25 ноября 2024, 01:13
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

ТОП-100 – «Лимак». Не хлебом единым...

19.11.2019 17:17
Автор:

Воронеж. 19.11.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Население Липецкой области в прошлом году снизило потребление хлеба, макаронных и крупяных изделий. По данным Росстата, в среднем каждый житель региона уменьшил их в своем рационе на 4,8 кг – до 89,7 кг в год. На фоне общероссийской неблагоприятной ситуации на рынке хлебобулочных изделий липецкий монополист АО «Лимак» расширяет ассортимент, наращивает производство «кондитерки» и мукомольной продукции. Ассортимент расширился как за счет продуктов с добавленной стоимостью, так и за счет недорогих позиций. Тем не менее при сохранении объемов выручки прибыль компании в 2018 году сократилась в 4,8 раза. Падение «Лимак» объясняет резким ростом цен на зерно, повышением рыночных цен на топливо и сдерживанием цен на готовую продукцию со стороны торговых сетей.

Для российских производителей хлеба 2018 год был не слишком благоприятным – на рынке наблюдалась стагнация потребления хлебобулочной продукции, снижение спроса на дорогие сорта хлеба и сдобные изделия, что следует из исследования NeoAnalytics по российскому рынку хлеба и хлебобулочных изделий по итогам прошлого года. В 2018-м объем произведенной продукции оценивался на уровне 11 млн тонн, за год показатель снизился на 2,7%. В денежном выражении объем рынка хлеба составил 728,9 млрд рублей и увеличился на 1,9%.

Производство хлеба, муки и кондитерских изделий у жителей Липецкой области прочно ассоциировалось с именем бессменного гендиректора ОАО «Липецкхлебмакаронпром» Валерия Абашкина, который возглавлял предприятие с 1992 года и в 2002-2016 годах работал депутатом Липецкого областного совета. Пять лет назад он отошел от дел. В 2014 году 70% акций предприятия, принадлежавших целому ряду собственников, выкупил бывший президент и совладелец банка «Петрокоммерц» Владимир Никитенко. Новые владельцы решили сменить руководство и топ-менеджеров. В итоге господин Абашкин также продал свою часть акций. Стоимость сделки не указывалась, при этом бывший гендиректор отчитался о доходе за 2014 год в размере 392 млн рублей.

В 2015 году предприятие сменило название с ОАО «Липецкхлебмакаронпром» на ПАО «Лимак» (с декабря 2017 года – АО «Лимак»). Головной компанией стала ООО «Группа Лимак», учредителями которого являются 3 физических лица: Владимир Никитенко (54,75%), Сергей Мещеряков (43,75%) и Анна Рощупкина (1,5%). Нынешний состав совета директоров был избран 26 апреля прошлого года. В него вошли председатель Владимир Никитенко, Сергей Мещеряков, Анна Рощупкина, Сергей Киселев, Сергей Шишин. Через несколько месяцев Сергея Киселева сменил заместитель гендиректора Михаил Малхазов. С 17 мая того же года пост гендиректора занимает Анна Рощупкина, являющаяся также учредителем ООО «Согласие», ООО «Компания «Финансы и Инвестиции», ООО «Группа Лимак», ООО «Липецкмаркет» и ООО «Макарова Лавка». Со сменой гендиректора в компании произошли серьезные изменения в руководстве коммерческой деятельностью предприятия. Как отметил заместитель генерального директора АО «Лимак» Михаил Малхазов, завершить реформирование коммерческого и логистического подразделений планируется в текущем году.

Финансовые результаты

Чистая прибыль «Лимак» ежегодно снижалась с 2016 года. Если в 2015-м компания отчиталась о 572 млн рублей, то в следующем показатели уменьшились до 392 млн рублей, в 2017-м – до 319 млн рублей, в 2018-м – до 66 млн рублей. Таким образом, по итогам прошлого года чистая прибыль сократилась в 4,8 раза, а за 3 года «Лимак» показал падение в 8,6 раз. При этом объем выручки уменьшился не столь значительно – с 6,6 млрд рублей в 2015 году до 5,85 млрд рублей в 2018 году.

