WorldClass

19 марта 2024, 11:06
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

Екатерина Журавлёва (Белгород): НОЦ – это про отлаживание связей

19.02.2020 18:52

Белгород. 19.02.2020. ABIREG.RU – Аналитика – В Белгороде в 2019 году начал работу научно-образовательный центр мирового уровня «Инновационные решения в АПК». Всего в стране 5 таких НОЦ, и от каждого из них ждут прорыва в выбранной области. Для Белгородского региона приоритетным, безусловно, является сельское хозяйство. О том, что такое НОЦ, для чего он нужен и какие задачи перед ним стоят, корреспондент «Абирега» поговорила с Екатериной Журавлёвой – доктором сельскохозяйственных наук, профессором РАН, ныне работающей в ранге заместителя начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области – начальника управления науки.

– Екатерина Васильевна, каковы основные направления работы НОЦ?

– У нас пять стратегических направлений работы НОЦ по числу платформ: «Биотехнологии», «Селекционно-генетические исследования, клеточные технологии и генная инженерия: растениеводство», «Селекционно-генетические исследования, клеточные технологии и генная инженерия: животноводство», «Производство продовольствия и ветпрепаратов», «Рациональное природопользование».

– Кто участвует в НОЦ? Как построена его система?

– НОЦ – площадка для объединения компетенций, сетевая форма, где есть вертикальное и горизонтальное взаимодействие, сетевые участники. Это бизнес, наука и региональная власть, которая позволяет эти команды собирать, упаковывать и двигать их дальше. Плюс это прекрасная площадка для общения. НОЦ – это прежде всего возможность увидеть и услышать друг друга. Зачастую все проблемные ситуации, которые возникают в науке и любой другой сфере деятельности, связаны с коммуникацией.

– Почему сейчас актуальна такая форма, как НОЦ?

– Современная наука характеризуется некоторым дисбалансом. Я занималась наукой более 20 лет с самых разных сторон и могу это оценить. Есть два концепта, которые не дают нам двигаться дальше. Дело в том, что наука говорит: «У нас все есть», – и показывает патент, например, на новый сорт. А бизнес говорит: «А что у вас есть? Новый сорт? А где он, сколько его в наличии? 200 граммов?» Ответы на эти вопросы бизнес не устраивают. Что с этими 200 граммами можно делать? Их надо размножить, вырастить так, чтобы получилась уже тонна семян, чтобы засеять хотя бы 10 га, чтобы уже начиналась хоть какая-то экономика.

– Сколько в НОЦ науки, сколько – государства и сколько – бизнеса?

– В так называемой пирамиде создания нового продукта фундаментальная наука занимает лишь самый верхний, маленький треугольник. И мы понимаем, что фундаментальная наука – это то знание, которое может быть применимо к совершенно разным по своей сути «пирамидам» – различным будущим продуктам. Этим блоком занимается очень мало людей. Выход материала здесь небольшой, но на него, как правило, всегда идут огромные деньги. И этот блок всегда будет государственным. Ни один бизнес, кроме таких энтузиастов, как ЭФКО и еще нескольких компаний, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, не придет на этот этап. Бизнес будет готов купить уже какую-то конкретную технологическую разработку или упакованный продукт и интегрировать его в свой технологический цикл. Но деньги на фундаментальные исследования вкладывать бизнес не будет, потому что этот «кусочек пирамиды» может «не взлететь» никогда. Поскольку, повторюсь, плод фундаментального исследования может быть применим к различным продуктам и сам по себе еще не является коробочным решением.

Следующий этап – это НИОКР, когда граммы превращаются в килограммы, здесь проводятся испытания. Это тоже наука, и серьезная наука. Если говорить о селекции, то когда получен новый сорт, очень часто бывает так, что он никогда не попадает в производство именно потому, что этап НИОКР не проведен. Испытания, апробация, тиражирование и самое главное, что хочет бизнес и за что нас упрекает – это получение так называемого коробочного продукта. И это уже технология. Сюда входит не только сам сорт, но и средства защиты, обработка почвы, комплексный уход, уборка урожая, хранение, переработка и даже маркетинг, о котором вообще никто не говорит.

– Что можно сделать, чтобы включить бизнес в создание нового наукоемкого продукта?

– Создавая продукт, мы должны понимать, кто и в каком количестве его купит и по какой цене, уже должны быть предварительно заключенные договоры. Тогда пирамида выстраивается вплоть до основания.

