Белгород. 30.08.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Рейтинг влиятельности 2019-2020 годов обновился новым показателем. Совместно с экспертами «Абирег» выделил четыре типа влияния, по которым распределялись участники рейтинга: публичное, теневое, финансовое и формальное. Теперь, голосуя за ту или иную персону, эксперты определяли, какой тип влияния она преимущественно использует при воздействии на жизнь региона.
Информационное поле сражения
Преимущественно публичным влиянием, по мнению экспертов, пользуются 55 участников Рейтинга влиятельности Белгородской области. Мы не исключаем, что такой результат может быть связан с двояким пониманием самой публичности. В большинстве случаев под публичностью мы понимаем влияние, при котором официальные полномочия подкреплены реальным авторитетом и возможностью влиять на общественное мнение.
В Белгородской области лидером по публичному влиянию оказался митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, занявший вторую строчку рейтинга. «Это действительно одна из самых известных и довольно влиятельных публичных фигур региона. Он постоянно находится в информационном и публично-властном пространстве, потому что власть часто привлекает его на всевозможные мероприятия. Он реально понимает значимость информационных технологий, современных средств коммуникаций», – считает политолог Владимир Слатинов.
Однако постоянное нахождение в инфополе требует осторожности в публичных выступлениях, что не всегда учитывают первые лица регионов. Недавно и митрополит Иоанн позволил себе неоднозначное высказывание: он заявил, что гибель молодых бойцов во время Великой Отечественной войны – это жертва, которая «была принесена за безбожие», так как большинство из них были некрещеные, а «войну выиграли крещеные люди». Фразу процитировали многие федеральные СМИ, после чего она подверглась критике, в том числе и со стороны представителей РПЦ.
Лидер рейтинга Евгений Савченко также пользуется преимущественно публичным влиянием, однако часть экспертов решили, что в арсенале губернатора есть и формальные, и теневые, и финансовые ресурсы. По мнению большинства экспертов, утвердившийся минувшей весной в должности мэра Белгорода Юрий Галдун уже использует преимущественно публичные ресурсы влияния. Правда, пока самым громким инфоповодом нового градоначальника стало его эпичное вступление в должность под саундтрек из фильма «Звездные войны».
Публичным влиянием обладают и региональные силовики: эксперты отнесли к этому типу главу белгородского УМВД Василия Умнова и начальника регионального УФСБ Сергея Рожкова.
Утром – деньги, вечером – стулья
31 участник рейтинга оказывает влияние на жизнь региона в основном при помощи финансов. Но сами по себе деньги – это еще не показатель успеха: эксперты сошлись во мнении, что одного состояния недостаточно, главное – это возможность распоряжаться финансовыми ресурсами. «Финансовое влияние – это наличие финансовых ресурсов, способных повлиять на решение или формирование мнения. Здесь особенно важно то, каким количеством ресурсов человек способен распоряжаться. Чем больше это количество, тем, соответственно, выше влияние», – считает политолог Владимир Слатинов.
Лидером по финансовому влиянию стал председатель совета директоров ООО ГК «Агро-Белогорье» и по совместительству депутат облдумы Владимир Зотов. Судя по декларациям, с финансами у господина Зотова действительно всё в порядке: он по-прежнему сохраняет позицию одного из самых богатых белгородских депутатов с доходом за 2018 год в 758,55 млн рублей.
Стоит отметить, что тех участников рейтинга, которые совмещают депутатский мандат и бизнес или управленческую деятельность, эксперты чаще всего относили к финансовому влиянию. Это депутаты облдумы Вадим Клет (ООО «Новостройзаказчик», ООО «Инвестиционная компания «Улитка»), Андрей Угаров (директор по производству УК «Металлоинвест»), Сергей Гусев («Славянка») и др. Депутат Госдумы и миллиардер Андрей Скоч также предпочитает воздействовать на регион с помощью финансовых механизмов.
Этим же типом влияния, по мнению экспертов, обладает и Владимир Боровик, который возглавляет департамент финансов и бюджетной политики, а также начальник регионального управления ФНС Сергей Воронин.
Чин чина почитай
Формальным влиянием обладают семь героев рейтинга. Такое влияние, считают эксперты, ограничено рамками занимаемой должности. «Есть те, у кого громкая должность, но нигде не звучат и ничего не делают – там формальное явление. Такие люди имеют влияние только у себя в структуре», – говорит бизнес-консультант Евгений Гаврилов.
Эксперты чаще всего наделяли формальным влиянием первого вице-мэра Белгорода Василия Голикова – он стал лидером по этому типу влияния. Такой результат вполне можно списать на то, что господин Голиков перешел на новую должность из регионального департамента строительства и архитектуры относительно недавно – в мае этого года. Учитывая, что 36% проголосовавших наделили его публичными ресурсами влияния, у нового вице-мэра есть все шансы «подтянуться» в публичном поле.
По поводу главы областного департамента строительства Евгения Глаголева эксперты не смогли определиться однозначно, наделив его в равной степени публичным и формальным влиянием. Ограничиваются формальными рамками председатель белгородской КСП Николай Звертаев, региональный омбудсмен Александр Панин, начальник белгородского УГИБДД Николай Смоляков, глава Валуйского района Алексей Дыбов, а также начальник Белгородской таможни Алексей Архипов.
Вся белгородская рать
Самым интригующим типом влияния – теневым – пользуются, по мнению экспертов, семь участников рейтинга. «Теневым влиянием [обладают] те, кого не видно и не слышно, но без попадания в их поле зрения вопросы не могут быть решены. Такие люди за счет связей в официальных кругах, в теневых кругах, в общественных кругах формируют соответствующую позицию», – уверен один из экспертов.
Большинство экспертов решило, что бывший первый вице-губернатор Белгородской области, генеральный директор ООО «Наследие» Валерий Сергачёв продолжает влиять на регион, используя теневые механизмы. Дочь губернатора Ольга Савченко предсказуемо оказалась в списке людей, использующих теневое влияние. В чьей «тени» она действует – думаем, можно не объяснять.
Совладельца благотворительного фонда «Айсберг», президента БРСОО «Федерация бокса» Владимира Тебекина в прошлом называли теневым губернатором области, эксперты рейтинга с этим согласились, отнеся его к персонам с теневым влиянием. Экс-заместитель губернатора Николай Калашников, экс-руководитель Следственного управления СК по Белгородской области Александр Сергеев, по мнению экспертов, продолжают оказывать теневое влияние после ухода с официальных должностей. Разорившийся бизнесмен и депутат Белгородской областной думы Игорь Барщук тоже сумел сохранить теневые ресурсы.
Что касается преимущества одного типа влияния перед другим, то мнения экспертов по этому поводу разошлись. Политолог Владимир Слатинов считает, что формальное влияние первично как для России в целом, так и для отдельных регионов: чем более высокую должность занимает персона, тем более публичной она становится. Однако в Белгородской области существуют и свои особенности: «В Белгороде есть реально региональная идеология своеобразной консервативной модернизации. Это попытка сочетания развития и традиционных ценностей: фигурально выражаясь, «упорный труд, семья, молитва», патриотизм и так далее. Ни один из губернаторов настолько серьезно не относится к региональной идеологии, как Евгений Савченко. Он действительно сформулировал нечто похожее на региональную идеологию, и в ней большое влияние играет РПЦ», – подытожил Владимир Слатинов.