Незначительную корпоративную коррупцию, фиктивное банкротство и нарушение авторских прав может регулировать КоАП, пишут «Известия».
Небольшие взятки сотрудникам компаний, фиктивное банкротство, нарушение авторских прав и работа без лицензии могут потерять статус уголовных преступлений. С такой инициативой выступило Минэкономразвития, следует из письма замглавы ведомства Вадима Живулина в ФСБ, МВД, Генпрокуратуру и Следственный комитет (копия есть у «Известий»). Минэк предлагает, чтобы эти правонарушения регулировались только КоАПом – это позволит снизить давление на бизнес. Эксперты противоречиво оценили инициативу, отметив, что правоохранительные органы вряд ли ее поддержат.
Восемь на вылет
Минэкономразвития предложило силовым структурам отменить уголовную ответственность за восемь категорий правонарушений, закрепленных в УК. В частности, за коммерческий подкуп на сумму, не превышающую 10 тыс. рублей, за ведение бизнеса без лицензии или регистрации и за фиктивное банкротство. Также в списке Минэкономразвития такое правонарушение, как причинение имущественного ущерба собственнику путем обмана или злоупотребления доверием, совершаемое в крупном размере (от 250 тыс. до 1 млн рублей). Кроме того, ведомство предлагает отменить уголовную ответственность в случаях, если была скрыта или предоставлена заведомо неверная информация о ценных бумагах, вывести из-под действия УК плагиат, применение чужого товарного знака и незаконное использование изобретения, модели или промышленного образца, разглашение их сущности раньше срока и принуждение к соавторству.
Часть этих правонарушений и так включена в КоАП, подчеркивают в Минэке. Например, ведение бизнеса без лицензии или регистрации. Если такая деятельность причинила существенный ущерб или позволила получить доход в крупном размере, то в УК за это предусмотрено наказание в виде ареста до шести месяцев, обязательных работ или штрафа до 300 тыс. рублей.
Минэкономразвития предложило сохранить без существенных изменений эту статью в КоАПе, но резко повысить взыскание, которое сейчас находится в диапазоне от 500 до 2,5 тыс. рублей.
Аналогичный сценарий ведомство предусмотрело для статьи о фиктивном банкротстве, которое повлекло за собой ущерб на сумму более 2,2 млн рублей. В данный момент бизнесменам, ложно объявившим о своей финансовой несостоятельности, грозит тюремное заключение на срок до шести лет. По остальным видам Минэк также предложил либо повысить штраф, либо учредить санкцию в КоАПе.
Эти инициативы поступили в Минэкономразвития в результате работы тематического экспертного совета. Декриминализация статей Уголовного кодекса – только одно из направлений по защите прав предпринимателей, подчеркивается в письме. В пресс-службе ведомств отказались от комментариев. «Известия» направили запросы в ФСБ, МВД, Генпрокуратуру и СК.
Проблемы и перспективы
Экспертный совет, хотя и не очень часто собирается, постепенно движется к реальному продвижению инициатив по снижению давления на бизнес, заявил «Известиям» общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи. Поэтому инициатива Минэка в целом верная. Он добавил, что предприниматели пока не видят улучшения судебной практики – в частности, оправдательных приговоров по-прежнему мало. Впрочем, реакция силовиков будет зависеть от генеральной линии, которую зададут новый председатель правительства и руководители ведомств, отметил Александр Хуруджи.
Предложения Минэкономразвития на бизнес-климат существенно не повлияют, категоричен сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Это поверхностные меры, которые никак не связаны с основными опасениями предпринимателей относительно действий силовых органов. Бизнес беспокоит риск попасть за решетку до решения суда по фактически коммерческим спорам. Если законодательно запретить такую практику, то компании более охотно будут инвестировать в России, полагает он.
Впрочем, несмотря на незначительность предлагаемых Минэком изменений, силовые органы отреагируют на них негативно, добавил Антон Данилов-Данильян. Специфика этих структур в том, что они, как правило, выступают против любых перемен в сложившейся практике, если на это нет прямого указания со стороны руководства.
Любое министерство стремится к расширению полномочий, поэтому сокращения всегда воспринимаются негативно, согласен вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Однако если силовики одобрят декриминализацию указанных статей, бизнес-климат России сильно изменится к лучшему: имущественный ущерб логично компенсировать деньгами, а не тюремным сроком, заявил эксперт.
Власти неоднократно признавали проблемы в работе российской судебной и правоохранительной систем. Так, в январе 2020 года Владимир Путин в ответ на жалобы предпринимателей внес в Госдуму поправки по применению 210-й статьи, предполагающей ответственность за организацию преступного сообщества. Они должны защитить предпринимателей от необоснованного уголовного преследования. А в ноябре 2019-го по поручению президента была создана цифровая платформа «Забизнес.рф».
Руководство страны отмечало и кризис доверия предпринимателей к силовикам. Предложения по повышению его уровня должно было представить Минэку. Как ранее писали «Известия», бизнес-объединения и Следственный комитет направили в ведомство свои идеи, выступив за изменение KPI для следователей, создание отдельного органа для расследования экономических преступлений и улучшение имиджа правоохранителей в СМИ.
Екатерина Виноградова
Газета «Известия», 00:01, 22.01.2020