Воронеж. 01.04.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Спросите у воронежцев, чем знаменит город. Многие вспомнят «Гото Предестинацию», котенка с улицы Лизюкова, Воронежское водохранилище (одно из крупнейших в мире) и многое другое. Но найдутся и те, которые скажут, что Воронеж знаменит вонью, первоисточником которой является работа Левобережных очистных сооружений.
На царящий каждое лето в городе аромат обратил внимание художник Ян Посадский. Его арт-объект «#Вонеж», состоящий из слов «Вонь» и «Воронеж», хоть и ненадолго, но стал символом зловония.
Начало конца
Первый хозяин у Левобережных очистных сооружений Воронежа появился еще в конце прошлого века. Находившиеся до этого в госсобственности ЛОС в 1999 году с легкой руки передал заводу «Воронежсинтезкаучук» (ВСК) тогдашний градоначальник Александр Цапин. До 2006 года система работала исправно: завод очищал не только свои стоки, но и канализацию жилфонда левого берега, взимая за это плату с мэрии. После того как мэрия задолжала предприятию 350 млн рублей за очистку стоков, не задействованная в производстве часть ЛОС была выделена в отдельное юрлицо. При этом нефтехимический холдинг «Сибур» (владеет «Воронежсинтезкаучуком») за 800 млн рублей обновил заводские очистные, а те, что обслуживали город, оставил как есть.
После этого ЛОС пошли по рукам. В 2009 году старое ООО «ЛОС» (назовем его ЛОС № 1) за 28 млн рублей выкупили структуры, связанные с занимавшим тогда должность вице-спикера гордумы Леонидом Зенищевым и бизнесменом Александром Тюриным. А уже в 2014-м было зарегистрировано новое ООО «ЛОС» (для простоты чтения – ЛОС № 2, генеральный директор – Игорь Житарюк). Бенефициарами выступили несколько предпринимателей, по слухам, связанных с известным участником коммунального рынка Вадимом Ишутиным. Сумма сделки по покупке бизнеса составила 77 млн рублей.
Хранилище долгов
Поясним, из судебных материалов и данных СМИ, которые «любя» прозвали ЛОС хранилищем долгов, следует, что бенефициары Левобережных очистных сооружений использовали бизнес-модель, состоящую из нескольких юридических лиц. Благодаря ей все риски, в том числе долги по налогам или перед подрядчиками, штрафы Росприроднадзора, возлагались на ЛОС № 1. Они не имели имущества и брали активы очистных сооружений в аренду у бывшей структуры ВСК – ООО «Синтез инвест». После появления у ЛОС проблем с возвратом кредита ульяновского «ПВ-банка» в размере 40 млн рублей его собственники оперативно зарегистрировали через цепочку формально не связанных друг с другом фирм ЛОС № 2. А «Синтез-инвест» в адрес ЛОС № 1 подал банкротный иск из-за задолженности по арендным платежам на сумму в 16 млн рублей.
То есть регистрация абсолютно идентичного юрлица позволила предприятию работать и после банкротства ЛОС № 1, притом что за очистными числилось более 300 млн рублей долгов, из которых 123 млн рублей – это ущерб, причиненный водохранилищу в феврале 2015 года.
Важно, что ЛОС № 1, ЛОС № 2 и «Синтез инвест» связаны общими учредителями, в числе которых Евгений Макринов, Тимур Бакиров, Константин Никифоров, Игорь Житарюк и Евгений Турищев.
Чувство долга банкроту не свойственно
В сентябре 2015 года в отношении предприятия была введена процедура наблюдения, а конкурсное производство на старом ООО «ЛОС» началось в 2016 году. Конкурсным управляющим числился Петр Поздняков.
Именно из-за отсутствия у банкротящегося юрлица имущества срок конкурсного производства неоднократно продлевался. Вопрос о его завершении был решен лишь в январе 2021 года. Старое ООО «ЛОС» было признано банкротом.
Как говорилось ранее, инициатором запуска процедуры банкротства стал разорившийся «ПВ-банк» из Ульяновска, который представляло Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Оно пыталось взыскать 248 млн рублей со старого ООО «ЛОС.
В случае удовлетворения иска, АСВ получило бы личное имущество предпринимателей, а главное – четыре участка общей площадью 325,22 тыс. кв. м на улице Балашовская в Левобережном районе Воронежа. Там расположены очистные сооружения, одно из административных зданий и сеть канализации. Активы бенефициаров компании и ту часть недвижимости, которую мог потерять «Синтез инвест» и работающие ЛОС, было запрещено продавать, дарить, сдавать в аренду или использовать как залог, но можно было продолжать использовать. Общая сумма арестованного имущества, куда вошли и спортивные автомобили господина Бакирова, составила более 368 млн рублей.
Остальные долги приходились преимущественно на подрядчиков очистных. В документах АСВ сообщалось, что перед банкротством старое ООО «ЛОС» якобы заключило договоры на капремонт оборудования, принадлежащего «Синтез инвесту». После того как работы были выполнены, компания с долгами перед подрядчиками ушла в банкротство, а отремонтированное имущество осталось в собственности другого юрлица.
