WorldClass

29 марта 2024, 18:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

AbiregTV – «Коммерческая недвижимость в Воронеже находится в зачаточном развитии» – эксперт (видео)

04.05.2016 10:46
Автор:

Воронеж. 04.05.2016. ABIREG.RU – С наступлением кризиса сфера недвижимости Воронежа столкнулась с рядом негативных факторов: население сократило вложения в покупку жилья, существенно просела «вторичка». Не обошел стороной кризис и коммерческие площадки. О том, как себя чувствует малый и средний бизнес, о снижении арендной ставки и о необходимости диалога между властями и девелоперами рассказал руководитель ГК «БИК» Дмитрий Большаков.

– Дмитрий, расскажите, как кризис повлиял на сферу коммерческой недвижимости в Воронеже?

– Сфера всей недвижимости в Воронеже на данный момент переживает кризис, а коммерческая недвижимость подверглась еще более сильному влиянию кризиса. Причина в том, что люди свои жилищные условия улучшают в любом случае, а коммерческая недвижимость не является предметом первой необходимости. Кризис коснулся средних и небольших фирм, которые сократили свои площади, другие фирмы просто переехали из более дорогих офисов в более дешевые. И еще одна категория – это те люди, которые вообще прекратили пользоваться коммерческой недвижимостью.

– Вы как девелопер предпринимаете меры для стабилизации бизнеса?

– Сложно сказать. У нас есть бизнес-центры, в которых что-либо поменять невозможно. Эти объекты воспринимаются как данность. Единственное, на что мы обращаем внимание – это повышение качества обслуживания и демократичное ценообразование. Самое болезненное для нас – снижение арендной ставки, потому что и так уже находимся на грани рентабельности. Инфляция идет, цены растут, кредитные ресурсы дорожают, строительство в целом тоже дорожает, тем не менее ставки по коммерческой недвижимости после кризиса ушли вниз, и не факт, что останутся на этом уровне, так как могут упасть еще сильнее.

– На каком уровне развития сейчас находится коммерческая недвижимость в Воронеже?

– Коммерческая недвижимость в Воронеже, как и любой бизнес в целом, находится в зачаточном развитии, мы только пробуем рынок. Мы открыли свой первый объект в 2007 году, это был на тот период лучший объект в центре города, потому что других даже не было. За прошедшие годы рынок шагнул вперед, улучшилось глобальное предложение. Теперь нельзя строить бизнес-центры без парковочных мест, а раньше об этом не задумывались, машин было меньше и требования были менее жесткими. Сейчас рынок диктует новые условия, девелоперы подходят совершенно по-другому. Я считаю, что на сегодняшний день бизнес-центры, которые строятся и закладываются, это уже ступень более высокая, чем 10 лет назад.

– Что должны делать власти и девелоперы, чтобы сфера коммерческой недвижимости качественно улучшалась?

– Без власти ни один проект в любом месте города не осуществим. Здесь, в первую очередь, важен диалог, или, как сейчас часто говорят, частно-государственное партнерство. Хотелось, чтобы власти чаще прислушивались к нашему мнению, а мы действовали в рамках существующего закона. Важно, чтобы было больше диалога, поскольку всегда сложно найти золотую середину, когда все устраивает власть и самих инвесторов. Власть борется, чтобы был хороший объект, который архитектурно и инфраструктурно вписывался в город. С другой стороны, девелоперы преследуют коммерческую цель, поскольку участки достаются тяжело и дорого, поэтому надо искать компромисс: не нарушать градостроительных норм, но в то же время важно повернуться лицом к девелоперу, поскольку при возведении объектов задействовано минимум 25 отраслей, создаются дополнительные рабочие места и в целом строительство положительно влияет на экономику.

– Взаимодействие с государством может выражаться и в социальных проектах. Может, стоит давать площади под общественно полезные мероприятия?

– Определенные площади в бизнес-центрах при любом проектировании всегда остаются менее востребованными, простаивают длительный промежуток времени. Более того, есть тенденция: какой бы объект ни построили, он все равно редко заполняется на 100%. А привлечение благотворительной организации и сдача ей в аренду за символическую плату или вовсе бесплатно недвижимости – это социальный и даже имиджевый проект, который положительно влияет на весь бизнес в целом.

– А у вас такие проекты есть?

– Да, у нас уже есть в реализации один проект: мы запланировали открыть небольшую художественную галерею для того, чтобы картины разных художников, в том числе молодых талантов, могли выставиться, сами художники показали себя и привлекли публику. Это будет интересно всему бизнес-сообществу. Это, с одной стороны, социальный проект, с другой – изюминка бизнес-центра. Также это будет путевкой в жизнь для молодых художников и скульпторов.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0