Воронеж. 29.12.2021. ABIREG.RU – Аналитика – За Воронежем уже давно закрепилось звание не только столицы Черноземья, но и IT-столицы макрорегиона. Однако есть предпосылки для того, чтобы город потерял это звание. В интервью «Абирегу» руководитель IT-кластера Воронежской области Владимир Бабкин рассказал о проектах кластера, перспективах создания технопарка и значимости IT-отрасли для других секторов экономики региона.
– Владимир, расскажите об интересных проектах, в которых принимал участие IT-кластер.
– Буквально в середине декабря был сдан проект, связанный с разработкой платформы «Спортивный регион», которая объединяет данные о спортивных объектах, спортсменах и их достижениях, соревнованиях, цифровизацию ключевых процессов спортивной сферы. Еще в конце прошлого года к нам обратился департамент спорта, для того чтобы мы дали какую-то экспертизу и помогли сформировать техническое задание на разработку такой системы. Получился сложный проект, в котором мы работали с двумя департаментами – спорта и цифрового развития, – и сотрудниками Центра спортивной подготовки сборных команд, чтобы понять все внутренние процессы, разобраться во взаимодействии спортивных школ и организаций спортивной сферы. Несколько компаний-участников кластера были задействованы в этом проекте. Результатом стало проработанное ТЗ на разработку этой цифровой платформы. Затем платформа была разработана и сдана заказчику. В следующем году начнется ее внедрение в деятельность спортивной отрасли области.
– Это будет информационный ресурс?
– У системы есть две части. Первая – портал, куда мы можем зайти и посмотреть, какие есть спортивные школы и секции, записаться, найти информацию о спортивных соревнованиях и мероприятиях, достижениях спортсменов, деятельности спортивных федераций. Можно назвать это информационным ресурсом. Важная задача здесь – популяризация активного образа жизни, занятий физкультурой и спортом.
Вторая часть нужна для эффективной работы департамента спорта, так как в системе будут агрегироваться данные по спортивной отрасли. Соответственно, эта система помогает быстро, удобно формировать необходимые отчеты, получать аналитику. Это был интересный большой проект, он занял реально год и еще будет продолжаться. Сейчас начнется внедрение, дальше, возможно, будут какие-то доработки.
– Есть ли у вас подобные проекты в промышленности?
– Это направление нашего развития. Компании кластера вовсю работают с предприятиями, есть много проектов, связанных с автоматизацией и цифровизацией процессов. Чаще всего это происходит на базе 1С.
Летом у нас была встреча с губернатором, на которой мы обсуждали создание Центра компетенций по информационной безопасности, переводу компаний на отечественные ИТ-платформы. Есть такой термин «защита критической информационной структуры». Достаточно важная тема. Есть закон, который обязывает компании разных отраслей эту защиту производить. Однако не совсем пока понятно, как это делать, какие для этого существуют рабочие решения. Инициатива была в том, чтобы создать в Воронеже Центр компетенций со специалистами, разрабатывать здесь программы для перевода, отрабатывать практики совместимости отечественных решений. Сейчас этот закон дорабатывается. Это как раз планы на ближайшее время в 2022 году.
– То есть предполагается, что это будет центр, куда промышленное предприятие может обратиться за помощью для обеспечения определенной безопасности? Как это будет работать?
– В первую очередь это будут консультации, на которых мы будем рассказывать о том, какие на рынке есть отечественные решения, какие технологии, как на них можно перейти, что сделать в самом начале. Планировалось, что на этой площадке должны агрегироваться продукты, аппаратные платформы, которые предлагают отечественные компании. Их можно будет компоновать, подбирать варианты для решения задач каждого конкретного предприятия и проводить подготовку специалистов предприятия к переводу на такие платформы.
– На фестивале РИФ вы вели целую секцию про технопарки в сфере высоких технологий.
– Да, это еще один интересный проект, над которым мы работаем. На РИФе поднимали эту тему, но заниматься начали ей еще раньше. Разговоры о том, чтобы в Воронеже появился технопарк, ведутся уже несколько лет. И как мне кажется, он всё-таки должен у нас появиться. Есть города, в которых технопарки работают неэффективно, есть города, в которых они работают эффективно. Давайте ориентироваться на последних. На базе таких технопарков создается то самое IT-комьюнити, которое помогает людям из этой сферы находиться в «питающей» среде. Также это один из моментов создания экосистемы, которая помогает IT-отрасли развиваться в регионе.