На самом деле описанные прежде этапы фундаментальной науки и НИОКР – это десятилетия работы ученых. А бизнес появляется в лучшем случае, если нам его удается заинтересовать, на подступах к этапу НИОКР. В Федеральном исследовательском центре «Немчиновка» мы делали так. Как только предсорта появляются, а это происходит через 6-7 лет после начала работы, и они выходят на конкурсные испытания, мы сами, за руку, приводим бизнес. Передавая сорт на госиспытания, занимающие три года, мы даем опытный образец бизнесу, который изучает его непосредственно в хозяйствах. И как только выходит патентованный сорт, у бизнеса уже есть понимание, будет ли он с ним работать. Такой подход ускоряет процесс.

Через три года, когда мы уже получили патент на этот сорт и бизнесу понравился урожай за время испытания в хозяйстве, мы уже заключаем лицензионный договор, и бизнес начинает платить за использование сорта. Только отсюда начинается коммерциализация. Но это идеальный случай, когда мы привели бизнес за руку, заинтересовали еще на этапе предсорта. В основном, конечно, бизнес приходит уже на готовый сорт, когда получен патент и разработана технология применения, то есть коробочный продукт. По факту получается, что готовый продукт в понимании ученых для бизнеса будет всего лишь фрагментом. Нужно провести еще какие-то испытания в различных условиях, нужно понести маркетинговые затраты. И не факт, что получится этот продукт внедрить в существующую технологическую цепочку, особенно если речь идет о крупном бизнесе.

– Каких результатов ждут от НОЦ в ближайшее время?

– В рамках НОЦ нельзя говорит про один отдельно взятый год. Конечно же, это выстраивание системы на десятилетия. И это не история сегодняшнего дня и даже не 2024 года. Если все это понимают, тогда у нас есть шанс создать такую систему. В Белгородской области как раз это понимают, потому что тратятся колоссальные силы и лично под контролем губернатора (Евгений Савченко является председателем Наблюдательного совета НОЦ) проходит вся работа по созданию этой сетевой системы. И руководители платформ, и те участники, которые уже сейчас собраны в Белгородском НОЦ, а их 30, тоже это понимают.

Ближайшая задача НОЦ – перестроить взаимодействие бизнеса и науки. И это возможно. Что дает НОЦ? Это как раз выстраивание подобной пирамиды создания наукоемкого продукта на всех ее уровнях: от фундаментальной науки и до самой нижней, чисто коммерческой, части. От пробирки до производства, с обязательным маркетингом, о котором часто вообще забывают. Продукт надо продвигать и сопровождать. Тем более что зарубежные компании активно «толкают» на наш рынок высокотехнологичные продукты, обеспеченные всей сопроводительной документацией и средствами ухода, в красивой упаковке, с картинками. И в этом плане мы пока не конкурентоспособны только из-за того, что не можем договориться на всех этапах.

– Какие еще преимущества для участников предлагает НОЦ?

– Мы предлагаем те связи, которые есть у нас вне Белгородской области, вне Черноземья и Центральной России. Например, у нас есть учреждения по генетике в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, которые участвуют своими знаниями в нашем НОЦ.

Нам нужно заинтересовать конкретных ученых и конкретный бизнес в конкретном совместном проекте. Таковых уже несколько на каждой платформе, на разных стадиях разработки. Так, есть проект с московским институтом СТАНКИН по нулевым отходам с совершенно новой системой маркетинга. Также я очень надеюсь, что ученым Ботанического сада НИУ БелГУ удастся создать Музей земли, концепция которого еще обсуждается, но мы планируем большой блок, посвященный папоротникам. Это станет возможным благодаря соглашению, заключенному с Главным ботаническим садом, который имеет крупнейшую в Европе коллекцию папоротников.

НОЦ – это площадка привлечения подобных компетенций и связей. И здесь, кстати, почти ничего не упирается в деньги. Конечно, такие большие программы без финансирования невозможны, но главная проблема состоит не в затратах – обязательно нужен инструмент поддержки, а идеологически НОЦ – это про отлаживание связей.

Екатерина Журавлёва родилась в 1976 году в Москве. Внесла значимый вклад в разработку фундаментальных основ современных селекционных процессов зерновых культур, соавтор создания новых высокоустойчивых и продуктивных сортов озимой пшеницы. Принимала непосредственное участие в разработке Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. В Белгородскую область пришла после работы помощником министра высшего образования и науки РФ.

Интегратором НОЦ «Инновационные решения в АПК» является НИУ БелГУ. Задействована также региональная научная база БГТУ имени Шухова и БелГАУ имени Горина. Финансирование НОЦ осуществляется в рамках нацпроекта «Наука».

На правах рекламы

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0