По мнению Счетной палаты, трехлетний финансовый документ построен на излишне оптимистичном прогнозе, пишут «Известия».
Консервативный, базовый и целевой прогнозы Минэкономразвития до 2022 года – три почти одинаковых варианта чрезмерно оптимистичного сценария развития российской экономики. Об этом говорится в заключении Счетной палаты на проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку («Известия» ознакомились с документом). В ведомстве сочли маловероятными рост ВВП на 3,1% в 2021 году, инфляцию в размере 4% и двукратное, по прогнозу МЭР, снижение уровня бедности к 2024 году. Недовольны в контрольном органе и формированием бюджета на госпрограммы: недофинансирование отдельных мероприятий может привести к масштабному срыву поставленных целей. Однако некоторые эксперты считают, что у правительства есть основания для прогнозного оптимизма.
Триединый прогноз
Заключение Счетной палаты «О федеральном бюджете на 2020, 2021 и 2022 годы» было представлено на заседании комитета по бюджету и налогам Госдумы. В документе говорится, что МЭР подготовило три варианта прогноза: консервативный, базовый и целевой (оптимистичный). Однако все они вышли чрезмерно духоподъемными, считают в СП и различаются лишь скоростью увеличения основных экономических показателей.
Так, аудиторы считают «резким» и «необоснованным» прогноз темпа роста ВВП. Согласно базовому прогнозу МЭР, основополагающему для формирования бюджета, в 2021 году ВВП России увеличится на 3,1%. Тогда как в 2020 году рост прогнозируется всего на 1,7%. Международные организации оптимизма Минэкономразвития пока не разделяют, отметили в Счетной палате. Например, Всемирный банк ожидает прироста ВВП в размере 1,8% в 2021 году, а консенсус-прогноз Reuters показывает, что валовый продукт России вырастет не более чем на 1,7%. Счетная палата солидарна с этими прогнозами и констатирует, что прирост будет в диапазоне 1,5-2%, следует из текста заключения.
Ранее Максим Орешкин заявлял, что ускорение темпов роста ВВП в 2021-2022 годах произойдет на фоне «восстановления конечного спроса и структурных изменений» по сравнению с предыдущим двухлетием. В Минэкономразвития оперативно не ответили на запрос «Известий» о предпосылках к такому прогнозу.
Подозрительными в Счетной палате сочли также фиксацию инфляции на уровне цели ЦБ в размере 4%, начиная с 2021 года, и уровень бедности, который, по прогнозу МЭР, снизится в два раза к 2024 году. Кроме того, в ведомстве нашли взаимосвязь между распоряжениями главы государства и показателями базового варианта прогноза. Так, динамика инвестиций в основной капитал ориентирована на достижение к 2024 году указа президента «О долгосрочной государственной экономической политике» и составляет 25% от ВВП страны. Поручениями «О национальных целях и стратегических задачах развития России» продиктовано последовательное увеличение доходов населения на 2%, начиная с 2021 года.
Такие оптимистичные параметры базового варианта требуют обоснования, говорится в заключении Счетной палаты.
Повод для оптимизма
Счетная палата также подвергла критике формирование бюджета на реализацию госпрограмм – а это 70% всех средств его открытой части. Контрольный орган предупредил, что в 2020 году по девяти программам могут быть не выполнены более 30% показателей, по пяти – 20-30%, по семи – 10-20%, а по 15 программам – 10%. В общей сложности есть риск недостижения 280 поставленных задач, отметили в СП, не уточнив, впрочем, о каких именно целях идет речь.
Риск связан с тем, что проект бюджета не предусматривает средств на реализацию части госпрограмм и подпрограмм, говорится в заключении СП. В частности, упоминаются документ «Обеспечение защиты личности, общества и государства» и мероприятия в рамках комплекса мер по развитию внешнеэкономической деятельности, энергетики, управлению государственными финансами. На вопрос «Известий» о причине этого в Минфине оперативно не ответили.
При этом бюджетные затраты на госпрограммы ежегодно растут. На 7,5% увеличится объем средств в 2020 году и на 4,4% в 2021 году, отметили в Счетной палате. Значительный прирост ожидается в программах по развитию промышленности, здравоохранения, федеративных отношений и социальной поддержке граждан. Однако, несмотря на корректировки расходов, цели и задачи почти не претерпели изменений, указали в контрольном органе.
С заключением Счетной палаты согласился директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. По словам эксперта, доходы и расходы бюджета напрямую связаны с перспективами увеличения ВВП страны. Но прогноз ценен реалистичностью, и его нельзя подгонять в угоду имеющимся целевым показателям, считает он.
Претензии по госпрограммам фактически вытекают из нереалистичных ожиданий, уверен эксперт. Если прогноз завышен, значит, меньше будет возможностей и по расходной части бюджета. Тогда как эти траты по сути и есть госпрограммы, резюмировал Игорь Николаев.
По оценкам главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, в ближайшие годы темпы роста российской экономики можно ожидать на уровне 1-1,5%. Эксперт также отметила, что прогнозы Минэкономразвития оптимистичны. Однако, по ее мнению, если правительство дает такие показатели, то у него наверняка есть основания рассчитывать на подобное ускорение. Тот факт, что прогноз составляет 3%, – не причина критиковать Минэкономразвития, считает Наталья Орлова.
Екатерина Виноградова, Роза Алмакунова
Газета «Известия», 11:30, 14.10.2019