Кажется, в Воронеже есть все предпосылки для этого. Есть научная школа, есть федеральные IT-компании, есть достаточно сильные местные игроки. Не хватает только формирующей экосистемы, которая способствовала бы развитию именно местных IT-проектов, IT-стартапов, IT-предпринимательства. Позиция такая, что Воронеж не должен быть только такой площадкой, где готовятся сильные кадры программистов, которые тут же уходят в федеральные и глобальные компании или даже уезжают из региона. Сильные игроки на рынке – это, конечно, хорошо. Много людей работает в этих компаниях, для сотрудников создаются комфортные условия, задаются новые стандарты. Но хотелось бы, чтобы еще и развивалась экосистема, помогающая создавать новые IT-бизнесы здесь, в регионе. Есть и еще одна сторона того, что в городе работают «IT-фабрики». Компаниям поменьше довольно сложно найти себе компетентных сотрудников.
С другой стороны, у нас нет той самой экосистемы, которая помогала бы людям в реализации бизнеса в сфере IT. Здесь я имею в виду именно какую-то образовательную составляющую, менторскую. Нужно создавать IT-движуху, которая должна стать в том числе и инструментом для начинающих предпринимателей, помогающим избежать множества ошибок. Идея в том, чтобы одной из значимых частей технопарка было именно развитие технологического предпринимательства.
Технопарк – это сложная и небыстрая история. В качестве шага в эту сторону запускаем программу, которая поможет IT-компаниям, поощряющим «внутреннее предпринимательство» и запуск «внутренних стартапов» по инициативе сотрудников, выстроить такую работу системно. Так, чтобы организовать процесс быстрой и дешевой проверки бизнес-идей и не тратить много ресурсов на разработку каждой новой идеи (основатели-программисты часто сразу садятся писать код, предполагая, что этот продукт точно нужен). Рынок часто «отвечает», что нет достаточного спроса, чтобы построить на этом бизнес. В этом плане нужно использовать методологию акселераторов, помощь трекера для быстрого запуска проектов и дальнейшего роста этих продуктов.
– Есть уже какие-то предложения или конкретные планы по технопарку? Обсуждается эта тема действительно довольно давно, но пока задумка кажется эфемерной.
– Сейчас пытаемся найти физическую площадку, на базе которой можно будет этот проект реализовать.
– В Воронеже реальнее сделать государственный технопарк или частный? Знаю, в России есть успешные кейсы в обоих направлениях.
– Речи о создании государственного ИТ-технопарка не идет, насколько я знаю. Пока мы пытаемся реализовать это таким образом, чтобы использовать те возможности, которые могут предоставить наши власти. Речь о налоговых преференциях и определенных льготах. Есть опыт коллег по реализации проекта частного технопарка, экономическая модель которого не является дотационной. В этом контексте, мне кажется, нужно поговорить о том, насколько IT-отрасль в Воронеже является значимой.
– Да, это интересная тема.
– Интересно, еще и как сами власти ее оценивают. С одной стороны, это технологии и цифровизация. Вроде бы у нас для этого есть все необходимые компетенции, компании с опытом и наработанными проектами. С другой стороны, кажется, эта отрасль в Воронеже, по крайней мере, недостаточно подсвечена информационно. Воронежская область позиционируется больше как аграрный и промышленный регион. Особенно если посмотреть на публикации в разных источниках. Конечно, так оно и есть. Но даже Белгородская область, в которой тоже хорошо развиты и промышленный, и аграрный секторы, мне кажется, позиционирует себя как регион, в котором IT развивается. Воронежу не хватает акцента в информационном смысле, популяризации того, что IT-отрасль является значимой.
– Как вы считаете, почему так? Может, дело в том, что в регионе среди бизнесменов нет IT-сообщества как такового, как, например, есть ассоциации в строительстве. А из-за глобализации рынка у них нет в этом необходимости.
