Воронеж. 11.12.2017. ABIREG.RU – Аналитика – В конце ноября совладельцы бара BKWSK («Буковски»), вошедшего по версии «АфишаDaily» в Топ-10 баров России за 2016 год, официально подтвердили возможную продажу легендарного, каким его считают многие, заведения. Закрытый BKWSK, минорные объявления об аренде на бывшем ресторане Mouse, располагавшемся также в здании кинотеатра «Юность», пустовавшая до недавнего времени «Вышка». Неужели место, где, казалось, сформировался прогрессивный развлекательный кластер Воронежа, постепенно утрачивает этот статус и новаторские концепции покидают улицу Комиссаржевской, оставляя после себя пустующие площади и банальные форматы? «Абирег» проверил эту гипотезу, пообщавшись с участниками местного и не только креативного сообщества.
Подтверждая факт вероятной продажи бара, совладелец BKWSK Юрий Некрасов пояснил «Абирегу», что, когда их команда открывала BKWSK, это был первый коктейль-бар в Воронеже. «Мы создали место силы для людей, которые прогрессивно смотрят на жизнь вне зависимости от возраста, для воронежских хипстеров, – комментирует Юрий. – Однако прошло четыре года. Чтобы сохранять заданную планку формата, не просто попадающего в новые тенденции, а предвосхищающего их, BKWSK требуется определенная модернизация и свежий взгляд на организацию работы».
Свято место пусто не бывало
К успешной реализации культурно-просветительских и развлекательных концепций на Комиссаржевской располагает и история этой локации. Сквер, который сейчас располагается около ДК Железнодорожников, активно упоминался в СМИ с конца XIX века под названием «Эрмитаж» и входил в частное усадебное имение. В конце 1870-х годов его арендовал купец Н. Васильев, которого и можно назвать основоположником местного культурного движения, поскольку он построил здесь летний театр, а также павильоны для бальной и военной музыки. Воронежские краеведы даже опубликовали в тематическом форуме скан объявления в местной газете, рассказывающего обо всех основных преимуществах «Эрмитажа».
В начале ХХ века сад отошел Общественному собранию, сохранив при этом высокую популярность и узнаваемость среди купечества и других предпринимательских кругов.
Как следует из документов Государственной инспекции историко-культурного наследия, при уже новом здании Собрания были предусмотрены театральный зал, ресторан, буфет, бильярд, библиотека, карточный зал. В сад выходила открытая терраса, где посетители обедали и ужинали летом. В Общественном собрании регулярно проводили музыкальные вечера, балы, клубные спектакли, демонстрацию фильмов, научные лекции, детские вечера, елки.
В 1923 году здание занял клуб имени Карла Маркса, здесь же был организован первый пионерский отряд Воронежа. Впоследствии за зданием закрепился статус Центрального рабочего клуба.
Таким образом, улица Комиссаржевской на протяжении многих десятилетий была средоточием прогрессивной воронежской общественности. Краевед Ольга Рудева подтверждает, что сама обстановка здесь располагала к отдыху, особенно представителей предпринимательского сообщества. Так что состав игроков современной Комиссаржевской, в большинстве своем представленный авторскими, самобытными форматами, соответствует не только духу нашего времени, но и традициям своего месторасположения.
Солидарность трудящихся
Что касается перспектив Комиссаржевской как прогрессивной локации, которую (весьма условно, но) можно назвать хипстерской, то, исходя из опроса местных участников рынка, очевидно, что якорным игроком здесь был и пока остается BKWSK. Решение, которое будет принято по этому столпу Комиссаржевской, безусловно, наложит отпечаток на имидж всей улицы в представлении воронежцев и гостей города.
Наряду с BKWSK, серьезные позиции на Комиссаржевской занимает пельмень-бар «Олень». Один из его основателей Леонид Годник признает, что отсчет истории современной Комиссаржевской как хипстерской локации ведется с момента открытия BKWSK. При этом создатели «Оленя» во многом также делали ставку на аудиторию прогрессивных, модных людей до 35 лет. «Безусловно, эта аудитория активно представлена в нашем заведении, – говорит Леонид, – однако изначально мы думали, что она будет более многочисленной. Судя по всему, эта аудитория в принципе не очень велика в Воронеже. По факту ядро нашей публики – это люди от 30 лет, особенно семьи с детьми».
Леонид Годник оптимистично смотрит на будущее Комиссаржевской как локации прогрессивной культуры. Он уверен в достаточно активном развитии Комиссаржевской и в качестве одного из аргументов приводит открытие нескольких новых заведений.
