Воронеж. 18.10.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Из-за пандемии коронавируса воронежский бизнес столкнулся с рядом проблем, к которым не был готов. Не все выдержали этот удар: часть компаний закрылась, часть сменила вид деятельности, часть нашла выход из сложившегося кризиса. Однако пандемия открыла и новые перспективы для развития. Мировой опыт показывает, что кризис может стать удачным временем для запуска бизнеса. Так, в тяжелые времена были основаны такие компании, как Adidas, General Electric, FedEx и др. «Абирег» поговорил с экспертами о том, какие ниши в Воронеже для ведения бизнеса остаются свободными и перспективными и о чем не стоит забывать при запуске дела в условиях пандемии.
Бизнес-консультант Евгений Гаврилов выделил три основных направления в бизнесе, которые, по его мнению, будут актуальны в ближайшем будущем: «Лично я уверен в росте внутреннего туризма из-за курсов валют и карантинных ограничений. В этой связи дополнительные возможности появятся у сферы развлечений, гостеприимства и общепита. Второе направление – штучное и мелкосерийное производство. Результат совместной работы местных дизайнеров и частных производителей мебели, одежды, инвентаря, украшений может быть на уровне дорогих международных брендов при цене в 2-3 раза дешевле. Третье направление – аутсорсинг офисных услуг. Честно говоря, ждал расцвета этой отрасли еще в 2015-м, но пока темпы очень скромные. Остается завидовать низкому уровню конкуренции на многих рынках, которые всё еще позволяют не оптимизировать издержки, переводя их из фиксированных в переменные. Всё еще уверен, что не за горами рост аутсорсинга: ИТ-поддержки, бухгалтерского учета, маркетинга, пиара, юридических услуг, управления персоналом, техобслуживания помещений и оборудования, управления проектами».
Основатель международной школы программирования «Алгоритмика» Андрей Лобанов считает, что одной из самых слабых сфер бизнеса в Воронеже является сфера дополнительного образования детей. Он полагает, что в городе не хватает курсов для подростков в возрасте от 13 до 17 лет.
Андрей Лобанов рассказал «Абирегу», что наиболее перспективным направлением в сфере дополнительного образования для бизнеса может быть IT. Согласно исследованию «Алгоритмики», большинство всех заведений дополнительного образования в Воронеже (37%) занимаются подготовкой к школе и помощью по школьным предметам. Доля языковых школ на рынке составляет 35%.
«Наибольший дефицит ощущается в самом востребованном направлении – сфере детского IT-образования, которое, несмотря на высокий спрос среди детей, занимает только 1% от всего небольшого рынка дополнительного образования в Воронеже. Это делает курсы программирования для школьников одним из самых перспективных направлений бизнеса для развития в городе», – считает предприниматель. «При этом такой бизнес крайне специфичный и запустить его с нуля очень сложно. Ведь чтобы открыть любую школу, необходимо разработать методологию и программу курсов, обучить преподавателей и многое другое. Поэтому наиболее простым и быстрым выходом будет взять франшизу уже известной школы», – говорит основатель «Алгоритмики», которая, к слову, также продает франшизы.
Собеседник «Абирега» на рынке образования считает, что в связи с пандемией и переходом на дистанционное образование растет спрос на частные общеобразовательные школы. Пока в Воронеже только формируется этот рынок.
Президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Юрий Гончаров отмечает, что сегодня выстраивать бизнес-модели нужно с оглядкой на тот факт, что в любой момент может произойти локдаун. «Если эта остановка снова произойдет, то, думаю, новый импульс получит интернет-торговля. Она уже его в достаточной степени получила. Но в случае локдауна этот процесс не просто продолжится, он будет усиливаться. Это же относится и к службам доставки. Сейчас, как мы знаем, федеральные сети получили серьезное развитие: успехи таких крупных игроков, как «Озон» или «Вайлдберрис», у всех на слуху. Но и многие магазины помельче на этой волне стали внедрять дистанционную торговлю, возможности онлайн-оплаты товаров. И у некоторых предпринимателей уже появился свой сегмент предложений в этой сфере», – говорит Юрий Гончаров.
При этом господин Гончаров обращает внимание предпринимателей на то, что при запуске бизнеса даже в пустующей нише нужно учитывать покупательскую способность населения. «В случае локдауна доходы населения будут еще стремительнее падать. А это означает, что люди будут меньше покупать товаров, меньше пользоваться услугами», – говорит эксперт.
Фотография с сайта Pexels