– Знаете, здесь речь даже больше о том, позиционируется ли Воронеж как город с хорошо развитой средой для IT-специалистов. Понятно, что компании идут в вузы, открывают там свои направления, центры подготовки. Но еще есть такое направление, как релокация специалистов. Нужно создавать условия для жизни, чтобы люди оставались в Воронеже и переезжали в город из других регионов. Это комплексная задача. Многое связано именно с городской средой, транспортом, позиционированием. У нас есть местные компании, которые работают в десятках регионов, создают проекты для автоматизации скорой помощи, занимаются цифровизацией целых областей на базе своих продуктов. И обо всем этом, кажется, можно было бы рассказывать и создавать такой информационный поток, который бы формировал Воронеж как айтишный город.
– Возможно, это происходит из-за того, что всё равно доля IT-отрасли в ВРП ничтожно мала. Хотя, с другой стороны, аграрии, промышленники сегодня уходят в цифровизацию, и если у нас не будет сильного IT-сектора, то и более традиционные отрасли экономики могут пострадать.
– Безусловно, это еще одно направление, которым мы собираемся заниматься. Мы планируем активно сотрудничать с аграрными и промышленными предприятиями. Именно с теми, которые видят перспективу в той самой автоматизации своих процессов. Думаю, скоро настанет тот момент, когда уже будет невозможно не использовать IT-технологии, для того чтобы конкурировать, развиваться. Задача IT-кластера – стать для таких компаний консультантом, точкой входа в эти процессы цифровизации. У участников кластера достаточно разные компетенции. Если к нам обращается промышленное предприятие и говорит, что видит задачу из серии оптимизации своего учета или управления, мы можем дать экспертизу в том, какими технологическими путями эту задачу можно решить, посмотреть с разных сторон и дать оценку проекта. С другой стороны, можем дать свою экспертизу в том, кто бы мог это реализовать, потому что мы знаем, кто на рынке работает. И если это комплексный проект, мы можем собрать все компетенции по разработке, информационной безопасности, хранению данных и стать, может быть, даже партнером.
Еще раз отмечу: если к воронежскому кадровому рынку добавить хорошую экосистему, которая направляла бы предпринимателей на развитие своих продуктов, все от этого только выиграют. Кажется, что будущее именно в продуктах, а не в заказной разработке. В прошлом году на совещании, инициированном мэром, было несколько IT-компаний. Глава города тогда спрашивал: «Что нам нужно сделать, чтобы Воронеж стал Кремниевой долиной?» Как ни странно, ребята говорили в основном о том, что кадров мало. Повторю, нужны собственные продукты и новые компании, которые создают эти продукты. Взять, к примеру, соседей – Белгород. Мне кажется, там создана как раз та площадка, на которой местные продукты развиваются. Или взять Пермь, есть на площадках пермского технопарка проекты, в которые инвестируют в том числе и воронежские бизнесмены.
– Какие бизнесмены?
– Фамилии не готов называть. Совсем недавно один из моих коллег (он работает в качестве трекера с пермским стартапом) наводил справки о воронежской компании, которая тоже сейчас рассматривает вариант инвестиций в их стартап.
– Кстати, о местных бизнесменах. В декабре воронежский девелопер Сергей Гончаров выкупил площадку «Электроприбора» и заявил, что рассматривает возможность создания на этой территории в том числе и IT-парка.
– Мы планируем с ним пообщаться по этому поводу.
– Подводя итог, по вашему мнению, в нынешних условиях выгодно ли в Воронеже быть IT-предпринимателем?
– Мне кажется, да. Например, есть региональные льготы. Многие ими пользуются, плюс федеральные, «налоговый маневр». Выгодно или нет, в первую очередь зависит от продукта. Насколько твой продукт решает проблему целевых клиентов, готовых за него платить. Локация здесь не то чтобы совсем не важна, но она важна с точки зрения возможности на конкретной территории собрать команду, которая создаст продукт и будет его развивать. В принципе, для того чтобы делать это в Воронеже, есть все условия. Есть та самая математическая школа, выпускники вузов. Достаточно близкое расположение к Москве, в которой всё-таки часто решаются многие вопросы.