«Снижение чистой прибыли в 2018 году обусловлено сложившейся конъюнктурой на рынках сырья и готовой продукции, характеризуемой резким ростом цен на основную составляющую себестоимости продукции – зерно – и одновременным сдерживанием цен на готовую продукцию со стороны покупателей, в том числе торговых сетей, а также ростом логистических расходов в связи со скачкообразным повышением рыночных цен на топливо, – объяснила финансовый директор АО «Лимак» Марина Толменева. – При этом объем продаж и выручка от реализации готовой продукции показали незначительное отклонение – в пределах двух процентов (уровень 2018 года к 2017 году составил 98,1% по выручке от реализации готовой продукции и 98,7% по объемам продаж)».

Из отчета компании следует, что в 2018 году все филиалы «Лимак» произвели продукции на 8 млрд рублей. Объем производства составил 349,7 тыс. тонн, что на 5,76 тыс. тонн меньше показателя в 2017 году. Большую долю всего объема занимает производство муки, которое по сравнению с 2017-м незначительно сократилось – с 185,8 тыс. до 184,02 тыс. тонн. Выпуск отрубей, напротив, увеличился – с 54,09 тыс. до 56,4 тыс. тонн. Производство макарон снизилось на 1,2 тыс. тонн и составило 44,9 тыс. тонн. Объем выпуска хлебобулочных изделий также сократился – с 65,04 тыс. до 59,5 тыс. тонн. Отметим, что компании удалось незначительно нарастить производство «кондитерки» – с 4,1 тыс. до 4,7 тыс. тонн.

«В 2020 году планируется увеличение объемов производимой продукции на 16% по сравнению с текущим годом, – сообщил коммерческий директор АО «Лимак» Евгений Самцов. – Ротация ассортимента хлебобулочных и кондитерских изделий составит 20% от общего количества наименований».

Большая часть продаж приходится на хлебобулочные изделия. В прошлом году показатель достиг 2,61 млрд рублей против 2,76 млрд рублей в 2017-м. Продажи остальных продуктов также не претерпели кардинальных изменений. В частности, доход от продажи макарон составил 1,15 млрд рублей (1,6 млрд рублей в 2017-м), отрубей – 372,9 млн рублей (294 млн рублей в 2017-м), муки – 1,35 млрд рублей (1,32 млрд рублей в 2017-м), «кондитерки» – 338,1 млн рублей (389 млн рублей в 2017-м), палочек – 20,3 млн рублей (35 млн рублей в 2017-м). Прибыль от продаж компании по итогам 2018-го достигла 283,5 млн рублей, в 2017-м по этому показателю предприятие отчитывалось о 469,9 млн рублей.

Почти половину продукции «Лимак» реализует через торговые сети (47%), еще треть – заказы юридических лиц, остальное – это оптовые (8%) и розничные (6%) продажи, экспорт и дистрибуторы (6%), предприятия общественного питания и гостиничного бизнеса (1%).

Положение на рынке

Отмечающий в 2019 году 85-летний юбилей, «Лимак» объединяет восемь хлебозаводов, макаронную фабрику и мукомольный комплекс. Предприятие производит хлебобулочную, макаронную продукцию, муку, кондитерские, кремовые, вафельные изделия, сухари и баранки, кукурузные палочки, замороженные тестовые полуфабрикаты. В ассортименте холдинга – более 700 наименований. Для российского пищевого производства «Лимак» – предприятие уникальное, ведь оно выпускает продукцию для абсолютно разных рынков, с разным подходом к дистрибуции. Хлеб до сих пор остается локальным продуктом – его потребители чувствительны к малейшей рецептурной разнице, макароны более универсальны, а «кондитерка», напротив, требует постоянного обновления.

