05 ноября 2024, 23:24
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Пятилетка Кстенина – какими делами запомнился мэр Воронежа за первый срок?

14.03.2023 14:30
Автор:
Пятилетка Кстенина – какими делами запомнился мэр Воронежа за первый срок?

Воронеж. 14.03.2023. ABIREG.RU – Аналитика – Действующий мэр Вадим Кстенин прошел в финал конкурса по избранию нового градоначальника. Конкуренцию ему составит депутат облдумы и топ-менеджер строительной компании «Аксиома» Александр Овсянников. В преддверии голосования «Абирег» попросил господина Кстенина оценить результаты своей работы за пятилетку в основных сферах, таких как экономика, политика, «социалка», строительство, дороги, ЖКХ и транспорт.

В ответ на запрос «Абирега» из мэрии пришел довольно объемный документ о результатах работы, подкрепленный большим массивом статистики и инфографики. К сожалению, редакция не увидела ответов по пунктам о ЖКХ и политике. Но это объяснимо. Мэр совсем недолго поруководил городским отделением «Единой России», которое спустя полтора года после возрождения было закрыто. И, по оценкам политологов, он пожалел об этом опыте. А тема ЖКХ, по признанию самого Кстенина, является «сложной». Но эти аспекты без внимания мы не оставим и вместе с экспертами разберемся в успехах и провалах мэра.

Экономика

За пять лет (с 2018 года) в Воронеже на реализацию 15 муниципальных программ было направлено 140,26 млрд рублей. Из городского бюджета софинансирование составило более 50 млрд рублей. 27,95 млрд рублей затрат взяла на себя область. Еще 14 млрд рублей «подкинули» из федеральной казны.

Управление муниципальных закупок за пять лет опубликовало 15 тыс. лотов на общую сумму в 71,05 млрд рублей. Мэрия регулярно отчитывается, сколько городу удалось сэкономить на закупках, благодаря снижению цены подрядчиками. За пять лет сумма составила 3,68 млрд, из них 713,32 млн рублей – в прошлом году. Ложкой дегтя в красивой статистике является тенденция по снижению коэффициента участия в аукционах (количество участников на лот). Причиной тому являются санкции, приведшие к негативной экономической ситуации. Но в мэрии не отчаиваются и говорят о том, что воронежский коэффициент превышает средний по России.

В целом денежная политика мэра в последнее время строится на одном аспекте. Он просит подчиненных работать над увеличением федерального финансирования и частных инвестиций для реализации многомиллиардных инфраструктурных проектов. «Абирег» однажды на планерке поинтересовался, что если таких поступлений не будет. «Бояться не надо. Программы рассчитаны до 2041 года. Чем быстрее побежим, тем быстрее добежим до финиша. Мы всё сделаем, всё у нас получится. Город Воронеж – лучший город РФ, самый продвинутый, с самыми лучшими людьми. Мы всё сделаем, не переживайте», – отметил тогда Вадим Кстенин. Впрочем, один из кандидатов в мэры Сергей Крючков, выбывший из гонки, в своей программе упоминал, что многие проекты мэрии очень амбициозны и нереалистичны.

Доцент кафедры организации судебной власти и правоохранительной деятельности ВГУ Сергей Дуканов раскритиковал работу городских властей во всех отраслях. Что касается экономики, эксперт заверил, что в этой сфере у города нет ни управления, ни планирования, ни софинансирования. «Инвестиционных проектов нет, банкротятся последние работающие предприятия, ВАСО даже не производит самолеты, а торгует землей. Бизнес, промышленность, торговля живут своей жизнью. Строительство вообще управляет городом, а не подчиняется общегородским правилам и интересам населения», – заявил господин Дуканов.

Политика

В июле 2021 года в Воронеже воссоздали городское отделение «Единой России». Секретарем ячейки стал Вадим Кстенин. Отделение существовало в начале нулевых, тогда его возглавлял депутат Госдумы Сергей Чижов. После того как господин Кстенин возглавил отделение, политологи предполагали, сможет ли мэр-хозяйственник взять на себя и политические бразды правления. К слову, тогда же появилась информация о возможном создании поста вице-мэра по политической работе. Предполагалось, что его может занять депутат облдумы Артем Зубков, но этого так и не произошло.