Совладелец кофейни PTICHKA coffee Татьяна Данина также отмечает появление новых игроков. «Нам кажется, что на Комиссаржевской стараются открывать по-настоящему интересные заведения, – поясняет Татьяна. – Да, сейчас несколько помещений пустуют, в некоторых ведется ремонт. Мы с интересом ждем, что там откроется, ведь аудитории разных заведений на Комиссаржевской часто пересекаются. Со своей стороны, мы стараемся вносить свой вклад в статус Комиссаржевской как прогрессивной локации. Для нас это значит хорошо делать то, чем мы занимаемся, привносить в свое заведение последние тенденции в мире кофе. Это современный взгляд на эспрессо и молочные напитки и, конечно же, альтернативные способы заваривания, которые сейчас на волне популярности».
В целом Татьяна уверена в дальнейшем развитии Комиссаржевской: «Интересных заведений становится всё больше. Многие хотят открыться именно здесь и ждут, когда подвернется удобный случай. Арендодатели зачастую также взыскательны при выборе концепции и хотят сдавать помещения под интересные, «модные» и перспективные, на их взгляд, проекты».
Представитель, пожалуй, одного из самых консервативных участников культурной жизни на Комиссаржевской директор кинотеатра «Юность» Ирина Макрушенко тоже верит в дальнейшее развитие улицы. «Я давно знакома с ребятами, которые развивают нашу локацию. Вместе мы открывали летнее кафе «Пушка» (проект реализовывала всё та же команда BKWSK, само летнее кафе закрыто по завершении сезона – прим. ред.). У Комиссаржевской огромный потенциал, жизнь здесь кипит. Мы, в свою очередь, продолжаем работу в рамках своей концепции бюджетного кинотеатра для молодежи, но при этом стараемся повышать качество самого пространства кинотеатра, делаем его более удобным и современным».
А был ли хипстер?
Помимо временной (правда, насколько временной – большой вопрос) приостановки проектов команды BKWSK, другой тенденцией Комиссаржевской можно назвать открытие заведений тематического формата. Так, BRGR Group пересмотрела концепцию ресторана «Mясо or fish», изначально делавшего ставку на стейки. По словам совладельца группы компаний Михаила Окунева, в этой стратегии была допущена ошибка и формат «Мясо or fish» изжил себя.
Михаил не считает корректным сводить аудиторию Комиссаржевской к какой-то узкой социальной группе. В том числе исходя из понимания разношерстности местной публики, BRGR Group решила реализовать гораздо более народный и далекий от хипстеров формат старого доброго советского ресторана «Жигулевский». «Причем наши ожидания оправдались, – конкретизировал Михаил, – к примеру, во вторник-среду мы всегда уже имеем 100%-ю бронь на выходные. Выручка по сравнению с «Мясо or fish» выросла на 30%».
Михаил Окунев считает, что залог успеха всех подобных проектов кроется не в ориентации на конкретную аудиторию, а в совокупности понятной концепции и адекватного управления, включая готовность вовремя принимать конструктивные решения: «Например, также на Комиссаржевской мы приняли решение о закрытии проекта «Лаффка», поскольку он оказался экономически не выгоден. При этом достаточно прогрессивный в подаче своего бренда «Бар-цех» (БЦХ) преимущественно пустует. Судя по всему, владельцам этого заведения либо необходимо доработать свой проект, либо тоже придется идти на кардинальные меры».
В дополнение Михаил отмечает, что, если быть откровенным, улица Комиссаржевской – в принципе, не лучшая локация для ресторана и кафе. Во-первых, с учетом дорогой аренды далеко не каждый проект сможет выйти на хорошую рентабельность. Во-вторых, трудности с парковкой в дневное время также ощутимо сказываются на посещаемости местных заведений.
Камбербэтч с Комиссаржевской
Другое новое (точнее, возрожденное) заведение на Комиссаржевской – ресторан «Шерлок» – для любителей британской культуры. По сути, это два заведения в одном. «Первое и основное, – рассказывает владелица «Шерлока» Ангелина Севергина, – это традиционный ресторанчик с философией британских фамильных ценностей: вкусная еда, уютная обстановка, классика в лучшем понимании этого слова. Второе заведение – паб, тоже традиционный, но более демократичный, в ирландском духе».
«Шерлок» рассчитывает привлечь самые разные категории людей – от студентов до самого старшего возраста. И если паб предусматривает более неформальный отдых, в том числе за просмотром спортивных матчей, то ресторан больше подходит для свиданий, деловых встреч либо банкетов.
