Воронеж. 05.04.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Можете ли вы сделать так, чтобы электричество лилось в ваш дом или на рабочее место совершенно безвозмездно, а суд с вас не взыскивал соответствующую плату? «Да уж точно нет, – скажет большинство читателей, – это решительно невозможно, ведь поток электричества легко учитывается, поскольку оно передается по специальным сетям, имеющим счетчики и другое оборудование». Эти читатели окажутся правыми только отчасти. Чтобы развеять их наивность «Абирег» решил рассказать резонансную историю одного липецкого предприятия, сумевшего после «очистки» от многомиллиардных долгов несколько лет бесплатно работать на электроэнергии стоимостью несколько сотен миллионов рублей благодаря юридическим нюансам, не скрывая этот факт в судах и тем самым срывая инвестиционную программу обновления электросетевого хозяйства региона. И самое интересное, что этот завод смог увести себя из-под удара, фактически подставив крупнейшую сбытовую компанию.
Центральной фигурой этой истории является крупное советское предприятие – Липецкий металлургический завод «Свободный сокол» (ЛМЗ). Как и большая часть промышленного достояния Союза, в 1990-е ЛМЗ был приватизирован и, как водится, передан под контроль кипрских и британских офшоров. Несмотря на офшорные корни «Свободный сокол» долгое время жил и процветал. Завод рос с завидными темпами: его выручка в 2003 году составляла 3 млрд рублей, а в последующие несколько лет – и вовсе не была ниже 5,6 млрд рублей. В 2008-м показатель достиг почти 9 млрд рублей. Правда, тогда же завод впервые начал демонстрировать убытки. Но спасать его, как оказалось, никто не собирался.
До банкротства ЛМЗ основной пакет акций предприятия был распределен между кипрскими и британскими офшорами. Все концы были надежно спрятаны, поэтому сложно сейчас понять, по чьей вине этот завод уходил в убытки (94,5 млн рублей в 2008 году). Кстати, по имеющейся информации, контролировал ЛМЗ Антон Бабуцидзе (известен в связи с историей о сокрытии 200 млн рублей на контролируемой им кемеровской шахте «Анжерская-Южная», что привело к уголовным делам о злоупотреблениях и налоговых махинациях на предприятии). Через три года после потери прибыли начальник юротдела завода Светлана Пиванова учредила по адресу предприятия новую компанию – ООО «Липецкая трубная компания «Свободный сокол» (ЛТК). Как видно, название для удобства бенефициары менять не стали, и сразу же их новое юрлицо стало официальным дистрибьютором ЛМЗ. Исполнительным директором ЛТК, кстати, по сей день работает господин Бабуцидзе, а совладельцем и генеральным директором является Игорь Ефремов (второй совладелец – кипрская «Фэдокс трейдинг лимитед»).
Через год – в сентябре 2012 года – по требованию ЛТК суд введет на ЛМЗ процедуру банкротства – наблюдение. Весной 2013-го завод и вовсе признают банкротом. Теперь уже сложно понять, откуда возникали миллиардные долги (Реальные экономические проблемы? Ошибки менеджмента? Мошенничество?), но факт остается фактом, реестр кредиторов достигал 5,5 млрд рублей.
В реестр, помимо прочих кредиторов, самым крупным из которых был Сбербанк, входил гарантирующий поставщик электроэнергии ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» (ЛЭСК). По договору поставки электричества от 2007 года у завода образовался долг в 68,5 млн рублей. Неоплата происходила с ноября 2011 года – с тех самых пор, когда ЛМЗ начал работать под видом ЛТК.
Неоплата электричества со стороны предприятий приводит к ограничению подачи энергии. В случае ЛМЗ ситуация усугублялась тем, что полностью отключать его от электричества было нельзя, так как через территорию завода проходит линия электропередачи, питающая жилой микрорайон на несколько десятков тысяч человек под названием «Поселок». В любом случае ЛЭСК попросила сетевую компанию ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (МРСК) произвести ограничение режима потребления электроэнергии до уровня брони. Сама это сделать она, к сожалению, не могла. Договор электроснабжения между ЛЭСК и ЛМЗ был расторгнут весной 2013-го.
