Липецк. 18.12.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – В ОЭЗ ППТ «Липецк» готов к пуску завод компании ООО «ОБО Беттерманн Производство», в строительство которого немецкая группа «ОБО Беттерманн» инвестировала порядка 1,3 млрд рублей. Почему «ОБО Беттерманн» выбрала для размещения своего завода Липецк, о проблеме кадров, о том, с кем предприятие будет конкурировать в России, рассказал «Абирегу» генеральный директор ООО «ОБО Беттерманн Производство» Борис Лохман.
- Почему вы выбрали Липецк?
- Мы нестандартно зашли в Особую экономическую зону «Липецк». Изначально «ОБО Беттерманн» начала развивать проект в технопарке «Ворсино» на севере Калужской области. Там мы планировали построить площадку с нуля – greenfield. Проект оказался долгосрочным и достаточно дорогим. Тогда мы стали рассматривать вариант brownfield – готовый объект, который можно переделать под свои нужды. В Липецке, в Особой экономической зоне нашли недостроенное предприятие, которое отвечало нашим требованиям. Таким образом мы и оказались в ОЭЗ ППТ «Липецк».
- Чем для вас привлекательна экономическая зона – преференциями или готовой инфраструктурой?
- Когда мы приехали сюда в первый раз, нас, конечно, привлекла инфраструктура, а также высокая готовность самого объекта. Очень удобно: заходишь – у тебя все готово, можно, не затягивая, приступать к производству. Сейчас же все больше мы говорим о том, что нам интересны именно преференции. Не столько даже налоговые, сколько таможенные. В связи с кризисом и девальвацией рубля стоимость российской рабочей силы стала сравнима со стоимостью китайской. Соответственно, выход компании «ОБО Беттерманн» на восточные рынки стал возможным через Россию. Для этого перестало быть обязательным строительство производства в Китае. Пользуясь преференциями Особой экономической зоны, мы можем выгодно как реэкспортировать товары обратно в Европу, так и продавать в Азию.
- Были какие-то трудности при строительстве завода?
- С точки зрения строительства предприятия в ОЭЗ все было достаточно гладко. Липецкие власти идут резидентам навстречу по любому вопросу. Все административные ресурсы региона настроены на то, чтобы инвестор скорее запустил производство. Но, поскольку мы купили недостроенный объект, у нас возникли некоторые технические сложности. Например, определенные конструкционные решения или решения по обеспечению пожарной безопасности уже устарели, нормы изменились. Нам многое пришлось переделывать, прежде чем размещать оборудование.
- Какое у вас оборудование?
- Оборудование, к сожалению, импортное. Российское машиностроение не в состоянии сейчас производить что-то конкурентное. Хотя мы с большим удовольствием покупали бы оборудование в России. Но это невозможно. Поэтому станки мы завозим из Европы, от материнской компании. У «ОБО Беттерманн» есть два крупных предприятия в Венгрии и в Германии. Оттуда к нам и заезжают технологии. Часть – новые станки, часть – бывшие в употреблении, что вовсе не означает, что они хуже новых. У нас не нанотехнологии, не очень сложный технологический процесс. Это обычная металлообработка – прессово-штамповые, гибочные станки, сварочные роботы, сварочные посты. Из передовых технологий, которые мы применяем, есть лазерно-высечной пресс шестого поколения. Достаточно современный. Сейчас только-только на рынке появляется седьмое поколение. Иными словами, мы стараемся подходить к организации производства и к выбору технологических машин с точки зрения экономической целесообразности.
- Нет ли у вас проблемы с кадрами?
- Мы эту проблему, безусловно, ощущаем. Мы от нее пытались уйти, закрыв реализацию проекта в Калуге – там она стоит острее. Но здесь мы с ней точно так же столкнулись. Это, скорее, проблема системная, общероссийского масштаба. Наша система образования не готовит специалистов, по большому счету, никакого уровня. Нет хороших специалистов среднего звена – со средне-специальным профессиональным образованием. Нет хороших специалистов с высшим образованием. И приходится по крупицам их выискивать.
- Вы уже укомплектовали штат?
