Воронеж. 18.12.2019. ABIREG.RU – Аналитика – С каждым годом в бизнес-среде становится все более популярным термин «потребительский экстремизм». Несмотря на то, что такого определения в действующем законодательстве еще нет, столкнувшиеся с ним компании подразумевают под этим недобросовестные действия граждан-потребителей, которые, пользуясь известными нормативно-правовыми актами, получают от организаций-исполнителей денежные компенсации за малозначительные нарушения своих прав. Что же движет «потребителями-экстремистами» – желание заработать или отстаивание своих законных прав?
Кошелек или жизнь
Защита прав потребителей – это возможность всех граждан, которой, безусловно, не стоит пренебрегать. Но некоторые чересчур увлекаются и используют законодательные свободы для наживы.
Уже несколько лет в Воронеже орудует «профессиональный покупатель» Лев Семейкин. Его главные инструменты борьбы с якобы некачественным товаром – зоркий глаз и умение жонглировать законами. Кто такой Лев Семейкин – остается загадкой. При этом существует мнение, что в прошлом он был юристом. Вероятно, поэтому ему так искусно удается оперировать требованиями ГОСТа и постановлениями пленума Верховного суда.
Как отмечают местные производители, которым поступили претензии о качестве продукции, активист детально изучает будущую покупку и приобретает только то, что, по его мнению, не соответствует нормам и ГОСТам. Добавим, что это зачастую не относится к качественным характеристикам продукта.
Воронежский производитель мясных деликатесов компания «Масловские колбасы» не единожды сталкивалась с жалобами Льва Семейкина. Сперва можно предположить, что это атака конкурентов, но, после изучения «резюме» активиста, становятся ясны истинные мотивы. Так, в одной из последних претензий он заявил, что товар не соответствует требованиям. Помимо этого, в жалобе господин Семейкин детально описывает магазин, в котором приобреталась продукция, точно указывает дату посещения, а также предоставляет подробную информацию о компании-производителе.
Чтобы доказать свою правоту, господин Семейкин в каждой претензии ссылается на закон «О защите прав потребителей», а в случае невыполнения его требований грозится пожаловаться в местный Роспотребнадзор.
«Ответ предоставьте в письменной форме или выплатить мне компенсацию и денежные средства по почте или на лицевой счет в течение 10 дней в соответствии со ст. 22 Закона «О защите прав потребителей. В случае невыполнения вышеуказанных требований или уклонения от их выполнения в установленные законом сроки мной в судебном порядке будут заявлены требования о возмещении всех причиненных убытков, неустойки по ст. 395 ГК РФ, о взыскании морального и материального вреда, почтовых и юридических услуг, а также обращения в Роспотребнадзор по Воронежской области. <…> Кроме того, мне были причинены существенные нравственные страдания. Я был расстроен, когда мне продали некачественный товар и что я потратил столько время, чтобы стоять в очереди на почте, писать письма, деньги и нервы!» (орфография и пунктуация автора сохранены – прим. ред.), – говорится в претензии покупателя к компании «Масловские колбасы».
Любопытно то, что «профессиональный покупатель» в разных ситуациях оценивает нанесенный ему моральный ущерб в суммы от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Таким образом, «схема» Льва Семейкина позволяет получать ему своеобразный кешбэк.
«На самом деле, 5 тыс. рублей – для предприятия сумма незначительная. Но, во-первых, страшно представить, сколько потребителей могут последовать примеру Семейкина. А во-вторых, получая подобное заявление, размышляешь: если не идти на поводу, во сколько обойдется восстановление репутации. Ведь судебные тяжбы никому не нужны», – считают сотрудники «Масловских колбас».
Также настораживает то, что после претензии покупатель не старается вернуть якобы некачественную продукцию обратно производителю.
«Данный продукт при расторжении договора купли-продажи возврату продавцу (изготовителю) не подлежит», – заявляет он.
Помимо этого, он предлагает дружелюбно «решить спор в досудебном порядке», расставляя приоритеты по своему усмотрению.
Дороговизна и сложность необходимых экспертиз зачастую заставляют производителя плюнуть на все и не ввязываться в судебные тяжбы. Но в то время как некоторые подчиняются требованиям активиста, другие «выходят на тропу войны». В частности, еще один воронежский производитель мясных деликатесов «Сомовомясопродукт», столкнувшись с жалобой господина Семейкина, подготовил ответ на претензию. Речь о том, что покупатель требовал с производителя деньги за «нечитаемую дату изготовления продукции».
«При приобретении товара покупатель должен проявлять должную степень заботливости, осмотрительности и внимательности, проверить предоставленную продавцом информацию о товаре, его отличительных особенностях, осмотреть товар до его приобретения, а также вправе требовать от продавца предоставления дополнительной информации для того, чтобы сделать обоснованный выбор», – следует из ответа «Сомовомясопродукт» на претензию Семейкина.
Также в компании добавили, что до подготовки ответа на претензию руководство предприятия было намерено решить проблему мирным путем.
«Мы по телефону пригласили Льва Петровича к нам на предприятие, однако он взял время подумать, а после отказался», – уверяют специалисты компании «Сомовомясопродукт».
Немаловажно то, что обе претензии, поступившие в редакцию от разных компаний, написаны практически, что называется, под копирку. В них дословно повторяются не только ссылки на законы и нормы ГОСТа, но и недовольство господина Семейкина. Различны только суммы «моральных страданий».
