Воронеж. 14.02.2023. ABIREG.RU – Аналитика – Семья бизнесмена Романа Манькова и его супруги Василисы Ферингер перебралась в село Нелжа в 60 км от Воронежа в 2015 году. Спасая умирающее здание земской школы в поселке, они случайно запустили историю, которая превратилась в один из самых популярных туристических объектов Воронежской области – Парк детского и семейного отдыха «Нелжа». Как призналась в интервью «Абирегу» основательница парка «Нелжа» Василиса Ферингер, это точно не бизнес, но и хобби это уже переросло – да, не всегда парк зарабатывает даже на свое содержание, но это не останавливает. О том, с чего всё начиналось и что будет дальше, – в нашем материале.
Справка
Парк детского и семейного отдыха «Нелжа» расположен в 60 км от Воронежа, в одноименном поселке в Рамонском районе. Территория парка составляет 70 тыс. кв. м, на ней расположено свыше 10 игровых локаций – ледовый каток, футбольное и соломенное поля, лазертаг, полоса препятствий, всесезонная горка, Сказочный лес с избушкой Бабы-яги, Песочная ферма, Полевая кухня, Шатер сказок для проведения спектаклей и концертов, зона для катания в конных экипажах, Лесная резиденция Деда Мороза. А также земская школа и атмосферное кафе «Тулиновъ Дача». В «Нелжа.ру» регулярно проходят костюмированные игровые программы, детские дискотеки и спортивные соревнования.
С чего всё начиналось
Семья бизнесмена Романа Манькова и его супруги Василисы Ферингер владеет компанией ООО «Универсал», основным видом деятельности которой является производство систем дымоудаления. В 2015 году они перебрались из пригорода Воронежа в Нелжу. Случайно в интернете увидели видео про умирающие исторические объекты России, среди которых была земская школа в Нелже. Решили ее спасти и реконструировать. Она стала стартовым объектом их парка, который открылся в 2017 году. Интересно, что Василиса Ферингер называет себя чуть ли не социофобом: руководитель «Абирега» – один из первых, кому основательница парка дала интервью. При этом она не торопила с его опубликованием.
Стали думать, что со всем этим делать: Воронеж не Москва, здесь тема загородного учебного центра не пойдет, и тут родилась концепция Зимней резиденции Деда Мороза. Буквально за три месяца на пустом месте был построен ресторан «Тулиновъ Дача» и разработана развлекательная программа с Дедом Морозом, Бабой-ягой и Снеговиком-почтальоном. Каждый год программа меняется, но концепция остается изначальной. Как признается Василиса Ферингер, идея сразу зашла и привлекла массу гостей. И каждый год их становится только больше. В Воронеже посещение «Нелжи» стало чуть ли не обязательным на новогодние праздники.
Парк начал обрастать новыми объектами, а ресторанный бизнес вылился в отдельное направление.
Ресторанный бизнес
Первый объектом стал ресторан «Тулиновъ Дача» в Нелже, который за шесть лет существования разросся до трех больших залов с полной посадкой в периоды сезона. Василиса говорит, что все эксперты советовали открывать им детский ресторан, но они пошли своим путем – сделали ресторан для родителей даже без детского меню. Но всё, что любят дети, в меню есть – сырники, блинчики, каша, паровые котлеты, пицца.
«Мы сделали такую другую историю, и мне кажется, не прогадали. Родителям здесь комфортно, а дети там развлекаются, и дети хорошо это всё воспринимают. Если мы говорим про воспитание и т. д., мне кажется, для детей то, что они видят, то для них и норма, то для них и красиво. Если они этого не видят, можно сколько угодно рассказывать. У нас красивая архитектура, пропорциональная, благодаря хорошему архитектору», – рассказывает Василиса Ферингер.
Своих детей семья Манькова-Ферингер перевела учиться в Рамонь. Оказалось, что в самом раскрученном райцентре Воронежской области негде было достойно перекусить и кофе попить. «Мы изучили общественное мнение. Был запрос на банкеты, и это оправдалось. Только не с местным населением, а с воронежским. Рамончане тоже полюбили, стараются праздники здесь проводить. Может, просто понравилась сама идея хорошей кулинарии, так появился ресторан «Тулиновъ» в Рамони с большим банкетным залом. <...> У нас свой кулинарный цех, и мы много делаем сами, пасту делаем сами, колбасный цех – колбасу делаем из мяса», – рассказала собеседница «Абирега».
Еда и кондитерские изделия под брендом «Тулиновъ» продаются на Центральном рынке Воронежа, есть фирменный магазин в торговом центре «Арена», доступны некоторые блюда в доставке «Яндекс.Еда» в Воронеже. Часть продукции реализуется в Москве. Как признается основательница, рестораны у них не датируются.
Окупаемость инвестиций
Инвестор самой популярной усадьбы Липецкой области «Скорнякова Архангельское» Алексей Шкрапкин делился с «Абирегом» своей концепцией – он стремится организовать развитие объекта так, чтобы тот содержал себя сам и мог развиваться, даже если у мужчины не будет возможности в него вкладывать больше средств.
«Не всегда «Нелжа» окупается, потому что у нас, во-первых, бесплатный вход на территорию, большие затраты на ее качественное содержание – говорю про текущее общее содержание, – охрана приличная, уход и т. д. Есть проекты, которые, мы понимаем, не факт, что будут когда-то окупаться. Например, музейный комплекс из трех домов – Соколов хутор (Учительский дом, Крестьянский дом и Ткацкий дом), – показывающих быт конца XIX века», – говорит Василиса Ферингер.
Жители самой Нелжи туристов не очень любят, но к парку относятся нормально. Здесь им предоставляются рабочие места, хотя больше работает людей из Рамони и Воронежа.
