Курск. 29.08.2019. ABIREG.RU – Ленинский районный суд Курска отказал бывшему депутату регионального парламента Игорю Астапову, у которого нашли 27 незадекларированных квартир супруги, в удовлетворении иска о защите чести, достоинства, деловой репутации и признании не соответствующими действительности распространенных сведений. Об этом сообщил корреспондент «Абирега», присутствовавший на судебном заседании.
Исковое заявление к областной прокуратуре господин Астапов, ранее представлявший фракцию КПРФ в облдуме, подал в суд 28 марта этого года. В нем он просил привлечь прокурора Курской области Алексея Цуканова в качестве третьего лица; признать сведения, которые областной прокурор озвучил на заседании Курской облдумы 19 июля 2018 года в присутствии депутатов и журналистов, не соответствующими действительности, задевающими достоинство и деловую репутацию Игоря Астапова; обязать прокуратуру в течение месяца опровергнуть озвученную информацию и опубликовать опровержение на сайте ведомства, а также взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 300 тыс. рублей.
В докладе на заседании облдумы прокурор Алексей Цуканов обличил «забывчивого» депутата и высказал сомнения по поводу «чистоты» его доходов. Так, господин Цуканов сообщил, что в апреле-мае 2017 года прокуратура региона провела проверку соблюдения депутатами антикоррупционного законодательства. Повышенное внимание правоохранители уделили достоверности деклараций о доходах. Господин Астапов задекларировал 732 тыс. рублей собственного дохода, автомобиль Volvo S80 и квартиру в долевой собственности. У его супруги имелось два садовых участка, три нежилых помещения, квартира в долевой собственности и доход в 17,9 млн рублей. О 27 квартирах речи в декларациях не было.
Игорь Астапов утверждает, что не отчуждал квартиры в целях сокрытия доходов, не покупал и не продавал их, не совершал «никакого общественно опасного деяния, никаких предпосылок для коррупционных действий».
В исковом требовании приведены фрагменты доклады прокурора, которые, по мнению экс-депутата Астапова, задели его честь, достоинство, общественную и деловую репутацию. «Общественная опасность этого деяния заключается не в том, что он, в принципе, ошибся. Общественная опасность этого деяния заключается в том, что, в соответствии со всеми нашими, ну, декларациями противодействию коррупции, стратегией, планами противодействию коррупции, сам помысел, по-русски говоря, само создание условий для совершения коррупционных действий уже влечет наказание», – рассуждал областной прокурор на июльском заседании облдумы, имея в виду, что господин Астапов не смог объяснить, откуда у него взялись средства на покупку 27 квартир, превышающие совокупный доход его семьи за последние три года.
По данному делу проводилась судебная лингвистическая экспертиза, в том числе указанного фрагмента. Адвокат Астапова полагает, что экспертом допущены существенные методологические ошибки при проведении исследования, что поставило под сомнение правильность и обоснованность заключения. Эксперт исказил смысл высказываний прокурора Алексея Цуканова и сделал неверные выводы. Защита ходатайствовала о проведении повторной лингвистической экспертизы, однако суд отклонил ходатайство.
Инициатива о прекращении депутатских полномочий господина Астапова исходила от областного прокурора. В мае и июле 2018 года Игорю Астапову удалось сохранить мандат, несмотря на протесты прокуратуры о том, что это является грубым нарушением антикоррупционного законодательства, и решение суда. Депутатский корпус не стал дважды лишать коллегу мандата и апеллировал тем, что Игорь Астапов работает в Думе на общественных началах, а конфискация мандата не является законодательно закрепленной санкцией за умолчание о доходах. Более того, супруга господина Астапова могла приобрести недвижимость втайне от мужа.
Игоря Астапова досрочно лишили полномочий путем голосования на 28-м заседании облдумы 7 июня этого года. Бывший депутат считает, что «это больше политическое решение, не правовое: кому-то было выгодно, чтобы он прекратил депутатскую деятельность».