Сотрудники медучреждения не получили деньги за октябрь и написали коллективное заявление в прокуратуру.
Деревня в Курском районе. Женщина просыпается в пять утра, чтобы попасть на работу к восьми. (Многие работники ковидных госпиталей живут в деревнях – и на электрички у кого-то уходит тысяча рублей в месяц, а у кого-то больше пяти). Впереди суточная смена, 24 часа в «красной зоне» ковидария 6-й больницы. Посередине - короткий перерыв на пару часов. Если повезет – отдохнешь два раза, но такое, рассказывает медсестра, случается редко:
– На этаже почти всегда дежурит одна санитарка. У нас же не так много сотрудников. Поэтому времени нормально отдохнуть, поспать – хотя бы часа четыре – никогда не бывает. Вышла, сняла защитный костюм, чуть посидела, потом поела бегом. И опять туда, в «красную». Это в других больницах, той же БСМП, работают 6 часов через 6. Как положено по СанПиНу для ковида и грязной зоны. Мы же общаемся между собой, все это знаем, – говорит сотрудница больницы.
В таком графике люди работают с весны. То, что пандемия делилась на первую и вторую волну, в ковидных госпиталях не ощущают:
– Это снаружи, у вас был перерыв между волнами. У нас наплыв и не кончался. Реанимация, мы как работали, так и работаем. Люди идут с лета, все заполнено. Хотя, конечно, как пошел сентябрь – совсем тяжело стало.
Тех, кто во время пандемии рискует своим здоровьем и остается работать с зараженными пациентами, уважают. Это выражается и материально – например, в президентских выплатах, положенных всем сотрудникам «красной зоны». Из федерального бюджета выделяют стимулирующие выплаты – впятеро больше официального оклада (6600 рублей). С учетом надбавок за интенсивность, вредность и ночные дежурства зарплата медсестры получается 16.5 тысяч, а сумма выплат за covid – 34 тысячи (25 из них – президентские). Ощутимая сумма, особенно с учетом того, что с таким графиком и нагрузками ни о каких других «подработках» не может быть речи.
За октябрь деньги курским медикам не пришли.
Деньги заплатили. Но только на бумаге
Гульнора Черницова работает в 6-й больнице – младшая медсестра в реанимации, в отделении инвазивного ИВЛ. Туда попадают самые тяжелые больные. Она рассказала «Курским известиям», что обычно выплаты приходили до 10 числа. Когда 15 ноября на карточку пришла следующая зарплата, а президентских за октябрь так и не было – в больнице начали волноваться. Гульнора говорит:
– Зарплату нам обычно давали вовремя. И президентские тоже. Прямо в договоре прописано – они должны быть не позднее 15 числа, не позднее зарплаты. Мы же рассчитываем на эти деньги. Кредиты у кого, ипотеки. Всем в городе выплатили, а нам, госпиталю ветеранов и какой-то еще больнице не отдают.
В середине ноября на руки всем сотрудникам выдали расчетные листы. Там указано, что 100% средств по 484-му постановлению правительства, те самые выплаты – были перечислены на банковские карты 13.11.2020. Нужна бумажка! Сколько ей по бумаге пришло? По бумажке 51, бумажку прилагаю. Работники больницы пересказывают свой разговор с бухгалтерией:
– Почему в расчетном листе указано, что деньги пришли, если ни у кого в больнице фактически денег нет?
– Так получилось. Это подписывали заранее. Мы же не знали, что потом денег не будет.
– А я уже денег заняла, сказала 30-го ноября отдам. Меня люди ждут.
– Ждите, придут, денег нет на счету. Деньги на счет нашей больницы не поступали, спрашивайте в областном комздраве. Сейчас изыскиваем. Деньги на президентские выплаты закончились на нашей 6 городской больнице. Вы же сами пошли в «красную» на большие деньги. А теперь жалуетесь.
