25 ноября 2024, 02:53
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Воронежский педагог: как коронавирус поразил российское образование

28.04.2020 13:10

Воронеж. 28.04.2020. ABIREG.RU – Мнения – Доктор педагогических наук и директор частной школы «Алиса» профессор Александр Могилев поделился своими размышлениями о том, какое состояние современного образования выявила пандемия-2020. Кажется, это рецидив и «больному» требуется реанимация.

– Что и говорить, не менее жестко, чем со здравоохранением, коронавирус обошелся с российским образованием. Оно не смогло адекватно ответить на новые условия и рассыпалось.

Последние события в системе образования показали, что никакая это не система, а просто разрозненные заведения, которые пытаются учить детей в силу понимания их учителями и директорами, как это надо делать. А поскольку директора в последнее время всё чаще – не из лучших учителей, а «эффективные менеджеры», то этого понимания нет. Соответственно, школа только делает вид, что чему-то учит, а на самом деле гонит документацию для проверок, и всё.

Я, конечно, не говорю здесь обо всех школах в стране. Разумеется, среди государственных (муниципальных) школ есть совершенно отличные. Но их единицы, а вот среди «не отличных» школ – не менее 30%, которые, согласно исследованиям последних лет, хронически не справляются со своими функциями. И еще около 20%, которые справляются достаточно условно. Именно это и выявили ВПР прошлых лет.

И вот теперь, во время самоизоляции, оказалось, что некоторые школы достаточно легко перешли на дистанционное обучение и вовсю как-то и чему-то (Как? Чему?) учат своих школьников. Но огромное число школ оказалось к этому не готово, как и их школьники с родителями. А сам процесс дистанционного обучения – вне нормативной документации и законодательства. Так что такой вариант обучения – это скорее самодеятельность, чем регулярная образовательная практика.

Всё происходящее [пролило свет] и на другой аспект образования в России: единого образовательного пространства, о котором так много говорили чиновники, <…> нет и в помине. Образовательные стандарты не выполняются и не выполнялись. ФГОСы можно отправлять в мусор. Все усилия по их внедрению ушли в песок. Новый опыт говорит о том, что то, чему учила школа до сих пор, – вряд ли это действительно нужно. Только так, чтобы немного развить кругозор школьников и чем-то занять их на 11 лет, пока они не созреют для того, чтобы перейти дозревать в вузы.

Завис и вопрос с ЕГЭ. Проводить его или не проводить вовсе в этом году? Если проводить, то когда?

Родители с детьми из крупных городов, которые уже подготовились к ЕГЭ, затратив немалые средства, требуют проведения ЕГЭ в срок. Они готовы, они хотят поступить в престижные вузы. Абитуриенты из малых городов и сел не успели даже засесть за подготовку, они требуют полной отмены ЕГЭ. И так и эдак выходит плохо.

Вроде бы министр Кравцов заявил, что ЕГЭ будет проведен так, чтобы это было безопасно для детей и педагогов. То есть после завершения эпидемии, в августе или даже в сентябре. А значит, десятки тысяч детей и их родителей остаются в подвешенном, взведенном состоянии.

И это ставит под вопрос смысл самого ЕГЭ как вступительного вузовского теста. Ведь вузы должны принять новых студентов как-то раньше и быстрее. И, может быть, без ЕГЭ, поскольку кампания по подготовке к ЕГЭ оказалась скомканной. Экзамен не покажет сколько-нибудь валидной оценки качества знаний абитуриентов, то есть вузы в этом году наберут первокурсников совершенно непредсказуемого качества.

Ну да ладно, им не впервой. Ведь и в вузах сейчас стоит стон преподавателей и студентов: они тоже не могут наладить дистанционный образовательный процесс. Почти каждый преподаватель пользуется своим набором приглянувшихся ему сервисов, а студенты на полном основании «игнорят» эти усилия: дескать, не смогли войти и вообще на дистанционное обучение не подписывались.

После завершения эпидемии, скорее всего, окажется, что многие продвинутые учителя и преподаватели вузов открыли для себя технологии дистанционного обучения. И им уже не захочется возвращаться к повседневной рутине уроков или вузовских лекций. Они смогут работать как самостоятельные, независимые педагоги, безо всякой школы или вуза. Новый вид самозанятых: «сам себе учитель, доцент, профессор», дистанционный репетитор.

А многие [родители заберут детей] из школ и вузов, ведь [последние] оказались не слишком эффективной структурой для того, чтобы научить. На школьном уровне всё более и более активно сейчас развивается семейное образование. И дистанционная аттестация. «Нешкольников», по самым скромным оценкам, проведенным Сколково, было в стране до недавнего времени примерно 200 тыс. человек. В результате происходящего образовательного коллапса это число удвоится или даже утроится, поскольку сейчас в условии анскулинга находятся почти все дети страны. И они (и их родители) обязательно «распробуют» этот запретный плод: не ходить в школу и учиться самостоятельно.

И ведь они будут учиться не тому, что прописано в программах и стандартах. Они выберут для изучения те дисциплины и тот материал, тот уровень сложности, который им нужен и нравится! Это еще один камень в адрес стандартов и программ. Джин выпущен из бутылки.

А в вузах по многим специальностям также можно обучаться экстерном. Например, по юридическим и экономическим наукам, психологии. Еще Владимир Ильич в свое время обучался юриспруденции на экстернате.

А дипломы… Кто их сейчас смотрит, эти дипломы?! Разве только на госслужбе их проверяют. А в частную организацию запросто и с открытыми объятиями возьмут на работу вчерашнего школьника или недоучившегося студента безо всякого диплома, если это толковые ребята. Потому что вузовский диплом и толковый работник – это в последнее время очень разные вещи. Совершенно никак не связанные друг с другом. Вот Билл Гейтс… Слышали? Он вообще не имел диплома вуза. Ему его дали как почетному выпускнику, когда он уже был известным всему миру основателем «Майкрософт».

Есть и другие тревожные симптомы поражения. Не знаю, как в других регионах, но у нас, в Воронежской области, департамент образования прямо сейчас, в период пандемии и самоизоляции, взялся проводить независимую проверку качества образования как муниципальных, так и частных образовательных учреждений. Мы должны провести анкетирование родителей и передать некие анкеты каким-то муниципальным координаторам. За проверку качества образования отвечает некое ООО, выигравшее, вероятно, какой-то конкурс на бюджетное финансирование.

То есть, если вы думаете, что чиновничество в условиях пандемии решило как-то помочь населению и занялось созданием системы пропусков, без которых и выйти-то из дому невозможно, и это всё, то вы неправы! Чиновничество решило помочь также образованию и бизнесу! Измаявшись от безделья в период самоизоляции, остановки образовательной деятельности, [оно взялось за] массовые проверки и оценку организаций. В списках проверяемых по Воронежской области сотни субъектов образования и бизнеса, детских садов, школ и центров дополнительного образования. Спасибо, родное государство, что ты ни о ком не забываешь в эти трудные дни!

Словом, поражение нашего образования (да и государства в целом) коронавирусом носит глубокий, комплексный характер, и, похоже, потребуется срочная реанимация.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 13