Воронеж. 25.04.2024. ABIREG.RU – Автомобиль BMW 7 стал вещдоком в громком уголовном деле и должен либо стоять на спецстоянке до окончания суда, либо находиться на ответственном хранении. Вместо этого он свободно колесит по дорогам Воронежа, Липецка, Тулы, собирая штрафы. «Абирег» выяснял, как воронежские следователи могли такое допустить.
Автомобиль BMW 7 зарегистрирован на воронежского предпринимателя Александра Шишканова. Право собственности на него решил оспорить Мирослав Проценко, с которым у Александра несколько лет были дружеские и деловые отношения. Автомобиль у Шишканова изъяли, и некоторое время машина стояла на спецстоянке. Однако в августе прошлого года Шишканов начал получать оповещения о штрафах за свою машину, с удивлением узнавая географию ее передвижений. Следователь же Ольга Чеботарева, которая ведет дело, кажется, не придает этим обстоятельствам большого значения.
Напомним, история началась летом 2021 года. Александр Шишканов купил BMW в автокредит через «Тойота-Банк» за 6,2 млн рублей в качестве подарка жене за рождение дочери. Все документы были оформлены на Шишканова, он исправно вносил платежи по кредиту, и более полугода его семья пользовались машиной.
Как рассказывает предприниматель, начало конфликта было положено в ноябре того же года. С его слов, Мирослав Проценко попросил отдать ему ПТС на автомобиль BMW 7 и якобы подписать чистый бланк договора купли-продажи. Основанием стало то, что еще шесть лет назад Мирослав давал Шишканову в оборот 1,2 млн рублей и получал с них свой процент. Якобы за всё это время Шишканов так и не дал залог под эту сумму и именно сейчас Проценко стало беспокоить это обстоятельство. Шишканов согласился и всё подписал, доверяя другу как самому себе.
По его словам, весной 2022 года Проценко вдруг попросил вернуть деньги с процентами и озвучил сумму в 4 млн рублей. Александр Шишканов отказался, и тогда Проценко и его мать написали заявление о мошенничестве в Рамонский отдел полиции. Авто к тому времени, кстати, резко подорожали: BMW 7 стал стоить больше 10 млн рублей. В заявлении Проценко написали о том, что якобы купили у Шишканова этот автомобиль 20 августа 2021 года за 7,5 млн рублей. По их версии, Шишканов лично взял деньги у них дома, но машину не отдал. К заявлению прилагались ПТС и договор купли-продажи с подписью Шишканова от указанной даты.
Странная версия «потерпевших» разбилась о факты. Во-первых, договор изобиловал ошибками: неверная дата рождения «потерпевшей», не указан госномер автомобиля. Во-вторых, в этот день Шишканов ставил машину на учет в ГИБДД и получал документы на свое имя. Данные о геолокации автомобиля и с камер видеонаблюдения СПО «Паутина» также подтвердили то, что автомобиль находился в другом месте, у дома Проценко его не было. В-третьих, Мирославу Проценко передавались в залог только документы на автомобиль, а право собственности было и остается за Александром Шишкановым. Проценко не мог об этом не знать, что подтверждается в том числе и его перепиской с Шишкановым.
Три месяца машина находилась на спецстоянке в Рамонском отделе полиции. Там удостоверились, что на протяжении года с предполагаемой даты продажи Проценко Александр Шишканов продолжал выплачивать кредит за машину, и вообще, по условиям кредитного договора, продать машину можно только с согласия банка, а банк такого документа не выдавал. В итоге в возбуждении уголовного дела отказали, перед Шишкановым официально извинились и вернули авто.
«Мирослав и его мать на этом не остановились и подали иск в суд. Всё шло к тому, что и суд они проиграют. Тогда 16 ноября 2022 года Центральный отдел полиции Воронежа принимает от них новое заявление и уже через два дня без каких-либо проверок возбуждает новое уголовное дело на меня и моего отца. При этом меня не опросили и не допросили, а сразу арестовали, закрыв в СИЗО, причем вместе с отцом. Почему-то в полиции Воронежа не приняли во внимание отказ Рамонского отдела и результаты проведенной ими проверки. Тогда же у меня снова забрали машину. Я предполагаю, что такому течению событий могла поспособствовать их адвокат Наталья Руденко, муж которой, кстати, работает в прокуратуре», – предполагает Александр Шишканов.
Не исключено, что эти связи могли помочь Мирославу Проценко заполучить машину до окончания судов – в августе 2023 года. Телеграм-канал «Компромат Групп» пишет о том, что у матери Мирослава Проценко могут быть связи с силовыми структурами. Так ли это, до конца неизвестно, однако следователь Ольга Чеботарева не имела права отдавать потерпевшему вещдок в виде автомобиля до окончания суда. Машину могли передать только на ответственное хранение, а это значит, что никто не имеет права пользоваться машиной, в том числе и Проценко, пока суд не вынесет окончательного решения в его пользу. Однако штрафы, которые есть в распоряжении нашей редакции, свидетельствуют о том, что машина активно эксплуатируется. Последние два штрафа пришли Шишканову в апреле 2024 года из Тульской области.
«Хочется спросить, на каком основании посторонний человек пользуется моей машиной? Только ли Мирослав эксплуатирует ее, да еще и нарушает ПДД? А если он попадет в ДТП и кто-то пострадает? Зная манеру вождения Мирослава, такая вероятность высока. Будет ли следователь чувствовать свою вину за жизни пострадавших?» – задается вопросами Александр Шишканов.
Действия следователей породили сомнения и подтолкнули к проведению антикоррупционной экспертизы.
«Следователем Чеботаревой О. В. указанный автомобиль был изъят и передан Проценко М. В. При этом автомобиль продолжает являться доказательством по уголовному делу, а штрафы от видеофиксаций нарушений ПДД Проценко М. В. поступают Шишканову А. А. как собственнику автомобиля. Такие действия следователя содержат в себе признаки состава преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), – говорится в выводах экспертизы судебного эксперта Евгения Бирюкова. Документ есть в распоряжении редакции.
Ранее «Абирег» обращался за комментариями к Мирославу Проценко, однако тот не ответил на вопросы журналиста и предпочел заблокировать номер нашего телефона. Редакция по-прежнему готова выслушать и опубликовать точку зрения господина Проценко.