В ноябре 2022 года региональный совет партии принял решение расформировать городское отделение в шесть районных ячеек. О причинах не сообщалось. Но отметим, что еще летом в интервью «Абирегу» Вадим Кстенин, отвечая на вопрос, нравится ли ему политическая работа, уклончиво ответил, что ему комфортно заниматься тем, что у него получается эффективно. Глава города чувствует дискомфорт, когда не может уделить достаточно времени процессу или когда получается только поверхностно по нему пройтись. Возможно, господину Кстенину по душе только деятельность хозяйственника или же он решил «откреститься» от партии, чьи члены фигурируют в деле о мошенничестве на выборах. Впрочем, эти же люди будут принимать решение о его переизбрании, поэтому большой разницы нет.

Политолог Владимир Слатинов считает, что Вадим Юрьевич хочет поскорее забыть историю с руководством отделением. По его словам, мэр Кстенин, безусловно, интегрирован в вертикаль, но в ее рамках он игрет роль заместителя губернатора Александра Гусева по областному центру с определенным и довольно выраженным уровнем политико-управленческой автономии. Поддержка Кстенина в городе достаточно высокая, чего нельзя сказать о партии «Единая Россия».

«Со стороны блока политуправления области «Единой России» виделась ситуация так: если привлечь относительно популярного мэра, поддержка которого простирается за пределы ядерного единороссовского электората, то можно получить дополнительную поддержку, дополнительные голоса и дополнительный авторитет. Что касается Кстенина, я думаю, что он, скорее всего, колебался. До создания городского отделения он выстраивал свой образ как образ деполитизированного хозяйственника и вдруг стал партийным лидером. Я думаю, что Кстенина в известной степени гложет вопрос о недостаточной легитимности, потому что он понимает, что для мэра города-миллионника требуются дополнительные политические источники легитимности. Я думаю, поэтому он согласился», – считает политолог.

Владимир Слатинов полагает, что Вадим Кстенин 20 раз об этом пожалел: «Просчитались и те, и другие, но всё-таки больше всего в этой ситуации жалко Вадима Юрьевича. Потому что скандалы, которые произошли после выборов в гордуму, конечно, очень сильно задели его и «Единую Россию». Это дало колоссальные имиджевые издержки, но не решило ни одну задачу – ни его личную, ни партийную».

Строительство

Пожалуй, эта отрасль является одной из самых процветающих даже в кризис. Запоминающимися моментами за пятилетку Кстенина стали строительство мегашколы на 2,86 тыс. мест, школы на 1,5 тыс. мест на Остужева и других крупных социальных объектов. В этом году планируется ввести три школы общей вместимостью почти 6 тыс. мест.

Нельзя не отметить разработку и утверждение генерального плана развития города до 2041 года, а также актуализацию правил землепользования и застройки. Оба эти документа вызвали серьезный общественный резонанс, критику со стороны профессионального сообщества, но, несмотря на всё, с учетом дополнений и доработок они были приняты.

Как отметили в мэрии, важным аспектом именно в жилищной сфере является переселение людей из аварийных домов. С 2018 года было расселено 62 многоквартирных дома (2,7 тыс. человек, 38,81 тыс. кв. м). На эти цели из бюджета было потрачено 1,93 млрд рублей. За последние пять лет было снесено более сотни аварийных домов.

Реализовать план по расселению аварийного жилья помогает механизм комплексного развития территорий. Власти Воронежа в конце года провели первые торги на развитие застроенного квартала вблизи ул. Солнечная. Застраивать его будет ГК «Развитие» Сергея Гончарова. К слову, КРТ помогает решить вопрос и социальной обеспеченности квартала: часто в условиях для застройщиков прописывается необходимость возвести школу или детский сад помимо «голых» квадратов. Впрочем, ради экономики строителей мэр готов идти на компромисс и корректировать условия проектов.

Пятилетка Кстенина в строительной сфере запомнилась чехардой отставок профильных вице-мэров. Виктор Владимиров ненадолго вернулся, а через год покинул пост «из-за усталости». Владимир Левцев и Юрий Бавыкин покинули посты на фоне уголовных дел. А новость об отставке Александра Головацкого удивила многих, произошло это незадолго до конкурса.

Сопредседатель Воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков считает генплан главным провалом пятилетки Кстенина. Этот документ «не вызывает ничего, кроме тягостного недоумения». В целом о строительстве в городе эксперт отзывается негативно.

