Воронеж. 06.03.2023. ABIREG.RU – Коминтерновский райсуд Воронежа после недельного перерыва продолжил рассмотрение уголовного дела о мошенничестве на выборах 2020 года. Очередной свидетель (учитель) явился, чтобы ответить на вопросы о выносных урнах и порядке оплаты своей работы в УИКе. Ну или пожать плечами и сослаться на то, что не помнит. Подсудимый, бывший вице-мэр Юрий Бавыкин, задал свидетелю много вопросов, указывая на очевидные, по его мнению, несостыковки в цифрах по голосованию за одномандатников между городом и областью.
На заседание пришла учитель из школы № 18 Елена Мещерякова, которая на момент выборов являлась заместителем председателя УИКа. По округу, где находился УИК, избирались депутаты Андрей Прытыкин (по области) и Юлия Попова (по городу). Сама свидетель пояснила, что уже более 10 лет работает на выборах.
Отвечая на вопросы адвоката Андрея Рябова, Елена Мещерякова пояснила, что на участке было закреплено порядка 2 тыс. человек, для надомного голосования было выделено три ящика, которые использовались по два в день.
Как всегда, процессу надомного голосования уделялось много внимания. Адвокат поинтересовался о характере застройки в округе и количестве голосующих на дому. По словам свидетеля, превалирует многоквартирная застройка, частного сектора нет. А что касается числа «надомников», то, по словам свидетеля, их 10-12 человек. Андрей Рябов спросил, может ли их быть 300? Учитель ответила, что «не знает, не считала». «А как вы голоса считаете?» – саркастично отметил адвокат. Свидетель промолчала. Сколько бюллетеней помещается в ящик, тоже она не считала, поскольку «такой цели не было».
Судя по данным избиркома, количество бюллетеней вне помещения равнялось 340. Свидетеля попросили объяснить разницу, а также уточнили, чем может быть обусловлено такое количество. «Почему нет, – несмело ответила свидетель, – контингент пожилой».
Вопрос оплаты работы УИКов также не обошли стороной и на этом заседании. Свидетель не смогла пояснить точную сумму, но вспомнила, что часть денег получила на карту, а часть – наличными от председателя по какой-то ведомости, которую потом направили в ТИК.
Также у защиты возникли вопросы относительно цифр, указанных в итоговых протоколах. Андрей Рябов уточнил, что для голосования по городу было 145 бюллетеней, а по области – 151. Может ли быть такое? Свидетель заявила, что не знает.
Юрий Бавыкин всегда довольно активен на заседаниях, но сегодня он прямо-таки засыпал свидетеля вопросами. Он уточнил, может ли разниться число бюллетеней между одномандатниками в областную и городскую думы. После долгого молчания свидетель ответила: «Не знаю даже...» Тогда подсудимый спросил, есть ли несоответствия по количеству избирателей в облдуму и гордуму. Елена Мещерякова в очередной раз сказала, что не знает, и в конце усмехнулась.
По всей видимости, Юрий Бавыкин выявил несоответствие, по его мнению, доказывающее фальсификации. Кстати, отвечая на вопрос подсудимого, свидетель отметила, что выносные урны находились под камерами до того, как их содержимое переносили в сейф-пакеты. А сейф-пакеты хранились в единственном на участке сейфе, где с ними соседствовали и другие документы, например бланки бюллетеней.