Российские воздушные гавани могут потерять до конца этого года почти 60 млрд рублей, пишут «Известия».
Критическое снижение пассажиропотока не позволяет аэропортам рассчитывать на скорое восстановление своей деятельности. На это потребуется два-три года, показали расчеты Национального рейтингового агентства (НРА). В лучшем случае полностью восстановить перевозки удастся только к началу 2023-го, в худшем – в 2024 году. Некоторые эксперты, опрошенные «Известиями», и вовсе полагают, что возвращения отрасли к прошлогодним результатам можно ожидать только через 10 лет. При этом господдержки в 10 млрд рублей хватит только для закрытия кассового разрыва II квартала 2020-го. Для спасения аэропортов, уверены в НРА, необходимо увеличить финансовую помощь почти вдвое и принять дополнительные меры, которые ускорят выход отрасли из анабиоза.
Шоковое приземление
На прошлой неделе, проводя совещание по поддержке отрасли авиаперевозок, президент Владимир Путин отметил, что в этом сегменте из-за коронавирусной пандемии произошел, пожалуй, самый серьезный спад среди всех видов транспорта. Он напомнил, что на внутренних рейсах пассажиропоток сократился на 88%, на международных почти приостановился, а количество пассажиров в аэропортах снизилось до минимального уровня.
Действительно, указывается в обзоре НРА (есть в распоряжении «Известий»), воздушные гавани наряду с авиакомпаниями и туристической отраслью считаются наиболее пострадавшими от кризиса. Уже в марте многие страны начали закрывать границы, что повлияло на пассажиропоток на международных рейсах, а в конце месяца изолировалась и Россия. В итоге, по оценке НРА, в апреле потери российских аэропортов могут составить 20 млрд рублей, половина которых придется на Московский узел. Шереметьево, оценили аналитики агентства, не досчиталось почти 6,5 млрд, Домодедово – почти 3 млрд, а Внуково – 884 млн рублей.
Пресс-служба аэропорта Домодедово (единственная, которая предметно ответила на запрос «Известий») заявила, что оценка финансовых потерь зависит от сроков возобновления авиасообщения и динамики восстановления пассажиропотока, которые пока трудно прогнозировать.
– Учитывая уровень рентабельности аэропортов – порядка 25% – для безубыточной работы отрасли пассажирский трафик не должен падать более чем на 75%, – пояснил «Известиям» гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. – В апреле аэропорты фактически лишились выручки за месяц, при этом порядка 85% затрат отрасли – это постоянные расходы.
Выход из пике
НРА подготовило два прогнозных сценария ущерба для отрасли от коронавирусной пандемии, а также сроков возвращения к полноценной деятельности компаний. Базовый сценарий предполагает, что внутренние перевозки начнут восстанавливаться в начале лета, а международные – с осени. В соответствии с пессимистическим сценарием закрытие внешних перелетов сохранится до 2021 года, внутрироссийских – до осени. В первом случае, полагают в агентстве, пассажиропоток российских аэропортов в 2020 году упадет на 50%, во втором – до 70%.
Руководитель InfraONE Research Александра Галактионова согласна, что развитие ситуации в аэропортовой отрасли во многом будет зависеть от того, когда снимут режим ограничений в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, на которые приходится более 60% пассажиропотока в стране. Также важно, когда откроют международное авиасообщение.
– По нашей оценке, первое может произойти в июне, а второе – ближе к августу при условии отсутствия повторных вспышек коронавируса. Это позволит сфере воздушных перевозок медленно наращивать выручку. Но в течение ближайших двух-трех кварталов она будет ниже значений прошлых лет, – добавила она.
Как прогнозируют в НРА, операционный убыток аэропортов Москвы за апрель-декабрь 2020 года может составить 18 млрд рублей при реализации базового сценария и 37 млрд рублей – при пессимистическом варианте. Региональные гавани при максимально благоприятном развитии событий даже смогут заработать порядка 1,6 млрд рублей за счет перевозок на курорты, в худшем случае – потерять почти 22,8 млрд рублей. То есть при реализации пессимистического варианта общие потери отрасли аэропортов могут составить 59,8 млрд рублей.
Три года ждут
Базовый сценарий предполагает, что пассажиропоток в 2020 году составит 74 млн человек, пессимистический – 45 млн соответственно. По расчетам агентства, в первом варианте полное восстановление деятельности аэропортов до уровня 2019 года потребует несколько лет, и произойдет это к началу 2023 года. При пессимистическом сценарии – в 2024 году.
