Воронеж. 28.07.2023. ABIREG.RU – Интервью – В Воронеже на частоте 107,2 началось вещание премиальной радиостанции Monte Carlo. Она сменила в эфире местную радиостанцию «Борнео». «Абирег» пообщался с главным редактором новой радиостанции и узнал о причинах смены музыкального направления и том, чего ждут от звучания радио Monte Carlo в Воронеже.
Справка
Воронежская радиостанция «Борнео» вещала с 2001 года. С 2011-го она транслировала отечественную и иностранную рок-музыку. «Борнео» работало под юридическим лицом ООО «Юнимакс», которое подконтрольно холдингу «Воронеж-Медиа». В настоящее время в Воронежской области холдинг включает в себя «Русское радио», DFM, Energy, «Благовестие», «Шансон», а теперь еще и Monte Carlo. Новую радиостанцию можно будет услышать в радиусе 50 км вокруг Воронежа.
Радио Monte Carlo вещает с 2000 года. Входит в состав Русской медиагруппы. Долгое время это была радиостанция двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Она транслирует современную, нью-эйджевую и полуклассическую музыку и позиционирует себя как премиальное радио, направленное на аудиторию в возрасте 30-45 лет. В настоящее время осуществляется экспансия радио Monte Carlo в российские регионы, и в конце июля оно появилось в Воронеже.
– Почему вы решили начать вещать в Воронеже?
– Я считаю, что в Воронеже появилась премиальная аудитория. Это видно: открываются новые присутственные места в достаточно большом количестве. Жизнь идет и развивается. Воронеж традиционно притягивает к себе лучших людей, у которых есть определенный уровень жизни и понятие о качестве. Конечно, мы провели тщательный анализ и пришли к выводу, что радио Monte Carlo нужно запустить. Эта радиостанция вещает для взрослой аудитории, которая ведет активный образ жизни и уже пресытилась танцевальной музыкой и одними и теми же актуальными хитами, которые звучат отовсюду.
– Будут ли в Воронеже местные программы на радио Monte Carlo? Франшиза требует от вас производить их?
– Франшиза не требует от нас ничего. У нас нет какого-то объема программ, тем более тех, которые мы должны непременно заполнять. Мы можем это делать, но при этом нужно создавать определенную привязку, которую люди будут чувствовать. Однако программы большого объема вообще под вопросом. Нужно соблюдать определенный хронометраж в три минуты. Любой региональный вещатель в той или иной степени должен следовать стилистике станции, которую он вещает. Мы будем рассматривать местные программы, безусловно, но именно в таком ключе.
– А что насчет инвестиций, срока окупаемости? Вы должны какое-то роялти платить?
– Инвестиции были небольшими. По поводу их размера, как и о стоимости роялти, я не могу говорить, это коммерческая тайна. Могу только сказать, что первоначальные затраты окупились буквально в первые дни вещания. Более того, мы предложили рекламодателям «Борнео» вернуть деньги или прозвучать на новой радиостанции. Большинство из них выбрало второй вариант, и они очень довольны.
– Вы будете как-то подбирать рекламу под целевую аудиторию?
– Нет. Здесь речь идет об отношении к качеству самой рекламы. Она должна соответствовать по формату, темпу, ритму, имиджу радиостанции.
– Ваши рекламщики, продажники обрадовались радио Monte Carlo или больше расстроились?
– Конечно обрадовались! Только за неделю у нас появилось сразу несколько новых рекламодателей, и мы уверены, что их количество будет расти дальше. Кроме того, у нашей службы рекламы был опыт продажи подобного формата, когда мы вещали «Радио 7 на семи холмах» до передачи этой радиостанции в другой медиахолдинг.
– А в других регионах радио Monte Carlo коммерчески успешно?
– Несомненно. Во Владивостоке радио Monte Carlo, со слов их директора, было вообще на первом месте.
– А где не пошло радио Monte Carlo? В каких городах?
