Воронеж. 26.01.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Сегодня появляются новые технологии выращивания, строго исполняются предписания по внесению удобрений и применению средств защиты растений (СЗР). О развитии отечественного семеноводства, открытии новых производств и выращивании эмбрионов крупного рогатого скота «Абирегу» рассказал генеральный директор компании «Щелково Агрохим» Салис Каракотов.
– С какими результатами компания «Щелково Агрохим» закончила 2020 год?
– Пожалуй, это был для нас самый необычный год за всю историю компании. Конечно, мы никак не могли предсказать всем нам известные печальные обстоятельства пандемии, однако я всё же не хочу все потери или недоработки списывать на нее. В апреле-мае по нам сильно ударил скачок курса доллара, который резко вырос на 25%. Мы, производители средств защиты растений, привязаны к курсу валют, особенно к еврокурсу. В общем, получили удар под дых, были вынуждены срочно пересматривать свои бюджеты на закупку импортного сырья. Честно говоря, отечественные производители сырья тоже подняли цены. Поэтому первый квартал мы завершали с очень большими сомнениями относительно благополучности года в целом. Хотя мы были в этом не одиноки – все наши партнеры испытывали такие же трудности. Но надо иметь в виду, что наше предприятие относится к крупнейшим федеральным налогоплательщикам и на нас лежат особая нагрузка и ответственность. И конечно же, мы в первую очередь должны были заботиться о том, чтобы сохранить объемы производства, темпы развития и численность работников.
«Щелково Агрохим» существует уже 22 года, и при этом мы всегда прогнозировали рост производства. Статистически мы рассчитывали на плановый рост производства в 2020 году в размере порядка 15%. У нас было много задач, для того чтобы перестроиться на ходу, не снижая объемов производства, и при этом бережно отнестись к работникам в возрасте 65+, позаботиться о том, чтобы они смогли трудиться на «удаленке». В итоге нам удалось с участием Минсельхоза и Минпрома преодолеть некоторые сложности, возникшие с перемещением наших товаров, торможением грузовых потоков. Далее объем производства сельхозпродукции стабильно возрастал, соответственно, потребление СЗР тоже увеличилось. Рост продаж средств защиты растений составил 21%, а с учетом реализации собственных семян финансовые показатели компании выросли на 24%. Это во многом связано с расширением клиентской базы – мы много работаем над качеством и репутацией препаратов и демонстрацией их в различных регионах, тем самым повышая доверие сельхозпроизводителей к отечественной продукции СЗР.
– А каково соотношение импортной и отечественной продукции?
– Сейчас мы существенно превысили внутреннее производство над импортом, которое составляет порядка 64%, При этом еще пять лет назад мы занимали 42%, а доля импорта составляла 58%.
– Скажите, как решается проблема производства отечественных семян свеклы?
– В стране принята доктрина продовольственной безопасности – это определяющая необходимость обеспечения семенами собственного производства российских сельскохозяйственных культур не менее чем на 75%. Для достижения этой цели трудятся не только те, кто занимается сахарной свеклой, но и маслом, картофелем, соей, кукурузой. Инициатором разработки генетики современной сахарной свеклы была компания «Щелково Агрохим», и мы эту работу вели с 2005 года. В Воронежской области в 2010-м мы построили семенной завод по дражированию семян, намереваясь перерабатывать именно отечественные семена. К сожалению, они оказались даже в дражированном виде не очень конкурентоспособными по причине генетической невыравненности, что приводило к неравномерному прорастанию растений. Зато семена оказались устойчивыми к засухе и почвенным патогенам. Мы поставили себе цель создать новую генетику, которая была бы лишена этой невыравненности и показывала бы равные с мировыми образцами результаты. Сначала для достижения этого мы привлекли собственное финансирование. А в 2017-2018 годах для совместного финансирования мы объединились с компанией «Русагро». И эта коллаборация привела к тому, что в 2021 году началась коммерциализация новых семян, по сути, началось массовое производство семян новой российской генетики. Мы создали ее примерно за пять лет. И в 2019 году мы вошли в федеральную программу развития сельского хозяйства, рассчитанную до 2025 года. Подпрограмма сахарной свеклы предусматривает бюджетное финансирование, равное небюджетному.
Мы уже начали получать первые средства (программа в целом оценивается в 1,38 млрд рублей). Соответственно, внебюджетно мы вложим столько же. На сегодняшний день мы имеем 21 зарегистрированный гибрид новой сахарной свеклы, также подготовлены для дражирования 150 тонн семян для производства примерно 60 тыс. посевных единиц для различных регионов России. Эти семена прошли двухгодичное госсортоиспытание и внесены в государственный реестр селекционных достижений как новые гибриды. Считаю, это прорыв! В 2021 году мы хотим занять порядка 6% российского рынка, в 2022-м – 13%, в 2023-м мы реализуем 250 тыс. посевных единиц, и тогда наша доля составит приблизительно 22-23%. А к 2024 году мы «поднимем» до 25% российского рынка. Программа достаточно амбициозная.
– Расскажите про проект по производству семян пшеницы и бобовых в Орловской области. На какой он стадии?
