22 ноября 2024, 20:20
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

«Наше первое название хотел купить Кремль», – директор ИОМ «Квалитас» Александр Романович

16.02.2023 13:39
Автор:
«Наше первое название хотел купить Кремль», – директор ИОМ «Квалитас» Александр Романович

Воронеж. 16.02.2023. ABIREG.RU – Аналитика – ИОМ «Квалитас» на протяжении многих лет является ведущей исследовательской организацией в Центральном Черноземье, успешно работающей на рынке социологических исследований. «Абирег» пообщался с исполнительным директором «Квалитаса» Александром Романовичем и узнал о конкурентах на рынке социологических услуг, значимых исследованиях и доверии людей к результатам опросов.

– «Квалитас» существует уже более 25 лет. Как пришла идея открыть компанию, направленную на проведение социологических исследований?

– Давайте сразу поправлю. Это просто слово «Квалитас» зарегистрировано было в 1996 году, а вообще мы работаем с 1988-го, просто произошла перерегистрация названия. Получилось так, что первыми организациями в России были ВЦИОМ и наша компания. До «Квалитаса» мы были Российским институтом общественного мнения, а ВЦИОМ назывался Всесоюзным институтом общественного мнения, это сейчас он «всероссийский», а был «всесоюзным». Мы взяли название «Российский институт общественного мнения», как американский институт общественного мнения Gallup. Наше название хотел Кремль купить. Мы гордые, сказали, мол, нет, потом сами его бросили, перерегистрировали как «Квалитас». Идея пришла не мне. Есть такой Сергей Хайкин, его идея была. Он сейчас в Москве работает очень успешно, известный социолог.

– Как «Квалитасу» на протяжении долгого времени удается оставаться на рынке социологических услуг?

– Чтобы существовать организации, которая занимается исследованиями, надо иметь в виду, что, по большому счету, у многих компаний нет никакой материальной базы. Как правило, офис арендуется, пара компьютеров, телефон, сейчас даже ксерокс не нужен, как раньше. Первоначальный входной билет очень недорог, любой может сказать, мол, я открываю социологическую компанию. За счет чего же одни компании держатся, а другие быстро уходят с рынка? Исключительно за счет репутации. Дело в том, что наша деятельность не лицензируется, т. е. любой может вписать в устав, что они проводят исследования. После того как был утвержден закон «О сохранении персональных данных», людей без репутации мы называем «черными» социологами.

Теперь социологи, проводя исследования, не обязаны предоставлять заказчику результаты контроля. Это сейчас беда нашей индустрии. Тем более что любой заказ от госструктуры идет через торги. Огромное исследование стоит 1 млн рублей, социологи начинают с цифры – 1 млн рублей. Далее 980 тыс., 950 тыс., 920 тыс. рублей – уже невыгодно, потому что это огромная работа, огромные затраты. Тут подключаются «черные» социологи – 800 тыс., 600 тыс. рублей, в конце концов, за 52 тыс. рублей побеждают. Всем понятно, какие это будут результаты. Если кто-то хочет получить научно обоснованные релевантные данные, они обращаются в компании с авторитетом, с именем, с проверенной историей.

– Можете вспомнить самое значимое исследование «Квалитаса» за эти годы?

– Давайте я расскажу про одно из первых. Начало 90-х. Народ волнуется, планируют строить атомную станцию теплоснабжения в Шилово. Губернатор Ковалев заказывает большое исследование. Говорит, по результатам исследования примет решение. Мы провели большое исследование, качественное, кладем на стол ему справку. Власти думали, что какие-то бездельники стоят на площади. Я не помню цифру, пусть будет 80% людей против строительства станции. Сначала был подписан приказ о строительстве, а потом о заморозке. Значимо это?

– Да, безусловно, значимо.

– Также 24 февраля 2022 года. Мы созвонились с моим другом, доктором социологических наук, у него компания в Самаре. Все наши большие социологические компании общероссийские: «Левада-центр»*, Фонд общественного мнения, ВЦИОМ – молчат, шок, никто ничего не знает. Мы решили провести исследование общероссийское. Связались с нашими коллегами из шести городов, и буквально за два дня сделали исследование, поддерживают ли люди СВО. Эти результаты были как разорвавшаяся бомба, потому что они были необычные. Кстати, за были более половины опрошенных, а потом результаты стали расти. Конечно, мгновенно эти результаты разошлись, их передавали и западные информационные агентства, и Washington Post печатал, и наши издания. Важно? В общем-то, мы людям открыли глаза, были первыми, задали планку, показали, что можно.

– Возможна ли сейчас деятельность «Квалитаса» без контрактов, например со ВЦИОМ?

– Нет, контракта нет. Я всегда подчеркиваю, всегда и везде: у нас организация абсолютно независимая, у нас нет контракта ни с одной компанией, ни с местными, ни с администрацией, ни со ВЦИОМ, ни с ФОМ. Мы работаем по договорам. Заключаем и работаем. Также с областной думой, с правительством. Выносится на торги или иными способами. С нами заключили договор – мы сделали, и всё.

– Как часто взаимодействуете с правительством области?

– Когда у них есть нужда. Они не только с нами взаимодействуют, но и с другими. Я себя тешу надеждами, что они нас ценят и нашим данным доверяют.

