Воронеж. 30.11.2022. ABIREG.RU – Аналитика – 22 ноября председатель Липецкого городского совета депутатов Александр Афанасьев официально объявил о своем уходе с поста спикера. Руководить горсоветом он будет почти до конца года, а затем планирует вернуться в бизнес семьи, который сейчас явно испытывает трудности. «Абирег» в рамках рубрики «Финансовый анализ» решил выяснить, в каком финансовом состоянии АО «Липецкий хладокомбинат» было на конец 2021-го и как это могло отразиться на нынешней ситуации.
В портфеле брендов хладокомбината есть тот, который известен на всю страну – ванильный пломбир в шоколадной глазури «Липецкое», выпуск которого начался еще в начале 1990-х. Сам же Александр Афанасьев получил прозвище главного липецкого мороженщика. Несколько лет назад у бизнесмена начали расти политические амбиции. В марте 2020 года его избрали спикером горсовета. В апреле того же года губернатор Игорь Артамонов сделал его своим первым замом в региональном отделении «Единой России».
Если, казалось бы, политическая карьера господина Афанасьева развивалась довольно неплохо, то его бизнес не чувствовал себя так уверенно. После того как Александр Афанасьев стал спикером горсовета, он передал долю акций АО «Липецкий хладокомбинат» в управление членам совета директоров предприятия. В 2020-м выручка предприятия начала падать – с 775 млн в 2019-м она сократилась до 668 млн рублей. По итогам 2021 года выручка Липецкого хладокомбината составила 638 млн рублей.
Свой уход с поста спикера горсовета Александр Афанасьев на сессии прокомментировал так: «Это было сложное, но хорошо обдуманное решение. Большинство из вас работают в бизнесе и понимают, что в нынешних экономических условиях он требует повышенного внимания. Я возвращаюсь к руководству предприятием».
По последним данным компании на 2017 год, Александру Афанасьеву принадлежало 48,8%, его сестре Инне Афанасьевой – также 48,8%. Она же руководит предприятием с мая этого года.
«Абирег» обычно в рамках «Финансового анализа» рассматривает более крупные компании со сложной структурой владения и управления. Однако из-за актуальности темы мы решили изучить информацию в «СПАРК-Интерфакс» об АО «Липецкий хладокомбинат». Предприятие относительно небольшое, в группу входят также ООО «Снежинка» и ООО «Снежинка плюс».
По мнению финансового эксперта «Абирега», бизнес на мороженом сейчас переживает не лучшие времена. «Тенденции этой не первый год, и причин достаточно много – от демографии и предпочтений граждан до стоимости сырья. Не лучшие времена переживают и услуги холодильного хранения. Крупные холдинги предпочитают собственные базы, а мелких посредников осталось мало. Всё это говорит о непростой конъюнктуре рынка», – говорит аналитик.
В первую очередь эксперт отмечает специфику балансовых показателей базовой организации (АО «Липецкий хладокомбинат»), которые уже привели к многочисленным исполнительным производствам. Вообще хладокомбинат регулярно судится. В год организация, судя по статистике за последние пять лет, выступает ответчиком минимум на 10 млн рублей. А в 2019 и 2022 годах сумма превысила 40 млн рублей.
«Впрочем, на этом странности не заканчиваются. Дебиторка составляет в среднем до половины годовой выручки. То есть долги Липецкому хладокомбинату в среднем отдают за 180 дней. Интересно, кому так повезло бесплатно прокредитоваться? Тем более что сама компания, повторимся, не так чтобы легко отдает долг кредиторам, да и сумма кредитов весьма внушительная – на конец 2021-го она составляла больше 312 млн рублей. Как результат, слабые показатели оборачиваемости, искаженная структура пассивов в пользу обязательств», – рассказывает финансовый аналитик.
Один из источников «Абирега» предполагал, что у предприятия могли возникнуть сложности с кредитом. Судя по всему, летом некоторые разногласия с кредитором у компании действительно были. В конце лета собрание акционеров завода должно было одобрить медиативное соглашение с ПАО «Сбербанк». Однако на сайте предприятия нет информации о результате.
Александр Афанасьев не стал разговаривать с корреспондентом «Абирега» и больше не отвечал на звонки редакции.
Анализ стоимости Липецкого хладокомбината мы проводили тремя традиционными методами. Если оценивать по выручке, то, по подсчетам финансового аналитика, стоимость предприятия может составить приблизительно 150-170 млн рублей (совокупная выручка без учета внутригрупповых расчетов – 823 млн рублей при коэффициенте 0,2). Скорее всего, оценку следует проводить по нижней границе, т. к. не учтены внутригрупповые расчеты.
Анализ по классическому методу оценки производств – на основе чистых активов – позволяет нашему эксперту сделать вывод, что стоимость предприятия может составлять около 200 млн рублей при повышающем коэффициенте 1,15.
Если считать на основе чистой прибыли, то, как отмечает эксперт, у группы ее нет. «Снежинка» убыточна на 6,8 млн рублей. Липецкий хладокомбинат имеет прибыль на 6,1 млн рублей. Еще 737 тыс. рублей прибыли показала «Снежинка плюс». В сумме получается около ноля, подсчитал аналитик.
«В целом наш беглый анализ показывает, что предприятие находится в сложной экономической ситуации и сейчас «мертвым» (то есть по цене имущества) стоит больше, чем «живым». Причины такого развития событий наверняка и в сложных рыночных условиях, но и финансовая политика менеджмента тоже вызывает вопросы», – делает вывод финансовый эксперт «Абирега».
Фотография ТРК «Липецкое время»