– Таких случаев не знаю, пока никто не переключается. Несколько лет назад сеть начала достаточно бурно развиваться. До этого было буквально городов 15 вещания на момент начала развития. Затем там сменили программного директора. Пришла Анастасия Елисеева, которая раньше занималась радио «Хит FM». Она сделала авторскую музыкальную подборку, потому что музыка очень разная, но как-то всё сочетается, ничто не режет слух. Хотя я смотрю, там треки из вообще абсолютно полярных музыкальных областей: джаз 50-х годов, тут же звезда кантри-рока Блейк Шелтон... Это американская музыка. Тут же Форт Майнор и какие-то вещи, о которых я не слышал.
– Получается, ваши конкуренты – «Радио 7 на семи холмах» и Relax FM?
– Relax FM – это совсем нишевая радиостанция. «Семерка» («Радио 7 на семи холмах» – прим. ред.) – да, безусловно. Наши целевые аудитории в чем-то совпадают. Не хочу никого сильно оценивать. Есть мнение, что эта радиостанция немного «уставшая», поскольку это один и тот же набор хитов, который транслируется уже лет 15. Как делаются такие радиостанции? По моему мнению, открывается «Википедия», смотрится плейлист журнала «Билборд» за последние 30 лет, кто там на первом месте был, какие хиты, составляется плейлист – и всё.
– А «Борнео» не жалко?
– Во-первых, оно никуда не исчезло. Мы как его делали, так и продолжаем. Оно просто вещает теперь в интернете, в мобильных приложениях и умной колонке «Алиса». Посмотрим, что из этого получится.
– «Борнео» было коммерчески успешным?
– Конечно, мы вещали его 20 с лишним лет.
– Рассчитывали, что будет более успешным? Или формат «Борнео» надоел? Почему решили закрыть «Борнео»?
– Его всегда можно послушать, формат не меняется, будем добавлять программы, но просто решили использовать частоту 107,2 таким способом. Вопрос в какой-то момент встал ребром. Опять-таки, местным станциям сейчас сложно выживать. Их очень мало осталось. Лет 20 назад была совершенно другая ситуация. В каждом городе было по несколько местных радиостанций. Сейчас в Воронеже из местных остались только «Благовестие» и «Мелодия».
– За счет того, что растет количество радиостанций, аудитория переходит на другие радиостанции? Почему местные не выживают?
– Во-первых, приходится с грустью констатировать, что целевая аудитория станции, которая играет рок-музыку, уменьшается с каждым годом, потому что молодые люди не то чтобы не слушают рок, просто те, кто слушают рок, делают это другими способами. Получается, что станция такого формата с каждым годом теряет маленькую часть своих слушателей. Поэтому мы выбрали более универсальное, как нам кажется, применение с точки зрения целевой аудитории.
– Сколько сейчас радиостанций в Воронеже вещает в эфире?
– Почти три десятка.
– Ваш медиахолдинг в плюсе или в минусе?
– В плюсе, конечно. Но дело еще в том, что люди покупают франшизу, допустим, «за спасибо». Были такие истории, например, за 5 тыс. рублей в месяц покупали франшизу. То есть если заработали эти 5 тыс. рублей, отбили заработную плату сотрудников – уже успех. Но опять же, у всех всё по-разному: арендовано ли помещение, какова сумма вложений в технический комплекс, какие затраты на рекламу... У больших сетевых станций дорогая франшиза.
– Как долго вы готовы «Борнео» дальше крутить через интернет, если оно будет не особо коммерчески успешным?
– Мы не считаем, что «Борнео» не будет коммерчески успешным. После ухода из FM-диапазона мы получили массу писем с вопросами от радиослушателей, с предложениями поддержать нас, некоторые даже готовы запустить «Борнео» в своих городах. Мы буквально «из каждого утюга» говорили и говорим, что остаемся в интернете. Сейчас наш аналитический отдел собирает статистику по прослушиванию, и мы уже приступаем к монетизации. Часть рекламодателей по-прежнему размещает свою рекламу на интернет-ресурсах «Борнео». Думаем сейчас настроить интернет-поток так, чтобы люди, включая интернет-вещание, прежде чем слушать радио, слушали рекламу. Размышляем и над системой донатов. В любом случае нужно предлагать людям либо то, что они ждут, либо еще лучше, предвосхищать их ожидания и предлагать то, чего они и не ждали, но что им наверняка понравится. Это совсем было бы хорошо.
– Какая самая коммерчески успешная радиостанция в вашем пуле?
– «Русское радио», конечно. Это радиостанция стабильно находится в пятерке самых популярных радиостанций Воронежа.