Борис Рыбак согласен с оценкой НРА. Но в случае реализации пессимистического сценария, по его мнению, уровня авиаперевозок 2019-го удастся достигнуть только к 2030 году.
В обзоре НРА отмечаются многочисленные сложности, с которыми сталкиваются аэропорты и которые будут мешать восстановлению их деятельности. Так, в значительной части их выручка формируется за счет арендаторов, которые в отсутствие пассажиров покинули воздушные гавани, при этом расходы на содержание площадей сохраняются. Кроме того, возможности компенсировать выпадающие доходы ограничены. Например, тарифы аэропортов регулируются государством, поэтому существенно поднять ценник для перевозчиков они не могут.
«В текущих условиях аэропорты будут вынуждены сокращать персонал, существенная часть которого имеет специфические профессиональные квалификации и навыки. Это приведет к росту напряженности на рынке труда и затруднениям в возобновлении деятельности при восстановлении рынка», – указывается в обзоре НРА.
Борис Рыбак считает, что частично аэропорты будут решать проблему за счет заморозки значительной части инвестпрограмм. С ним согласна и Александра Галактионова, которая также считает, что с учетом полученных убытков аэропорты будут вынуждены частично пересмотреть свои капитальные вложения.
– Вероятнее всего, будут реализованы проекты, по которым работы уже начались (например, реконструкция ВПП в Шереметьево, строительство терминала в Кемерово и другие) или находятся на начальной стадии (проектирование нового аэровокзала в Краснодаре), – добавила она.
Как подчеркивается в обзоре, аэропортовая деятельность – капиталоемкий бизнес. «Ряд аэропортов привлекал заемное финансирование для реализации программ расширения терминальных мощностей, обновления техники. Часто заимствования привлекались в иностранной валюте», – говорится в материалах НРА. Например, свыше 80% долга Шереметьево на конец 2019 года номинировано в долларах, у Домодедово – 69%. Что в связи с ослаблением рубля привело к удорожанию заимствований.
Только процентные расходы на обслуживание долга в отрасли составляют 5 млрд рублей в месяц ежемесячно. По мнению аналитиков, у части аэропортов могут возникнуть сложности с погашением кредитов и рефинансированием в связи с высокой долговой нагрузкой. В этом смысле остается уповать только на государство.
Временные меры
На данный момент аэропортам предполагается поддержка в размере 10 млрд рублей до июля. Соответствующее правительственное постановление, сообщил глава Минтранса Евгений Дитрих, должно быть принято до конца мая. В дальнейшем, как отмечалось на совещании у президента, авиаотрасль, возможно, потребует дополнительной помощи в размере 30 млрд рублей. Но вопрос этот будет решаться позже – с учетом результатов деятельности в мае-июне и исходя из возможностей бюджета, сообщил министр транспорта.
По мнению аналитиков НРА, 10 млрд рублей хватит только для покрытия кассового разрыва аэропортов за один месяц. По оценкам агентства, отрасль во II квартале текущего года нуждается в привлечении финансирования в размере 7 млрд рублей ежемесячно. Кроме того, полагает один из авторов обзора, руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин, нужны и новые меры непрямой финансовой поддержки. Например, обнуление ставки НДС на внутренних рейсах с Москвой в качестве пункта отправления или назначения. По его мнению, это важно для поддержания спроса на билеты на фоне снижения доходов населения, а также новых правил рассадки в самолете.
Кроме того, считают в НРА, необходимо установить льготы по платежам государству за аренду аэродромной инфраструктуры, а также по платежам за коммунальные и аэронавигационные услуги, субсидирование процентных ставок по привлеченным на инвестпрограммы заемным средствам. Меры, приведенные в отчете, могут поддержать отрасль в непростой период беспрецедентного ограничения полетов, сообщила «Известиям» пресс-служба аэропорта Домодедово.
С похожим предложением в правительство уже обращались представители отрасли. Как писали «Известия», Международная ассоциация аэропортов (МАА) предлагала, в частности, освободить аэропорты от уплаты аренды за использование федерального имущества аэродромов, предоставить отсрочку по уплате налогов и страховых взносов, а также предусмотреть финансирование затрат на сохранение персонала. Кроме того, ассоциация просила о полном или частичном покрытии затрат перевозчиков на аэропортовые услуги и топливо за счет госсубсидий.
Пресс-служба Минтранса не ответила, будут ли разрабатываться в ближайшее время новые меры поддержки аэропортной отрасли, адресовав «Известия» к уже опубликованным материалам.
Анна Каледина, Александр Волобуев
Газета «Известия», 00:01, 19.05.2020