- Мы находимся в стадии комплектования. Сейчас набираем рабочий персонал и линейных управленцев. Базовый же набор уже закончился. Ребята прошли обучение в Германии и в Венгрии.
- А вы людей каких берете в рабочие – тех, кто закончил 11 классов, или с высшим образованием?
- Мы берем всех. Главное, чтобы человек имел хороший потенциал и был заинтересован и в собственном росте, и в том, чтобы приносить пользу компании. Безразличных, безучастных мы не берем. И не важно, пять у него высших образований или ни одного.
- Костяк управленцев – это приезжие?
- Нет. Мы на управленческие должности стараемся приглашать местные кадры. Компания здесь, как говорят, всерьез и надолго, а на самом деле навсегда, и, конечно, управленцы из липчан подходят нам больше, чем приезжие.
- Санкционная война, падение рубля не сказались как-то отрицательно на вашей работе?
- Это даже, скорее, сыграло в плюс. Рабочая сила стала дешевле. При увеличении стоимости евро в два раза зарплата у персонала, конечно, в два раза не выросла. Как для иностранного инвестора Россия стала для нас еще более привлекательной в плане передислокации сюда производства. Это с одной стороны. А с другой – поскольку проект инвестировался в евро, то в рублях у нас стало больше денег на реализацию задуманного.
- В будущем вы планируете расширять производство?
- Года через три-четыре мы точно выйдем на мощность, заявленную при защите проекта в Минэкономразвития. Вполне возможно, выйдем и на большую цифру. Мы планируем обязательно расширять производство. Площадка большая, на 100% производственным оборудованием не заполнена. У нас уже есть определенные предположения, какие еще дополнительные линии мы здесь установим.
- Что это за предположения?
- Есть конкретные линейки продукции, которые мы бы хотели передислоцировать в Россию. Компания «ОБО Беттерманн» - широкопрофильная. Это семь направлений, или семь линеек, готовой продукции. Из них в настоящий момент здесь мы запустили только одну. Это кабеленесущие системы. В обозримом будущем на липецкой площадке появится производство систем молниезащиты, систем крепежа кабельных конструкций и ряд других направлений. Мы сейчас просчитываем экономический смысл их перевоза в Россию и видим хорошие перспективы.
- Кто в России ваши конкуренты?
- Вообще, рынок кабеленесущих систем достаточно конкурентный. И в мире, и в России. В России основной наш конкурент ДКС – диэлектрические кабельные системы. Это изначально не российский бренд, но уже локализованный в РФ. Есть также множество местных производителей, работающих по стандартам ГЭМ – главэлектромонтажа. И прочие игроки. Рынок, повторюсь, высококонкурентный, и лидер рынка занимает не больше 20-30%.
- А вы сколько планируете занять?
- С запуском производства в Липецке мы планируем занять до 20% российского рынка кабеленесущих конструкций.
- То есть вы планируете стать одним из лидеров рынка?
- Да. Мы на это и нацелены.
- Что в России уже сделано с участием «ОБО Беттерманн»?
- Мы представлены в России уже больше 10 лет. У нас есть торгующая организация с головным офисом в Москве и филиальной сетью по всей стране. Одно из основных направлений рынка для нас – это объектовые продажи. То есть продажи непосредственно на строительную площадку. На этапе проектирования наша продукция попадает в проект и дальше уже едет непосредственно на объект. Очень много продаж мы осуществляем на месторождения нефти и газа, на вновь строящиеся промышленные предприятия и объекты энергетики. Наша продукция есть в Сургуте, Самаре, Казани, Москве, Вологде, Питере, Саратове, Нижнем Новгороде и пр. География обширная. Мы представлены везде, где необходимо проложить кабель, сделать это хорошо и на долгий срок.
- Писали, что на открытие завода, возможно, приедет бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер. Он приедет?
- Да, мы планируем его приезд. Официальное открытие липецкого завода «ОБО Беттерманн» состоится весной-летом 2016 года. Мы постараемся собрать здесь достаточно представительную компанию видных политических деятелей. И немецких, и российских.