– В Орловской области у нас на завершающем этапе находится строительство нового семенного завода: идет монтаж оборудования. Думаю, что в первом квартале мы должны закончить, даже к весеннему севу произведем на нем семена. Не менее 10 наименований сортов сои, 5-6 новых сортов озимой пшеницы. Также у себя в Орловской области в нашем хозяйстве «Дубовицкое» произвели и реализовали к посевной 2020 года семена различных культур почти на 1 млрд рублей. Это отдельное новое бизнес-направление по производству сои, гороха и яровой пшеницы. То есть в Орловской области на новом заводе мы будем производить порядка 20 тыс. тонн семян сои и столько же семян озимой пшеницы. Также мы развиваем и укрупняем семеноводство в «Дубовицком», где у нас производятся семена отдельных остистых сортов озимой пшеницы, гороха и некоторых сортов сои. Поэтому семеноводство у нас сейчас в приоритете.
– В 500 млн заявленных инвестиций в строительство нового производства уложились?
– Уже освоено порядка 300 млн рублей, остальные средства будут израсходованы к апрелю.
– Это собственные средства или банковское финансирование?
– Исключительно собственные средства, ни одного кредитного рубля на этот проект нами не привлечено.
– Каков срок окупаемости?
– По моим предварительным расчетам, срок окупаемости этого проекта составит 2-3 года.
– Так быстро?
– Это быстроокупаемый проект. Я считаю, что проекты по производству собственного семенного материала с учетом собственной переработки должны окупаться в течение трех лет. Мы будем производить заявленные объемы. Кроме того, у нас рядом с этим заводом находятся около 2 тыс. га, где мы будем формировать новые сорта озимой пшеницы и сои. Это позволит достичь быстрой окупаемости.
У нас с 2019 года развивается собственное новое направление – селекция подсолнечника. Подсолнечник – тоже импортозависимая культура, которая нуждается в развитии собственной внутренней отечественной селекции. «Щелково Агрохим» финансирует селекцию семян подсолнечника и уже имеет 11 гибридов – классических и имидазолиновых, обладающих высоким содержанием олеиновой кислоты. Думаю, что в этом году мы сможем посеять наш подсолнечник на 150 тыс. га.
– Как развиваются ваши воронежские и липецкие проекты?
– В Воронеже на полную мощность загружен завод дражирования семян. Рядом с ним совместно с «Русагро» запущен селекционный генетический центр по сахарной свекле. Там работают порядка 80 человек, которые успешно занимаются созданием новых гибридов различными методами. Также дан старт строительству новой теплицы для круглогодичного ведения селекционных работ.
– В каких долях ваша компания и «Русагро» инвестируют в проект?
– Мы с компанией «Русагро» инвестируем 50 на 50 в развитие научной программы по селекции сахарной свеклы. Что касается селекции сои, озимой пшеницы, подсолнечника – это собственные направления «Щелково Агрохим». Кроме того, у нас успешно работает еще одно направление – сборка техники. Рядом с нашим семенным заводом построен цех для сборки самоходных и прицепных опрыскивателей, сеялок различного вида и кормовых пресс-подборщиков, которые мы также собираем и продаем. В рамках этого направления мы используем до 70% отечественных комплектующих.
– Как вы считаете, у отечественной селекции семеноводства есть перспективы?
– Крупные химические компании нашей сферы деятельности в своем большинстве являются производителями семян. Спрашивается, почему мы отставали по этому направлению? Могу сказать с большой долей вероятности, что в ближайшее десятилетие селекция семеноводства будет тесно связана с биохимией, физикохимией. Я в начале нашей беседы говорил о том, что у нас продажа семян резко возросла: если в 2019 году мы продали семян на 300 млн рублей, то в 2020 году – уже на миллиард рублей, а в этом году объем реализации семенного материала может увеличиться еще вдвое.
Знаете, разработка и производство семян – это, может быть, даже сложнее, чем создание химических препаратов, потому что мы, по сути, вмешиваемся в функции живого организма. Отбор лучших образцов и доведение их до массового производства – колоссальный труд. Посмотрите, к настоящему моменту мы на 99% заполняем своими семенами собственные потребности по пшенице. А по подсолнечнику – только на 40%, по сахарной свекле – пока на ноль.
– Вы же еще занимаетесь селекцией семенного материала для молочных пород коров?
– Да, на нашей липецкой площадке мы создаем семя быков и эмбрионы молочных пород коров. Я считаю, что этот проект уже стал самоокупаемым, хотя еще два года назад постоянно нуждался в инвестициях. Тогда мы завезли из Европы очень хороших быков, так что теперь производим качественное семя и осуществляем его продажу, оказываем услуги по имплантированию эмбрионов.
– Это востребовано?
– Вполне. От Липецкой области до Алтайского края. Кроме того, в 2020 году компания «Бетагран Липецк» получила лицензию на производство племенного материала. Уверен, что это поможет реализации нашей продукции.
– Какова стоимость проекта?
– Инвестиции составили 360 млн рублей. У нас есть также планы по созданию демонстрационной площадки. Это будет ферма с коровами, произведенными из эмбрионов, которые выведены из яйцеклеток коров с потенциалом более 10 тыс. литров надоя. Скорее всего, эту программу мы реализуем в Орловской области в 2022 году.
– Вы же еще и сыр производите?
– Да, но пока в небольшом объеме, так сказать, для себя. Но, видимо, придется инвестировать в сырный цех и развивать производство. Пока это пробный вариант. Необходимо соответствующее оборудование. Установим его, и тогда можно будет говорить о каком-то серьезном сыроделии. Ежедневно мы получаем от наших коров 2-2,5 тонны молока, так что вполне можно закладывать 200 кг сыра.