– Как, на ваш взгляд, рынок радиостанций будет выглядеть через 10 лет, что он вообще собой будет представлять в Воронеже, допустим? Как вы это видите?
– Я помню, что лет 15 назад все кричали про скорое угасание интереса к радио. Пока такого лавинообразного спада нет. Почему? Очевидно, когда появилось цифровое радио, то сразу вылезли какие-то вещи, которые никто раньше не продумывал. Во-первых, допустим, было 20 станций, а тут появляется 500 станций. Какие вы будете выбирать?
– Те же самые.
– Именно. По большому счету, выяснилось, что существующий набор музыкальных форматов сам по себе исчерпывающий, плюс-минус есть какие-то особенные вещи, но они совсем нишевые, типа рэп-радио. Всегда сталкиваешься с реальностью. Вот поэтому люди говорили, что радио перестанут слушать, а выяснилось, что слухи были сильно преувеличены. Одна из причин была в том, что на самом деле выбор из 500 станций не особо и нужен. Представьте, что человек пришел в ресторан, а ему принесли каталог всех товаров «Метро» или большую советскую кулинарную энциклопедию и сказали: «Выбирай, мы тебе сделаем». То же самое и здесь. Много и у нас, и на Западе писали, что радио потеряет аудиторию. Но, как видим, это далеко не так. Радио очень удобно само по себе как СМИ по той простой причине, что ты включил, едешь – информация поступает, тебе не нужно дополнительно какие-то манипуляции совершать. Тебе не нужно отвлекать ни голову, ни руки – ничего. Я думаю, что, может быть, аудитория уменьшится, но, так или иначе, радио будет в Воронеже и через 10 лет.
– В Воронеже новостные радиостанции типа «Известий», «Комсомолки», информационные агентства пошли или не пошли в радиоформате?
– Кто-то и эти радиостанции слушает. Еще один принципиальный момент, который не оправдал прогнозы насчет снижения интереса к радио, – это то, что оно идеальный инструмент для создания эффекта присутствия. В принципе, можно искать музыку, которая тебе нравится, самостоятельно, скачивать, записывать ее в определенном формате, скидывать на флешку, вставлять флешку в плеер и крутить. Но, во-первых, у тебя будет набор из песен, которые тебе нравятся, но их будет 200 или 500, и пока ты их не поменяешь, они сами не поменяются. Представьте человека на даче. Будет он заморачиваться? Радио из этого всего проще всего: ты просто включаешь – и оно звучит. Для всего остального нужно чуть больше манипуляций, иногда требуется определенное вложение средств. Зачем платить, если можно не платить? Большинство потребителей музыки всё-таки неактивное. То же самое касается и информации.
– Как искусственный интеллект может повлиять на радио?
– Искусственный интеллект – это всё равно набор параметров, которые в него заложил человек. Да, нейросеть может заменить людей, выполняющих рутинные функции, но останутся люди, которые будут его обучать, закладывать фундаментальные основы. Мир меняется, люди меняются, и алгоритмы нужно будет непременно корректировать и совершенствовать. Хотя есть и такое мнение, что искусственный интеллект просто заменит всех людей, которые работают на радио.
– Да и журналистов всех заменит, и пиарщиков, и маркетологов – всех.
– Кроме певцов.
– Певцов тоже заменит.
– Певцов... Просто это нужно быть каким-то немного, не хочется говорить слово... «извращенцем». Вчера слышал, как «Металлика» поет песню Стиви Уандера. До этого я слышал, как Фредди Меркьюри исполняет песню «Грин дэй». Как вообще повлияет на нас развитие искусственного интеллекта? Куда он будет развиваться? Насколько быстро это будет происходить? Что будет через 10 лет? Просто результаты, итоги предсказаний смерти радио показали, что люди всё-таки очень консервативны в своем потреблении и в том, что касается радиовещания, тоже. Люди привыкают к каким-то вещам, поэтому им не нужен выбор из 500 радиостанций. Если ИИ заменит всех нас, то он не заменит способ распространения, потому что он не построит ни мачту, ни передатчик, не сделает на купленном 3D-принтере. В любом случае, всё, что касается радио, будет требовать в той или иной степени участия человека.