизово» не забывает о социальной ответственности. По собственным данным, в регионах присутствия группа традиционно выделяет средства образовательным и здравоохранительным учреждениям на покупку необходимого оборудования и ремонт. Так, в 2018 году на различные проекты поддержки местных сообществ было выделено около 2 млн рублей. «Группа стремится принимать значимое участие в жизни городов и поселков, в которых расположены предприятия «Черкизово». В отчетном году Группа продолжила поддерживать муниципальные, районные и сельские администрации», – рассказали в компании.
Цыплят по осени считают
Но если имеющиеся птицекомплексы в Липецкой области холдингу удалось сохранить, то со строительством новых пауза явно затянулась. Уже в 2019 году было вновь отложено строительство птицеводческого комплекса по выращиванию бройлеров, которое группа планировала начать еще в 2016 году на территории Архангельского сельского поселения Елецкого района. «Все необходимые проектные работы завершены, документация согласована, все коммуникации подведены и соблюдены санитарные зоны. С нашей стороны все сделано. Однако ПАО «Группа «Черкизово» приостановило строительство – насколько мне известно, не могут решить вопрос с финансированием проекта», – рассказывал «Абирегу» глава Архангельского сельсовета Дмитрий Сенчаков.
В компании отмечают, что на уровне страны самой серьезной проблемой для развития экспорта остаются хронические эпидемии «птичьего гриппа» и АЧС. Сергей Михайлов рассказал в интервью «Абирегу», что для стабилизации ситуации с АЧС он считает необходимым «отказаться от личных подсобных хозяйств в 5-6 регионах, на которые приходится 70% производства всей свинины в стране, что было бы вполне логично». Кроме ограничения подсобного хозяйства, в группе ратуют за запрет на ввоз частными лицами из-за рубежа мясной и молочной продукции для личного пользования. С соответствующей инициативой компания «Черкизово» в составе национальной мясной ассоциации в марте 2019 выступила перед вице-премьером Алексеем Гордеевым. Эта инициатива вызвала достаточно бурное обсуждение в СМИ.
Что касается планов, то компания настроена расширять ассортимент продукции. Как отметили в компании, сейчас «Черкизово» в большей степени ориентировано на российский рынок, планируется расширять присутствие на рынках Урала, Сибири и Северо-Западного региона. Этому могут поспособствовать налаженные отношения с розничными сетями. Есть и планы на экспорт: компания намерена открывать для себя рынки азиатских стран.
«Переход программы развития группы от экстенсивного органического роста к качественному росту за счет наращивания производства конечной, прежде всего брендированной и фасованной продукции для потребительского рынка отвечает задачам качественного изменения рынка мясной продукции, – считает Алексей Калачев. – Рост за счет расширения импортозамещения по мясу птицы и свинины практически исчерпан. Экспортные возможности ограничены из-за барьеров, вызванных периодическими эпизоотиями по всему миру. Внутренний рынок в условиях отсутствия выраженной позитивной динамики уровня жизни потребителей бюджетного сегмента и моды на здоровое питание в элитном сегменте также замедляет темпы роста».
В ближайшем будущем в «Черкизово» планируют запуск новых площадок в сегменте свиноводства, разработку проекта по строительству маслоэкстракционного завода, а также укрепление позиций на рынках птицеводства и мясопереработки, в том числе за счет выборочных приобретений активов. По мнению Александра Калачева, главными рисками для компании можно считать обострение конкуренции производителей мясной продукции за кошельки потребителей и, конечно же, сохраняющуюся угрозу потерь из-за непредсказуемых вспышек АЧС и птичьего гриппа.