Воронеж. 27.11.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – 3 октября во втором после областного центра средоточии липецкой политики – Ельце – решением городского совета утвердился новый градоначальник – бывший руководитель липецкого УИЗО Евгений Боровских. По истечении полутора месяцев доктор политических наук Александр Скиперских, знающий об обстановке в городе не понаслышке, поделился с читателями «Абирега» вестями с елецких полей.
– Долгий опыт наблюдения за политикой в Ельце позволяет выстраивать параллели нынешнего состояния муниципалитета с тем, что он представлял собой в предыдущие политические циклы. Политический процесс в Ельце практически всегда был более или менее конкурентным и творился с помощью исключительно местных акторов – политические кампании 1990-х и 2000-х годов подтверждают это. Красноречивым доказательством остроты политической борьбы служит роспуск городского совета депутатов в Ельце в 2005 году.
Впоследствии острота в политической жизни города стала спадать, что чувствовалось и в стенах горсовета. Власть стала понимать, что слишком пестрый состав городских парламентариев может означать проблемы «на выходе». Поэтому избирательные кампании в городской парламент стали проходить при высокой мобилизации самой власти. В итоге противостояния в стенах городского совета стали носить не системный характер, а представлять собой личные претензии и обиды депутатов и главы города. В частности, стоит вспомнить «пленочный» скандал в администрации, когда «всплыли» записанные на диктофон откровения человека с голосом, как у бывшего главы Ельца Сергея Панова. Несколько лет назад также имела место неприятная, ставшая достоянием федеральных СМИ история с экс-главой Ельца Виктором Соковых, который напал на съемочную группу канала «Россия 1». В Елец зачастили журналисты из Москвы, и всякий раз им удавалось уезжать с новыми подробностями из жизни бывшего городского главы. Стоит вспомнить, что скандальный факт оформления земельного участка под строительство дома на месте бывшего купеческого особняка выносился на обсуждение в городской совет оппозиционными депутатами, что снова говорит о высоком градусе политических споров и дискуссий.
Сегодня можно констатировать, что Елецкий горсовет практически не является силой, способной заставлять исполнительную власть считаться с собой и защищать реальные интересы своих непосредственных избирателей. В Елец с конца июля 2019 года назначен новый глава – Евгений Боровских, который был единодушно поддержан депутатским корпусом. Новый глава может рассматриваться как креатура Николая Тагинцева – вице-губернатора Липецкой области, взявшего на себя ответственность за происходящее в Ельце. Начиная с мая 2019 года, вице-губернатор постоянно присутствовал в Ельце, что заставляло Сергея Панова постепенно решать проблемы с мусорным коллапсом в городе, а также навести порядок в городской инфраструктуре перед майскими торжествами, парадом и шествием «Бессмертного полка». Видимо, после этих успешных мер Николай Тагинцев стал рассматриваться как персона, понимающая специфику города и его сложный характер. Поэтому, а также в силу самых разных причин господин Тагинцев стал важной фигурой в последующем назначении нового главы Ельца.
Дальнейшее развитие ситуации демонстрирует традиционную для новой элиты практику назначения «своих» на ключевые позиции, с помощью чего можно обеспечить доступ к ресурсам и ценностям. У Евгения Боровских аналогичная логика в подборе новой команды: представителям Ельца, как правило, оказывается не место в новой команде. Хотя есть и исключения. На новых позициях можно увидеть и двух ельчан, не связанных с командой Сергея Панова и Алексея Ишанова. На должность заместителя главы была назначена Майя Селянина, имеющая опыт аппаратной работы по линии социальной защиты населения в администрации Елецкого района и структурах областной администрации. Вместо Татьяны Ореховой, занимавшей должность начальника управления культуры администрации Ельца, назначен Константин Матюхин, до этого бывший заместителем начальника управления культуры в Липецке. Практически вся остальная команда была подобрана новым главой исходя из собственных представлений об эффективности.
В любом случае смена управленцев происходит достаточно кулуарно – в публичном пространстве результаты подковерной борьбы становятся известны только спустя некоторое время. Резкие перемены пока не идут на пользу взаимодействию нового главы и комитета по информационным технологиям, в отношениях которых чувствуется рассогласованность. В информационное пространство допускается попадание нежелательной информации, сокращающей потенциал легитимности нового главы.
Молодой мэр пытается завоевать доверие ельчан чередой встреч в общеобразовательных учреждениях города, на которых обсуждается один и тот же вопрос о благоустройстве. В интересах новой власти и постепенное решение вопроса с табачной фабрикой, для чего в город привозили молодых урбанистов. Правда, нигде не сообщалось, кто финансировал недельное присутствие в провинциальном городке пары десятков студентов и их преподавателей из Москвы.
Недавно анонсировали проект новогоднего преображения города, на которое предполагается направить около 5 млн рублей. В социальных сетях мониторили общественное мнение на предмет форм благоустройства и красочной новогодней иллюминации. Вместе с тем не сообщалось, каким будет источник финансирования праздничного зрелища и будет ли наконец-то нормальное освещение в самом городе. Городской бюджет на 2019 год, принимавшийся еще в 2018 году при Сергее Панове, явно не предполагал этого. Поэтому сегодня приходится проводить экстренные совещания с бизнесом и уцелевшими городскими предприятиями, где осторожно «забрасывается» вопрос о необходимости поддержки праздничного преображения города.
Недавний разговор с одним из сотрудников администрации показал, что власть четко обозначает для себя задачу поддержания порядка в городе и максимального охвата городских общественных пространств благоустройством. Все остальное кажется уже вторичным. Власть чувствует и тотальное отчуждение общества. Управлять в условиях нарастающего недоверия оказывается очень сложной задачей. Тем более что «сверху», с Соборной площади, показывают, что незаменимых людей во власти нет.
По всей видимости, благоустройство – это единственный козырь, который новый мэр пытается использовать в довольно сложной ситуации, когда ожидания от смены власти традиционно высоки, вместе с тем как старая власть оставила массу нерешенных проблем. Но говорить о том, что новый мэр сумел добиться расположения ельчан, сложно, да и действующие сегодня политические механизмы не располагают к этому. Для Евгения Боровских гораздо важнее лояльность городского совета.
Многие из тамошних депутатов – представители бизнеса или близких к администрации институций, и горсовет молчаливо взирает на перестановку кресел и смену табличек с должностями и фамилиями. Никогда городской совет депутатов в Ельце еще не был в столь унизительном положении. Видимо, речь идет о каком-то характерном для всей Липецкой области тренде. Что-то подобное можно видеть и на примере отношений городского совета Липецка и Евгении Уваркиной с той лишь разницей, что касательно нового главы Липецка не было такого абсолютного единодушия со стороны депутатов, как в Ельце.
Местных начинает потихоньку «напрягать» обилие «варягов» на различных уровнях власти. Однако в неконкурентной системе, складывающейся в Липецкой области с момента правления Олега Королева, вряд ли можно ожидать вызревания новой элиты, готовой из патриотических интересов или из собственного честолюбия взять и бросить перчатку приезжим эффективным менеджерам.