Тем не менее предприятие, на активах которого уже плотно сидел как бы новый ЛТК, продолжило потреблять электроэнергию. Сразу после признания старого юрлица банкротом, новоиспеченное юрлицо обратилось в ЛЭСК с предложением заключить новый договор электроснабжения как арендатор. Энергосбытовая компания, понимая, что ЛТК и ЛМЗ – одно и то же предприятие, но с разной вывеской, попросила закрыть старые долги металлургического завода. Руководители ЛТК и ЛМЗ пообещали ЛЭСК погасить обязательства.
Через несколько месяцев ЛТК и ЛЭСК заключили договор, по условиям которого права и обязанности по нему должны были наступить после погашения всех долгов ЛМЗ, которых перед сбытовиками накопилось к тому моменту на 113 млн рублей и которые так и не были погашены.
К слову, не дождались своих денег и другие кредиторы старого ЛМЗ. Дело в том, что имущественный комплекс этого предприятия, рыночная цена которого была определена в пределах 3 млрд рублей, был в конце 2017-го продан с торгов значительно дешевле – менее чем за 800 млн рублей. Приобретателем ожидаемо явилась уже знакомая нам ЛТК. Тогда считалось, что предсказуемому ходу событий поспособствовал конкурсный управляющий, якобы действовавший в интересах собственников. В любом случае факт остается фактом – кредиторы остались с носом. Стоимость проданного на торгах имущества не покроет и седьмой части от всех долгов к тому моменту глубоко убыточного юрлица.
Всё время банкротства ЛМЗ его собственники работали с превышением величины брони, якобы действующей на точках поставки, находящихся в аренде у ЛТК. ЛЭСК пыталась прекратить это. Тем не менее уже к январю 2014-го объем отпущенной на объекты «Свободного сокола» и неоплаченной электроэнергии составлял 144 млн рублей.
В целом с мая 2013 по апрель 2015 года «Свободный сокол» потребил электроэнергии на 415 млн рублей. Электричество текло, а денег за него МРСК не получала. Тогда сетевая компания подала на гарантирующего поставщика в арбитражный суд. Арбитраж в итоге признал действующим договор между ЛЭСК и заводом и постановил взыскать с гарантирующего поставщика в пользу сетевой компании фактические долги абонента.
Чтобы восстановить справедливость, ЛЭСК обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с требованием взыскать с нерадивого абонента почти 415 млн рублей задолженности, возникшей с мая 2013-го по март 2015-го, а также 60 млн рублей процентов и 216 млн рублей пени. Этот иск был удовлетворен частично: с ЛТК было взыскано чуть более 78 млн рублей долга.
Основанием для этого послужили истекшие сроки исковой давности. Так случилось, что суд учел их по заявлению ЛТК, которая в процессе не оспаривала сам факт наличия долга! Удивительная вещь, ответчик фактически признал, что не оплачивал поставщику услуги, но попросил их не взыскивать, так как делать это по суду было уже поздно. Арбитраж согласился, что возвращать деньги не надо, и разрешил компании отдать только часть всех долгов. Это решение сейчас оспаривается в 19-м арбитражном апелляционном суде.
Естественно, выплатить деньги сетевикам за своего абонента ЛЭСК не может. В случае оплаты многомиллионных сумм вместо абонента крупнейший сбытовик рискует уйти с рынка или обанкротиться, серьезно испортив экономическую ситуацию в регионе. Сетевая компания в то же время тормозит программу развития и не может вкладывать в модернизацию электросетевого хозяйства Липецкой области как никогда нужные инвестиции. Причем крайней в ситуации выставлена именно ЛЭСК. Несмотря на это, на очередном заседании в 19-м арбитражном апелляционном суде в начале недели представители компании сообщили, что возобновили общение с руководством ЛТК для мирного урегулирования спора. Представитель трубной компании в ответ заявил об отсутствии возможности заключения мирового соглашения.