У компании 10 производственных площадок в Липецкой области и три представительства (Москва, Санкт-Петербург и Пензенская область). Как уточнили в «Лимак», хлебобулочное производство в Каменке Пензенской области на данный момент приостановлено. Летом 2019 года, согласно данным ЕГРЮЛ, был ликвидирован Санкт-Петербургский филиал. Вместо них работают склады готовой продукции и отделы сбыта.

Тем не менее, основная цель развития компании на ближайший период – усиление рыночного позиционирования на федеральном уровне. Продукция «Лимак» реализуется на всей территории России – от Калининградской области до Камчатского края, а также в странах СНГ – Беларуси, Молдавии, Армении, Азербайджане, Киргизии. Хлебобулочные и кремовые изделия представлены на локальном рынке Липецкой и близлежащих областей (Воронежская, Тамбовская, Рязанская, Пензенская, Белгородская, Курская, Тульская). Макаронные изделия, мука, вафли и мучные кондитерские изделия продаются в Центральном регионе, на Северо-Западе России (Санкт-Петербург), в Удмуртии, Хабаровском крае, на юге России, в Республике Беларусь.

Сложности и риски

При производстве муки «Лимак» на 95% использует зерно, выращенное сельхозпредприятиями Липецкой области. В необходимых объемах липецкие земледельцы обеспечивают предприятие и сахаром. Но в то же время тарифы на энергоносители, сырье, затраты на транспорт, запасные части, материалы и прочие составляющие себестоимости сделали производство хлеба, по сути, убыточным. Если в макаронном производстве потери удается компенсировать за счет больших объемов, в хлебопекарной промышленности сделать это невозможно из-за коротких сроков хранения продукции.

«Из глобальных угроз можно выделить падение уровня доходов и снижение покупательской способности населения, что приведет к низкой востребованности продуктов с повышенными потребительскими качествами и затруднит окупаемость инвестиций в высокотехнологичное современное оборудование, – считает заместитель генерального директора АО «Лимак» Михаил Малхазов. – Из спектра менее существенных рисков можно выделить сложности с транспортировкой сырья и готовой продукции. Негативные тенденции в этой области фиксируются на протяжении последних трех лет, и каких-либо значимых изменений в ближайшее время не предвидится. Постоянно увеличивающиеся затраты на логистику превратились в одну из самых значимых расходных статей, существенно влияющую на итоговую стоимость готовой продукции на полке. Данный факт усложняет дистрибуцию и реализацию готовой продукции в регионах, удаленных от места производства, и может существенно затруднить достижение вышеуказанной цели – роста рыночной доли «Лимак» на федеральном уровне. Принимая это во внимание, в планах компании на 2019, 2020 и 2021 год инвестировать также и в развитие собственного грузового автопарка».

Среди факторов, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции «Лимак», сторонние эксперты называют цену продукции и финансовое состояние покупателей. Главными задачами компании, по мнению аналитиков, должны стать снижение падения продаж и целенаправленное обеспечение прироста объемов производства. На финансовых показателях сказывается и деятельность конкурентов.

Участники рынка отмечают, что «Лимак» активно реализует свою продукцию в соседних регионах, в частности, в Воронежской области, поэтому для компании было бы логично не только развивать существующие мощности, но и покупать новые производственные активы в других регионах.

При этом эксперты прогнозируют продолжение роста производства кондитерской отрасли, которое наблюдалось последние два года. По данным Центра исследований кондитерского рынка, среднедушевое потребление кондитерских изделий в 2018 году установилось на уровне 24,6 кг в год на человека, это самый высокий показатель за всю историю наблюдений. Если в 2017 году расходы на сладости среднего российского потребителя в год составляли около 7,1 тыс. рублей, то в 2018 году они выросли до 7,45 тыс. рублей. Согласно прогнозам, особенно заметно в ближайший год-два подрастут продажи премиум и высокого ценового сегментов «кондитерки».

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0