«Где деньги, Зин?»
В августе 2019 года стало известно, что концессионер водопроводов и канализации в областном центре «РВК-Воронеж» (входит в ГК «Росводоканал») рассматривает возможность покупки у местных предпринимателей Левобережных очистных сооружений.
Спустя год жалоб воронежцев губернатор Александр Гусев решился пойти на вынужденную смену собственника ЛОС. Глава региона посчитал неэффективной текущую работу по борьбе с запахом, захватившим весь город. Единственным спасителем могло бы стать ООО «РВК-Воронеж». Но сыграть в монополистов не получилось. По слухам, иск Росприроднадзора за причиненный ущерб в 726 млн рублей надолго отбил желание покупать и без того проблемный актив. Но об этом чуть позже.
В конце 2020 года группа контролирующих ЛОС предпринимателей всё же договорилась об их продаже «РВК-Воронеж» за 250 млн рублей. Сделка была близка к завершению, но затянулась из-за юридических вопросов. Они касались передачи имущества и перехода хозяйственной деятельности от одного юрлица к другому с учетом природоохранного законодательства. Смена владельца происходила на фоне еще не решенной проблемы с неприятным запахом от стоков ЛОС. В декабре 2020 года гендиректор «РВК-Воронеж» Олег Николаенко пояснял, что на завершение сделки нужно от трех до девяти месяцев.
Аромат 726 миллионов
В марте этого года Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Росприроднадзора выставило Левобережным очистным сооружениям требование оплатить ущерб, нанесенный Воронежскому водохранилищу. Причиной стал сброс загрязняющих сточных вод с превышением фоновых и предельно допустимых концентраций. Сумма ущерба составила почти 726 млн рублей. Обязательное условие – добровольная уплата в течение месяца, иначе – суд.
Такой поворот событий, вполне возможно, повлияет не только на цену сделки по продаже ЛОС, которая находилась в стадии юридического оформления, но и в целом на судьбу очистных.
В 2020 году ведомство в результате трех проверок нашло «множественные нарушения природоохранного законодательства». Управление обнаружило, что ЛОС ежедневно сбрасывает 60 тыс. кубометров сточных вод «без соответствующей разрешительной документации и нормативов допустимых сбросов» и «допускает нарушение технологии эксплуатации комплекса очистных сооружений». Также предприятие не построило цех обезвоживания сырого остатка в установленный инвестпрограммой срок. Напомним, что утвержденная еще в 2015 году программа предусматривает строительство и реконструкцию различного оборудования и сооружений, на которые предприятие с 2016 по 2025 год должно вложить 1,1 млрд рублей.
Осенью 2018 года после первых массовых жалоб на неприятный запах региональное управление Роспотребнадзора через суд требовало ускорить реализацию программы. В апреле 2020 года Игорь Житарюк докладывал губернатору Гусеву, что проводимые мероприятия «позволили улучшить биологическую очистку», а модернизация технологии выгрузки сырого осадка из первичных отстойников позволит сократить время его нахождения в сооружениях механической очистки. Также господин Житарюк упоминал о планах строительства нового цеха механического обезвоживания.
Хотя руководству очистных не привыкать оправдываться и строить несбыточные планы. С 2014 по 2020 год включительно региональный Росприроднадзор рассчитал ущерб, причиненный очистными сооружениями Воронежскому водохранилищу в результате сброса сточных вод с превышением установленных нормативов КПД. В частности, в 2014 году – 123 млн рублей, о которых мы говорили ранее; в 2016-м – 126 млн рублей, а в 2019 году – 6 млн рублей. Все три ущерба судом признаны законными и в настоящее время они взыскиваются в судебном порядке.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
А в марте этого года ЛОС объявили тендер на инвентаризацию сбросов и проект нормативов по стокам в Воронежское водохранилище. У подрядчика будет два месяца на разработку проекта и утверждение норматива. Ему предстоит провести инвентаризацию сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, разработать и утвердить проект показателей предельно допустимых сбросов по выпуску № 1 ООО «ЛОС» в Воронежское водохранилище.
Пока же руководство очистных пытается «воскресить мертвеца». Тем временем Воронежская область сдает позиции в экологических рейтингах, пестрит скандалами об экоцидах и умопомрачительных штрафах за нарушения природоохранного законодательства.
Выстроенная бизнес-модель нынешних собственников очистных сооружений заслуживает «похвалы». Шокирующие долги, виртуозное банкротство и безнаказанность – верные спутники ЛОС и их учредителей. Но в понимании жителей вина за «ароматный» Воронеж лежит исключительно на руководстве очистных. При этом «токсичная» деятельность руководителей очистных определенно сказывается на репутации представителей региональной власти.
Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что ЛОС переживают не лучшее время. Теперь заработанное годами и упорным трудом достояние очистных – это многомиллионные штрафы и долги, общенародный негатив и многочисленные жалобы на невыносимую вонь, которые играют злую шутку и могут вполне привести ЛОС к очередному банкротству.