Как оказалось, руководство ЛТК действительно не собирается решать вопросы мирным путем. Так, на следующий день после этого заявления издание «Росбалт» опубликовало текст с громким заголовком: «Гендиректор липецкого предприятия просит главу МВД РФ предотвратить вмешательство правоохранительной системы в гражданско-правовой спор». В публикации говорилось, что глава ЛТК Игорь Ефремов направил письмо на имя министра внутренних дел Владимира Колокольцева, в котором выразил опасение, что возглавляемое им предприятие может стать жертвой «давления со стороны органов полиции, направленного на решение силовыми методами рядового хозяйственного спора».
В тексте говорилось, что якобы гражданский спор лег в основу уголовного дела о мошенничестве. Ефремов заявил, что доследственная проверка по заявлению ЛЭСК фактически не проводилась – «уголовное дело было возбуждено без предварительных опросов, изъятия и изучения документов финансово-хозяйственной деятельности и прочих проверочных мероприятий». «Более того в нарушение прямых требований УПК РФ об уведомлении о принятии процессуального решения заинтересованных лиц ООО «ЛТК «Свободный сокол» о возбуждении уголовного дела не уведомлялось», – цитирует господина Ефремова «Росбалт».
Как удалось выяснить «Абирегу», заявления топ-менеджера ЛТК не соответствуют действительности. Дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ было возбуждено липецкой полицией в начале марта после необходимой в таком случае доследственной проверки. Возбуждение дела согласовала прокуратура, так что его законность была подтверждена всеми необходимыми аспектами.
По версии следствия, неустановленные лица из числа руководителей и сотрудников ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол» и ООО «ЛТК «Свободный сокол», действуя совместно и согласованно, группой лиц по предварительному сговору, осуществили хищение электроэнергии ОАО «ЛЭСК» и, признавая факт безвозмездного потребления данной электроэнергии за период с мая 2013 по апрель 2015 года, пытались избежать ответственности за свои действия и не возмещать стоимость данной электроэнергии.
Из этой версии следует, что следователи отнюдь не вмешиваются в суть арбитражного процесса, выясняющего возможность применения в разбирательстве сроков исковой давности. Очевидно, что полиция задается другими вопросами: кто именно осуществил неоплату электроэнергии и где деньги? Это никак не перекликается со всеми вышеперечисленными гражданскими судами, в которые была втянута ЛЭСК. Ведь их целью была правовая оценка договорных отношений между контрагентами. Иными словами, обвинения господина Ефремова в попытке силовиков давить на суд являются беспочвенными, раз предметом уголовного и гражданского разбирательств являются абсолютно разные вещи.
Ознакомившись с фабулой дела, сложно не задаться вопросом: о каком «рядовом хозяйственном споре» говорит Игорь Ефремов? Спор – это разбирательство, в котором стороны имеют различные точки зрения. В деле долгов ЛТК перед ЛЭСК точка зрения одна – долги есть. Осталось только узнать, кто и как допустил их появление и какое наказание за это он понесет.
Сразу после публикации «Росбалта» газета «Комсомольская правда» повторила слова господина Ефремова в аналогичной публикации. Несоответствующие действительности заявления главы «Свободного сокола» были подкреплены трогательной ретроспективой. Так, издание писало, что благодаря тому, что ЛТК выкупило обанкроченные активы ЛМЗ, «было сохранено единственное в России и странах СНГ производство водопроводных труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ)», а также – рабочие места и поступления в бюджет. Журналисты забыли указать, что производство «было сохранено» в руках одних и тех же людей (вспомним фигурировавшего в обеих компаниях Антона Бабуцидзе), которые допустили неоплату электричества на 415 млн рублей и не считают себя виноватыми. Фактически сохранение завода произошло в результате банкротства, проходящего за счет конкурсных кредиторов. Самый значительный урон получили основные кредиторы – госбанки. Банкиры до сих пор не вернули и, скорее всего, так и не вернут долги предприятия.
Пока важнейшие для области объекты буду сохраняться в таких руках, наверное, ждать зависящей от них социальной инфраструктуры не стоит.