Парк много налогов не приносит – работает как некоммерческая организация – прибыли нет, всё идет на развитие. А форму НКО выбрали, чтобы легче было – чтобы оказываемая помощь не облагалась налогами. Василиса признается, что инвестиции стараются не считать, но уже точно больше 100 млн рублей вложено. При этом подчеркивает, что это всё ситуативно происходит.
Развитие патриотизма и любви к истории России
Парк детского и семейного отдыха Нелжа пытается через развлекательные программы развивать любовь к русской культуре. «Как вы можете, например, любить Россию и не знать о ее корнях, о ее культуре, искусстве, художниках, писателях? Чтобы любить, это надо видеть. Если возьмете любого антиквара, спросите, что такое, например, предметы европейского искусства и что такое предметы русского искусства... То окажется, что последние ценнее в разы – и в материальном эквиваленте, и в редкости, их любят во всем мире. У меня папа – немец (возглавлял немецкое землячество в Воронежской области – прим. ред.), я человек с частично немецкими (на 50%) корнями, русский немец, конечно, любящий свою страну», – говорит основательница парка.
ТУЛИНОВ раньше ОЛЬДЕНБУРГСКИХ
В последние годы через замок принцессы Ольденбургской культивируется роль женщины-мецената, которая через развитие бизнеса в Рамони развивала российское меценатство, культуру и образование. Но основатели «Нелжи» и историки добавляют: «В тени фешенебельного дворца давно «потерялись» и самые старые рамонские строения в составе дворцового усадебного комплекса. Это полузаброшенная усадьба знатных воронежских дворян Тулиновых. А ведь именно они, Тулиновы, обустраивали имение, которое впоследствии перешло к членам царской семьи. Без Тулиновых не состоялась бы современная Рамонь.
Более того, имением Тулиновых управлял, создавая многие усадебные красоты и основы прочного хозяйства, отец Сергея Мосина, всемирно известного конструктора-оружейника, изобретателя трехлинейной винтовки. И сам Сергей Мосин родился именно в Рамони».
Как будет развиваться «Нелжа»
«У нас много планов и по поводу строительства. Нам точно не хватает помещений. У нас был куплен детский игровой центр [для размещения] в помещении, чтобы подстраховаться от плохой погоды. Было закуплено оборудование, хотели ставить его на зимний сезон, но когда это оборудование пришло, мы поняли, что монтаж и демонтаж – это такая история... Неудачная, непростая. Мы не стали портить существующее помещение.
Есть идея какого-то детского центра, строительства, но тоже с нашим подходом и нашим видением игрового комплекса. Идея музея-игрушки – какого-то круто представленного, с интерактивными экспозициями и т. д. Идея военно-патриотического комплекса. Тоже у нас есть коллекция предметов военных», – рассказывает Василиса Ферингер.
Несмотря на то, что сейчас по государственным программам на два туристических пригородных центра (в Рамонском и Новоусманском районах) планируется выделение почти 10 млрд рублей, основатели «Нелжи» это не воспринимают серьезно. И даже в планах строительства гостиничного комплекса в «Нелже» не рассматривают помощь государства: «У нас своя история, мы тратим свои деньги, которые мы заработали».
«Гостиница – это уже другая история, сложная. Я уже вляпалась в ресторанный бизнес и во всю эту штуку. Люди учатся на своих ошибках, сейчас они очевидны. Этот процесс мы прошли. Я понимаю, что не будет по-другому», – говорит Василиса Ферингер. Она рассказывает, что на данном этапе предпочла. Местные жители начинают сдавать здесь жилье, кто-то – микрогостиничные комплексы, кто-то планирует, кто-то уже строит вокруг. «Нелжа» создает неплохой туристический поток.
Партнерство создатели одного из самых известных туристических объектов Воронежской области тоже не рассматривают. Им предлагали партнерство и по ресторанам. «Будем надеяться, что вокруг нас будет инфраструктура разрастаться. Но мы, например, к себе на территорию не пускаем никого, потому что мы привыкли отвечать за это. Потому что привыкли, что за то, что мы делаем, мы сами всю ответственность несем», – поясняет госпожа Ферингер.
Ежедневные театральные активности
В «Нелже» есть своя театральная труппа с профессиональными актерами, и они ставят спектакли. «Мы брали интересные проекты, которые есть в России. У этого было много историй. Цель – не только спектакль, цель – вдохновение, удержать сильных людей, подучиться, чтобы они могли перенять опыт, взаимодействие и т. д. Мы стали делать спектакли. Последний – прямо отдельная гордость. Основой стал карачунский промысел. Спектакль «Жил-был Геракл» с театром «Таратумб», с Ольгой Шайдуллиной, у которой чуть ли не 11 масок. Это потрясающая театральная художница. Там два было художника. Еще наша Людмила Дедова. И вот мы сделали спектакль, где рассказывается история о подвиге Геракла, но так, как будто герои неженские или карачунские. Там и куклы, и персонажи в местных костюмах. Такая интересная подача. Спектакль получился, если честно, не очень детский, а вполне такой серьезный, интересный, аутентичный. В комплексе мы его иногда даем. Мастер-шоу мы делаем, не мастер-класс. При вас показывают, как кусок глины приобретает форму, как он становится музыкальным инструментом и т. д., потом еще можно сходить на спектакль», – рассказывает Василиса Ферингер.
В «Нелже» каждый месяц года есть какие-то тематические программы. Закончилась Зимняя резиденция, начинаются масленичные мероприятия, затем патриотическая программа на 9 Мая, летом программа по мотивам Гарри Поттера. Круглый год есть Сказочный лес с Бабой-ягой и ее крутящейся избушкой на курьих ножках. Сейчас запускают постоянную активность – по примеру ежедневного выпускания огня драконом на Кудыкиной горе.