«Город продолжает застраиваться 17-25 этажными «человейниками» без дорог и инфраструктуры. Застройка идет без учета мнения горожан и элементарных расчетов. Хороших объектов просто нет, выделить по большому счету нечего. Виноват в этом, конечно же, не мэр, но контраст между объявленным в начале срока желанием следовать принципам транзитно-ориентированного проектирования и тем, что мы имеем за пять лет, слишком разительный. У нас пока нет даже запроса на формулирование градостроительной политики», – считает господин Новиков.

Благоустройство и социальная сфера

Как отметили в мэрии, власти идут к цели по созданию комфортных условий для проживания людей. В прошлом году началась реконструкция Петровской набережной, на которую у господина Кстенина большие планы. По его оценкам, вложения инвесторов в инфраструктуру могут составить порядка 30 млрд рублей. Там может появиться даже колесо обозрения. Кстати, первую очередь набережной доверили подрядчику «Россети».

Эта же компания занимается реконструкцией проспекта Революции, которую мэр всё же надеется закончить в этом году. А точнее, к майским праздникам. Проект, по словам Кстенина, очень трудоемкий. Первый год приходилось «копаться в земле», ведь это 80% работ по данному проекту. За пятилетний срок Кстенина также была реконструирована площадь Победы, сдан в концессию парк «Дельфин», идет поиск инвестора для реконструкции парка «Танаис».

Что касается «социалки», каждый год перед гордумой мэр Вадим Кстенин отчитывается о положительной динамике в этой сфере. Средняя зарплата растет, безработица снижается, однако в 2020 году наметилась тенденция сокращения численности населения Воронежа из-за ковида и вступления в детородный возраст малочисленного поколения 1990-х и нулевых.

В целом в мэрии считают важным достижением рост зарплаты работников системы образования – за пять лет средняя зарплата выросла на 53,7%. Также мэрия делает акцент на обеспечении доступным и комфортным жильем населения. В частности, речь идет о субсидиях для покупки или строительства жилья молодыми семьями. За пять лет ей смогли воспользоваться более 200 семей. Объем поддержки составил 195 млн, из которых 39 млн рублей заплатил город.

Дороги

Из-за работы в этом направлении мэру часто приходилось просить у жителей извинений за причинение временных неудобств из-за ремонта ключевых магистралей, в то время как в городе наблюдается ежедневный транспортный коллапс. Одни перекрытые на полтора года виадуки на 9 Января и Ленина каких мучений стоили! Но мэр торопился открыть эти объекты раньше срока, что часто припоминали ему СМИ, когда подрядчики в этот срок не укладывались. Помимо виадуков мэр Воронежа за пять лет отмечает наиболее важными строительство дорог по ул. Богатырская, от Минской до Землячки, а также капремонт моста водосброса на водохранилище.

Юрий Новиков считает главным свершением в этой сфере реновацию путепроводов и реализацию проектов внутрирайонного масштаба (например, ул. Захарченко). Но главным провалом эксперт называет начало строительства Олимпийского бульвара по «непродуманному проекту», который вызывает нарекания жителей и профессионального сообщества.

Уже шесть лет Воронеж участвует в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги», а также реализует муниципальную программу «Развитие транспортной системы». Всего с 2017 по 2021 год в дороги было вложено 1,23 млрд рублей. На эти средства было отремонтировано 52,7 км дорог.

Интересно, что в 2022 году ремонт в рамках БКД не проводился, мэрия сосредоточилась на финансировании Остужевской развязки. На данный момент уже реализуется второй этап строительства из трех. Проект властям настолько важен, что лично губернатор ездил «выбивать» федеральное софинансирование для него. В два этапа было вложено почти 3 млрд рублей.

Планы на второй срок в этой сфере у мэра грандиозные. Но насколько реальные? Глава управления дорожного хозяйства Олег Котов анонсировал вложения в инфраструктуру до 2041 года в размере 110 млрд рублей. Планируется начать строительство дублера Московского проспекта на ул. Солнечная и параллельно проектировать метробус. В более далекой перспективе – строительство большого воронежского кольца и еще двух мостов через водохранилище. И желательно, чтобы за счет инвесторов и федеральной казны.