– Какую роль для жителей Воронежа играют ваши опросы?

– Это надо к жителям Воронежа обращаться. Я думаю, как это ни прискорбно признавать, не очень большое влияние. Почему? Я написал пост в соцсети, сегодня вышел у нас бюллетень, 301-й номер, мы его 25 лет выпускаем, ежемесячно, ни одного пропуска, ни одного сдвоенного номера. Журналисты из других регионов невероятно завидуют воронежским коллегам. Ведь у них есть данные на любые вопросы – политика, доверие. Воронежцев за 25 лет мы настолько «закормили», они привыкли уже, зачем подписываться на бюллетень. Он 100 рублей стоит, 150 рублей, кажется, мы возьмем у кого-нибудь. Плюс, конечно, портят много самопальные опросы. Каждый считает, что просто задал вопрос – и всё. Только потом проанализируй, оказывается, там 90% бабушек-пенсионерок ответили, а на другом сайте девочки 12-14 лет отвечали. С другой стороны, нам, конечно, хочется думать, что мы работаем для жителей Воронежа. Однако я понимаю, что всё-таки основные потребители социологических данных – люди, которые принимают решения.

– По вашему мнению, люди верят результатам социологических исследований, например, тому же ВЦИОМ или Леваде-центру*?

– Вопрос сложный. Такие опросы проводим и мы, в Воронеже недавно проводили, и ВЦИОМ тот же проводит. Я цифры по памяти не скажу. За последние 12 месяцев очень большая турбулентность пошла.

– Почему?

– В связи с тем, что у нас теперь «Левада-центр»*– это иностранный агент. Люди, которые не поддерживают действующую власть, говорят, верить можно только «Леваде-центру»*, раз он иноагент, власть на него «озлобилась», значит, он говорит правду. ВЦИОМ верить нельзя ни в коем случае, потому что это государственное учреждение, учредитель – Правительство РФ, администрация президента, соответственно, они всё делают «как нужно», поэтому верить им нельзя. А также есть люди, которые поддерживают Президента РФ, и говорят, что «Леваде-центру» платит Госдеп США. Да, возможно, они приукрашивают. А чего вы хотите? На войне как на войне.

– Касаемо других фондов, воронежских компаний, кого видите в качестве своих конкурентов?

– Если бы задали этот вопрос лет 10 назад, я бы назвал.

– А сейчас?

– Конкурентов нет, есть коллеги. Нет тех людей, которые у тебя кусок хлеба вырывают, и ты никому дорогу не переходишь. Всё-таки полноформатных организаций по проведению социологических исследований у нас почти нет. По маркетингу – да. А что касается именно социологических исследований, очень узок рынок, нужны и навыки, и репутация, и много чего для нормальной компании, ненормальных – достаточно. Причем, скорее, конкуренты, которые выхватывают что-то, – это иногородние «черные» социологи.

– Что, по вашему мнению, является ключевым условие качественной работы «Квалитаса»? Вы всегда делаете акцент, что «Квалитас» – от латинского «качество».

– Когда мы начинали работать, мы понимали, что должно быть уникальное торговое предложение. Были коллеги и в Воронеже в том числе, которые говорили, что мы делаем быстро и недорого. Другие – что мы, мол, делаем качественно, быстро, но очень-очень дорого. Мы решили развивать свою «фишку» – качество. Пускай, иногда за сутки не сделаем исследование, но зато, если вы получили наши результаты, можете быть уверены в качестве. Мы лучше пойдем себе в убыток (а так часто и бывало). Например, нам предложили собрать фокус-группу врачей-онкологов. В конце концов, мы их собрали, начали им предлагать за участие 1,5 тыс. рублей, закончилось тем, что группу собрали, заплатив по 7 тыс. рублей каждому.

– Каждому?

– Да, каждому, нам за всю фокус-группу 25 тыс. рублей заплатили. Получается, что мы практически 50 тыс. рублей выложили из своих денег, но зато у заказчика претензий нет – качественно.

– Почему людей в ходе уличных опросов награждают именно шоколадками?

– Хороший вопрос. Повелось так. Было всё: были коробки с печеньем, были пачки с чаем, но они все объемные. Нужно 50 человек опросить, 50 пачек чая или 50 коробок печенья таскать сложно, а маленькие шоколадки – ничего. У нас очень мало уличных опросов. Одно время, мы M&M's покупали, народ был счастлив. Уличный опрос больше 5-7 минут длиться не может, это не большое интервью, и заказчик не предусматривает за это вознаграждение.

– «Квалитас» ассоциируется исключительно с вами. Возможен ли вариант с правопреемником в будущем или с вашим уходом закроется и сам «Квалитас»?

– На вопрос ответить достаточно легко, потому что я над этим размышлял. Я думаю, во-первых, не умрет точно, фамилия. Есть Нелли Александровна (жена – прим. ред.), мы собственники. У меня была беседа с несколькими людьми. Они говорят: мол, никому вы не продадите его, потому что «Квалитас» – это Романович. Я говорю: нет, у меня есть куча примеров. Просто так продать, может, и нет, а постепенно передать свое дело можно, незаменимых людей нет.

* Решением Минюста РФ от 5 сентября 2016 года «Левада-центр» включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0