Воронеж. 18.08.2023. ABIREG.RU – Аналитика – Пока в Липецкой области нерешенной остается судьба двух крупных тендеров на ремонт региональных трасс в 2024 году почти на 2 млрд рублей, местные СМИ пытаются разбавить негативную повестку. По липецкому ТВ показали сюжет-бантик о том, как областное дорожное агентство контролирует качество ремонтов на обновленных трассах с помощью метода кернизации. Способ точен и объективен, но есть нюансы, которых по телевизору не показали. «Абирег» обратился за экспертной помощью к профессору ВГТУ, почетному дорожнику, а также к депутату облсовета.
Ожидания
По национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» в этом году в регионе отремонтируют 31 объект протяженностью в 274 км. На участке Липецк – Грязи – Песковатка в районе поселка Новая Жизнь работа идет с апреля. Подрядчиком выступает подконтрольное областной власти предприятие «Липецкдоравтоцентр».
В фокус камер репортеров попал процесс контроля качества работ. На участке отбирают образцы покрытия – керны. Затем в лаборатории областного дорожного агентства изучают состав: количество битума, коэффициенты уплотнения, водонасыщения и другие – от этих показателей зависят долговечность полотна и его качество.
«Анализ образцов из покрытия верхнего и нижнего слоя асфальтобетона с помощью керноотборника – это современный, доступный и объективный метод. Но на объекте должна быть комиссия – представители и заказчика, и проектировщика, и подрядчика. Комиссия должна составить акт, в котором местоположение изъятия образцов привязывают к восьми спутникам с точностью до сантиметра. Можно использовать и другие методы привязки – рулетку, теодолит или геодезического робота. Главное, вы должны абсолютно точно знать, в каком месте отобран керн», – считает почетный дорожник, профессор ВГТУ Владислав Подольский.
По мнению профессора, оценку контрольных образцов должна проводить независимая организация, а не только заказчик работ. Из его опыта, если ремонт выполняют по проекту, в нем должна присутствовать строчка «Строительный контроль». Именно независимая организация каждый день отбирает образцы всего – грунта, щебня, песка, асфальтобетона, а независимая лаборатория дает объективное заключение.
«Все эти проверки – имитация общественного контроля, декорации для того, чтобы узаконить процедуры по госконтрактам. В Липецкой области, да и по всей стране нет цели отремонтировать дороги, сделать хорошо, на века, но есть задача освоить бюджетные средства. Понимаете, насколько это разные задачи? И заказчику, и исполнителю выгодно сделать так, чтобы через несколько лет снова зайти на этот объект, снова включить его в какую-нибудь госпрограмму и снова освоить бюджетные средства. Это бесконечная цепочка. Сейчас у них есть задача – заниматься бизнесом. Господа прекрасно с ней справляются», – считает депутат облсовета от фракции КПРФ Николай Быковских.
Реальность
По факту, несмотря на красивые картинки, которые показывают по местному ТВ, качество ремонта от «Липецкдоравтоцентра» порой не выдерживает проверку временем. Любимый подрядчик регионального управления дорог выиграл тендер в 2021-м. В рамках госконтракта осенью 2022-го компания отремонтировала участок Хлевное – Тербуны. Года не прошло, а дорогу уже пришлось переделывать. И контроль качества, получается, особо не помог...
Несмотря на это, в прошлом году с унитарным предприятием вновь заключили два госконтракта на ремонт дорог на сумму 888 млн и 826 млн рублей соответственно. И в этом году, еще до оглашения результатов торгов на дорожные работы – 2024, «Липецкдоравтоцентр» уже называют в числе победителей и обладателей лотов, которых всего четыре – почти по 1 млрд рублей каждый.
«Все прекрасно понимают, кому и как достаются контракты. Что удивляет: раньше было так – организация делает дороги некачественно, потом банкротится и открывается под другим названием, но сейчас даже этого не происходит! Просто внаглую одни и те же компании, которые имеют дурно пахнущую репутацию, берут новые и новые госконтракты. И у регионального правительства к ним нет никаких претензий. Формально всё по закону, все процедуры соблюдены. Всем хорошо. Страдают лишь простые автомобилисты и пешеходы», – комментирует депутат облсовета от фракции КПРФ Николай Быковских.
Ярким примером является улица Баумана в Липецке. В 2020 году ее ремонтировал другой любимчик липецких чиновников – ООО «Дорожник». Во-первых, сроки выполнения работ затянули на два месяца. Во-вторых, качество было таким, что всего через пару недель после пуска дорога начала разваливаться. Улицу ремонтировали уже дважды.
Кстати, и эта компания упоминается инсайдерами как еще один победитель нынешних торгов. Последний подрядчик-счастливчик – компания «Аркс-7». Она также хронически не укладывается в сроки госконтрактов – их приходилось сдвигать несколько раз: по одному из них это пришлось сделать восемь раз.
Победить систему
Другие участники торгов всё-таки пытаются сломать устоявшуюся систему распределения выгодных тендеров. Из-за жалобы в УФАС приостановлены уже две закупки на ремонт липецких дорог – 2024 из четырех. Общая стоимость двух контрактов – почти 2 млрд рублей. По ним планируют отремонтировать более 110 км дорог.
Жалобы подала питерская компания ООО «Авангард». Она считает, что заказчик ограничивает конкуренцию: дорожное агентство Липецкой области якобы намеренно укрупнило лоты, добавив в них участки в разных районах региона и дороги разных категорий.
Ранее претензии к тендерам областного дорожного агентства высказало столичное ООО «Лидер». В конце июня 2023 года компания подала жалобу на аукцион на 967,4 млн рублей. Суть претензий к заказчику похожа: неправомерное включение в объект закупки разных дорог. Сотрудники ФАС тогда признали жалобу необоснованной. Победителем объявили знакомый нам «Липецкдоравтоцентр».
В следующем году в регионе предстоят масштабные ремонтные работы. Их поделили на четыре очереди. Общая сумма контрактов – почти 4 млрд рублей. Достанутся ли они своим или работы проведут добросовестные подрядчики? Узнаем в ближайшее время.
Скриншот с vesti-lipetsk.ru