Выбор именно британской традиции в первую очередь обусловлен уже имеющимся брендом и названием прежнего заведения в помещении «Шерлока». «Потом мы изучили общественное мнение. Оказалось, что тема Туманного Альбиона близка многим, – говорит Ангелина. – Это и Дживс с Вустером, и знаменитые британские ученые, и Алиса в стране чудес, и Гарри Поттер. А потом, изучив британскую аутентичную кухню, мы поняли, что Британия близка нам вкусовыми привычками и набором продуктов. Добавили авторства в традиционную гастрономию и получили очень удивительный эксперимент. Сейчас, уже открыв ресторан, мы продолжаем пробовать новое. Например, включили в подачу ресторана элементы молекулярной кухни и получили своеобразную гастролабораторию».
На бренде и названии наследство, принятое новым «Шерлоком» у своего «старшего брата», заканчивается. «В последнее время «Шерлок» не носил британской традиционности. Даже сигарная комната была закрыта и не функционировала, – комментирует Ангелина Севергина, – вслед за пересмотренной британцами историей про Шерлока мы тоже решили добавить свежести этому ресторану. Можно сказать, старый «Шерлок» от нового отличается так же, как Ливанов от Камбербэтча».
Британия представлена здесь не только интерьерными решениями и кухней. Владельцы уверены, что отдых в британских традициях также будет востребован среди посетителей «Шерлока» и станет одной из фишек заведения. Например, команда «Шерлока» собирается привлечь поклонников встреч по интересам, подобных литературному кружку, в котором состоял Толкиен (там же, как говорят, писатель зачитывал первые главы «Властелина колец»). «Поэтому формат отдыха со смыслом – это наша тема», – резюмирует Ангелина.
Креативный класс и жесткий бизнес ищут компромиссы
Безусловно, традиции и коммерческий потенциал Комиссаржевской не позволят ей утратить свое культурно-развлекательное реноме. На смену тем, кто закрывает проекты, приходят и будут приходить новые игроки. Другой вопрос, на какую аудиторию они будут ориентироваться? Практика показывает, что условное хипстерское сообщество в Воронеже, конечно, сформировано, но оно явно не столь многочисленное, чтобы обеспечить постоянный поток клиентов десятку, а то и полутора заведений, расположенных на одном «пятачке». Тем более ставка на хипстеров всё же дистанцирует заведение от «классической» платежеспособной публики – рядовых предпринимателей, семей с детьми, для которых важно здесь и сейчас провести время в уютной обстановке, сытно и по адекватной цене поесть и идти дальше.
Видимо, подобные сомнения испытывают и собственники площадей. Некоторые участники рынка признавались «Абирегу», что арендодатели не всегда с пониманием относятся к самоценности новаторской концепции заведений. Зачастую случается, что побеждают не партнерские отношения предпринимателя-креатора и собственника помещения, а жесткий бизнесовый подход. «Ничего личного, просто бизнес», – имеют право парировать владельцы помещений.
В ряде зарубежных стран поддержка новаторского подхода к бизнесу происходит чуть ли не на государственном уровне. У нас в стране тоже постепенно начинают поддерживать это направление, но такая практика пока не получила широкого распространения. Один из владельцев проекта, который также одно время реализовывался на Комиссаржевской, и вовсе отказался от комментария, поскольку «вообще не хочет всё это вспоминать и забыл Воронеж, как страшный сон».
Впрочем, если кооперация с собственниками помещений не всегда удается креативному классу Комиссаржевской, то кооперация внутри индустрии продвигается активными темпами. Лидеры местного сообщества формируют «Комиссаржевской комьюнити». Сейчас оно объединяет порядка 10 участников, реализующих свой бизнес как на Комиссаржевской, так и на Фридриха Энгельса. Речь идет не только о развлекательных заведениях. К комьюнити присоединяются и дизайнерские студии, и цветочные магазины – то есть креативный класс во всем его многообразии.
«Пока это просто сообщество людей, которые работают в данной локации, реализуют авторские форматы и ориентируют свои проекты на достаточно прогрессивную публику», – поясняет Леонид Годник.
Идея полноценного продвижения бренда Комиссаржевской пока не рассматривается, тем более что потребует более сложной кооперации, в том числе экономического плана. Однако в ближайшее время участники допускают возможность выпустить печатный гид с презентацией комьюнити и его участников.
Впрочем, вопрос о дальнейшем развитии Комиссаржевской, в первую очередь, касается не продвижения, а чувства времени и своевременного апгрейда местных форматов. «Улица Комиссаржевской, конечно, стала модной, неспроста, – уверен ресторатор Николай Шалыгин. – Хайп делает свое дело, но его особенность в том, что нужно всегда поддерживать тренды и быть актуальными. Это не всегда просто. При этом я бы не стал говорить о какой-либо деградации Комиссаржевской. Рынок прекрасен тем, что выбирает сильных игроков, которые снова будут на пике».