Воронеж. 09.11.2023. ABIREG.RU – На заседание по делу о мошенничестве на воронежских выборах пришли сразу пять свидетелей. Почти все представляли УИКи, где успешно в облдуму переизбрался Андрей Прытыкин. По новой традиции все говорят, что получали деньги за выборы исключительно на карту, мол, никакой налички не было. Но двое свидетелей упомянули, что всё же какая-то «прочая выплата за выборы» была.
Сценарий до боли знакомый – всё было честно, фальсификации исключены, конкретные цифры никто не помнит. Как говорят свидетели – много времени прошло. Да и зачем это помнить? «Прошло, и слава богу» или «побыстрее бы отчитаться».
Ранее некоторые свидетели говорили, что за выборы платили частично наличкой, частично на карту. Как однажды пыталась объяснить в суде глава ТИКа Юлия Тищенко, за работу по облдуме люди получали безнал, а за гордуму – лично в подвале управы Коминтерновского района (там находится бухгалтерия).
Сейчас все без исключений говорят только о безналичной оплате, не зная ничего о наличке. Один из свидетелей упомянул плату за работу на участке и еще какую-то премию, которая пришла на карту с пометкой: «Прочая выплата». Что за выплата конкретно, женщина пояснить суду не смогла. Зато еще один свидетель упомянул, что премия была, но уже после голосования за поправки в Конституцию. Так как двойные воронежские выборы и голосование за поправки в Конституцию проходили в один год с небольшим интервалом, свидетели, действительно, могли перепутать. Но это не так важно, как то, что все говорят, что наличкой уже давно не платят. Хотя еще летом их коллеги по цеху заявляли обратное.
Кто из кандидатов победил на участках, свидетели зачастую тоже забывают. Судья Юлия Воищева спросила об этом сегодня свидетеля. Женщина заявила, что не помнит, и засмеялась. Но предположила, что это «скорее всего, Прытыкин». На вопрос, почему, свидетель ответила: «Не знаю, так в голове. Прытыкин, наверное».
На фоне этого вопросы о цифрах спустя три года вообще ставят свидетелей в тупик. Один из них пояснил, что они «в голове не остаются». Но все четко помнят, что зарплата пришла на карту. Сколько? Этот вопрос тоже висит в воздухе.
Гособвинитель всегда спрашивает, были ли выявлены официальные нарушения на участках. Так и напрашивается вопрос: а неофициальные?
Адвокат Юрия Бавыкина Андрей Рябов спросил одного из свидетелей: «Отсутствие официальных нарушений является фактом их отсутствия вообще?»
«Вопрос снят», – вмешалась судья.
«Вопросов нет», – закончил допрос адвокат.