Стоит отметить, что иногда слова «профессионального покупателя» все же имеют вес. Хотя по большей части этот вес касается только предупреждений. Например, реакция компании «Сомовомясопродукт» на претензию Семейкина обернулась для предприятия внеплановой проверкой Роспотребнадзора. Безусловно, оперативное реагирование ведомства на поступившую жалобу радует, как и то, что домыслы покупателя о некачественности продукции не подтвердились.
Кроме того, стало известно, что общественника помимо качества предоставляемой продукции заботило наличие ливневой канализации и мусорных баков на территории «Сомовомясопродукт», что и стало причиной очередного визита Роспотребнадзора на производство. К слову, его заявления о якобы несоблюдении чистоты на производстве также были опровергнуты специалистами ведомства.
Не хочешь по-хорошему – будет по-плохому
Вместе с тем в судах Лев Семейкин как рыба в воде. На его счету достаточно судебных разбирательств, которые не всегда заканчивались в его пользу. Еще одно качество Льва Семейкина – он не любит проигрывать. Так, в июне 2017 года он обратился в Воронежский областной суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, в котором просил присудить ему компенсацию в размере 10 тыс. рублей за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. В результате суд вернул заявление в связи с допущенными процессуальными нарушениями при его подаче, в том числе неустранимыми.
Откровенно говоря, разобраться в том, какую игру ведет Лев Семейкин – довольно сложно, потому что он воюет не только с производителями продуктов питания. Например, в декабре прошлого года господин Семейкин пытался оспорить решение первой инстанции по его иску к АО «Тандер» (супермаркеты «Магнит»), в рамках которого активист хотел взыскать материальный ущерб с торговой сети. Повторная жалоба также была отклонена.
А еще в портфолио «профессионального покупателя» иски о расторжении договора купли-продажи, взыскании денежной суммы ущерба, неустойки, убытков и компенсации морального вреда против ООО «Уваров и К» (специализируется на производстве хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения), ООО «Империя сумок Воронеж», ООО «Лента», ЗАО ТД «Перекресток» и прочих.
Стоит отметить, что даже если суд принимает сторону потерпевшего Семейкина, зачастую сумма морального вреда оценивается в разы ниже заявленной активистом.
Защита прав злоупотребителей
В свою очередь, по мнению управляющего партнера Адвокатского бюро «Шлабович, Татарович и партнеры» Игоря Татаровича, «потребительский экстремизм» – довольно популярное явление, которое существует практически во всех областях жизнедеятельности человека: в производстве, строительстве и даже сфере оказания госуслуг.
«Подобные случаи распространены не только в бизнес-среде. Как правило, у граждан два мотива: либо заработать, либо доказать свою социальную значимость. На Западе, кстати, таким образом зарабатываются немалые деньги. Был прецедент, когда с автомобильной компании Honda взыскали солидную сумму за слоган, звучавший примерно так: «Вам нужно только сесть и поехать». Покупатель пожаловался на то, что его не предупредили о необходимости периодически заправлять автомобиль. Казалось бы – ситуация, мягко говоря, абсурдная. Однако суд посчитал, что потребитель вправе получать всю информацию при покупке. Вместе с тем в России это явление представлено немного иначе. Предположу, что у каждого крупного предприятия, работающего с розницей, как минимум один такой якобы обиженный потребитель есть. И отказать ему в продаже никто не может. В Черноземье «профессиональные покупатели» – это «одиночки», которые с разной степенью успешности заваливают суды и органы жалобами», – утверждает Игорь Татарович.
«Так что же делать?» – спросят предприниматели, которым довелось «познакомиться» с такими потребителями, как Лев Семейкин. К сожалению, по словам экспертов, бороться с «потребительским экстремизмом» сложно, потому что бизнес постоянно развивается. При этом стоит помнить, что покупатель действительно имеет право на отстаивание своих интересов. И не все, кто это делают, желают получить сугубо материальную выгоду.
«Во-первых, предпринимателям могу посоветовать соблюдать закон. Только так можно будет избежать жалоб от «профессиональных покупателей». Во-вторых, необходимо создать в компании квалифицированную юридическую службу, сотрудники которой смогут сформировать верную стратегию работы в случае возникновения подобной ситуации. Стоит помнить, что предприниматель имеет право на проведение экспертизы (и должен им пользоваться). Естественно, оплата работы экспертов сперва ляжет на плечи компании, однако в дальнейшем, если суд не найдет вины производителя – бремя в виде финансирования проведенных мероприятий перейдет на покупателя. Нельзя назвать подобные действия потребителя вымогательством, так как закон трактует это определение по-другому. Действия потребителя находятся в другом правовом поле. Но бороться с активистами можно только рублем», – прокомментировал управляющий партнер Адвокатского бюро «Шлабович, Татарович и партнеры» Игорь Татарович.
Как бы то ни было, производители в некотором смысле благодарны Льву Семейкину за его активность.
«Его «работа», можно сказать, даже полезна для общества. Она заставляет производителя быть организованным, дисциплинированным, более бдительным. Но отстаивать свои права можно и нужно, если вы преследуете благую цель, а не финансовую выгоду», – резюмировали в «Сомовомясопродукт».
Вместе с тем сам господин Семейкин от комментирования своих мотивов и действий отказался.
«Я не хочу, чтобы публиковали мое имя. Я не давал разрешения на то, чтобы производители обращались к вам. Все решается в судебном или досудебном порядке. Наверное, они обиделись на меня. Это их проблемы. Делайте качественно. Если будет публикация – я подам на вас в суд. Можете написать обо мне под другим именем», – сообщил «профессиональный покупатель».
Неизвестно, сколько предприятий понесли финансовые или репутационные потери за годы «работы» Льва Семейкина, но, как говорят сами производители, «нервы он потрепал многим».