Транспорт

Управлению транспорта за пять лет пришлось разобраться с несколькими проблемами. В мэрии отметили самые важные пункты. В первую очередь – это неэффективная маршрутная сеть, так как маршруты автобусов большого класса дублировались малыми и средними. В итоге были ликвидированы некоторые маршруты и увеличены классы автобусов. Еще одной проблемой являлась низкая доля муниципального транспорта. За пять лет ее удалось нарастить с 15 до 35%. Мэрия регулярно хвасталась покупкой новых автобусов и созданием новых маршрутов.

Кстати, покупка автобусов большой вместимости решила еще две проблемы: удалось заменить ветхий транспорт и малые автобусы. Сейчас в Воронеже средний возраст автобусов составляет 5,5 лет. Еще одним достижением в сфере транспорта мэр считает замену остановок, так как прежняя сеть павильонов очевидно деградировала. В итоге в городе появилось 83 новых умных остановки, в планах властей – установка еще 300. Кроме того, удалось повысить долю транспорта, приспособленного для маломобильного населения до 38%. С какой отметки произошел рост, в мэрии не уточнили. Не исключено, что такого транспорта и не было никогда.

В планах мэра отдать городской электротранспорт в концессию компании «Синара», которая может вложить 8 млрд рублей в обновление подвижного состава, ремонт подстанций и контактных сетей.

И если муниципальный транспорт развивается благодаря льготному лизингу или при помощи бюджета, то частные перевозчики до сих пор не могут выйти из кризиса. Санкции еще больше ударили по ним, так как цены на запчасти и другие расходные материалы выросли. С обновлением подвижного состава тоже проблемы. Единственное, за что благодарят перевозчики Вадима Кстенина, это за решение поднять тариф на пассажирские перевозки.

Юрий Новиков отмечает активное участие города в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого удалось купить 140 автобусов на самых выгодных условиях. «За счет этих автобусов удалось обновить парк муниципального предприятия и запустить современный транспорт в отдаленные районы города, такие как Ласточкино, Боровое, район гормолзавода, Озерки. Появились выделенные полосы для общественного транспорта», – отметил эксперт.

Но, по его мнению, неудач в транспортной сфере значительно больше. Юрий Новиков считает, что транспортная реформа не удалась: «Не было вложений в инфраструктуру, от которой уже мало что осталось, в сфере транспорта настала тяжелая стагнация, люди бегут с автопредприятий. Итог: набитый транспорт и нехватка подвижного состава даже на центральных направлениях. Пока мы не выработали образ будущего».

ЖКХ

Как мы уже отметили, в ответе «Абирегу» эту «сложную» сферу решено было оставить без внимания. Единственное, о чем обмолвились в мэрии, это о начале строительства ВПС-21 в рамках муниципальной программы «Обеспечение коммунальными услугами населения Воронежа». Напомним, что ее строительство обойдется в 3 млрд бюджетных рублей. Эксплуатировать станцию после окончания работ в 2024 году, скорее всего, будет «РВК-Воронеж». Это вызвало волну возмущения, поскольку объект строится за счет казны, а сливки, по сути, будет собирать компания, к которой претензии множатся не только у жителей города, но и у властей. Но в мэрии поясняли, что этот объект не был включен в инвестпрограмму концессионера, а необходимость в ВПС очевидна с учетом разрастающейся левобережной части города.

Участившиеся аварии на сетях под управлением концессионера «РВК-Воронеж» в декабре и январе вызвали резкую критику со стороны губернатора Александра Гусева и даже Вадима Кстенина, который заявил, что «его это не устраивает». Но уже через неделю риторика властей сменилась и концессионера поблагодарили за быструю реакцию по устранению последствий аварий.

Повышение тарифов на ЖКХ, скорее, тоже в зоне ответственности области. А недавняя новость про уход с рынка главы трети «управляшек» Воронежа компании «ПИК-Комфорт» тоже сопровождается губернаторскими речами. Но во время выступления с программой развития города Вадим Кстенин пообещал разобраться со всеми коммунальными проблемами, навести порядок в сфере управления многоквартирными домами и реанимировать муниципальную жилищную инспекцию. Но клубок проблем в воронежском ЖКХ настолько запутался, что возможно и трех пятилетних сроков не хватит, чтобы решить все накипевшие вопросы.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0