– Выходит, если по-вашему мы пошли на большие деньги – мы должны ждать их по году-два? У меня, например, обязательства перед банком, кредит и ипотека. Мне выплачивать в срок нужно. Мне за неделю задержки обычной зарплаты компенсировали 9 рублей 25 копеек, за президентские вообще ничего. А банк за 3 дня насчитал 500 рублей долга – кто теперь мне эти деньги компенсирует?
– Прокуратура в курсе этой ситуации, и все проверяющие в курсе. Разбирайтесь сами, что хотите то и делайте.
Сотрудники говорят, что были просто ошарашены таким ответом:
– Бухгалтерия никого не боится. Иначе почему они не реагируют? Им же вся больница жалуется, звоним, приходим. Это же не благотворительность, а наша зарплата. А про большие деньги – это просто оскорбление. Мы же не из-за них на работу выходим. Здесь люди умирают.
В ноябре медперсонал 6-й больницы не один раз разговаривал с комитетом здравоохранения области по поводу выплат. По словам звонивших, ответ был всегда один и тот же: «В вашу больницу федеральные средства перечислены, разбирайтесь со своей бухгалтерией».
Письмо в прокуратуру…
Деньги безрезультатно ждали до конца ноября. Во вторник 1-го декабря медработники 6-й больницы составили коллективное заявление в прокуратуру о проведении проверки. Они хотят узнать ответ – куда же делись президентские выплаты, и надеются на незамедлительное погашение долга. Гульнора объясняет, что дальше терпеть просто не было сил:
– Мы ждали-ждали. Хотели как-то тихо, мирно решить этот вопрос. Люди начали волноваться с 20 числа. Но когда ноябрь кончился, пришел аванс за декабрь, а выплат так и не было – вообще всех накрыло. Мы от отчаяния собрались всей сменой в ординаторской и составили письмо. Там и врачи, и медсестры были. Отправили в прокуратуру, подписывались все. Должна быть проверка. Почему комитет говорит на больницу, больница на комитет? Сначала говорят, средства не перечислены, потом говорят, закончились. Где наши деньги, куда их потратили? Что на них взамен приобрели, купили, или где они тогда - в банке крутятся? Я потом в отделение реанимации пришла и сказала заведующему: «Извините, я вынуждена была написать». Зав. отделением культурный человек, он ответил: «это ваше право». Он все понимает, у него тоже деньги не приходят.
Под письмом – 36 фамилий. Это только те, кто в этот момент был рядом в ординаторской, не в «красной» зоне, и смог подписать заявление. Медработники считают, что с их коллективным обращением согласны почти все в больнице – ведь не платили никому. Но некоторые просто побоялись подписать такое заявление.
…И его результат
Деньги не платят не только в 6-й больнице. «Курские известия» пообщались с сотрудниками госпиталя ветеранов. Нам рассказали, что обращения в прокуратуру из соседней больницы сдвинуло дело с мертвой точки:
– Да, мы здесь точно так же живем без выплат. Но до этого просто говорили – «ждите, ждите, деньги будут». А когда пошел этот шум с заявлением, сразу все пришли в движение. Нас в пятницу главврач собрал, говорил, что на конференции по здравоохранению поднимали этот вопрос. Пообещал, что заплатят на этой неделе – что это федеральный бюджет вовремя не выделил средства.
В пятницу медсестры снова звонили в комитет здравоохранения области. Говорят, после подписания коллективного письма ответ поменялся:
– На этот раз объяснили, что денег нет, направили прошения для выделения в федеральный бюджет. Когда будут – неизвестно. Куда делись уже выделенные за октябрь – я лично не знаю. До этого нас отправляли разбираться с нашей бухгалтерией. А теперь оказывается, проблема не в ней. Мне подтвердили, что не переводили деньги для выплат нам, госпиталю ветеранов и другим медучреждениям. Хотя должны были выделять на всех. Теперь ищут средства – гасить долг. Но когда конкретно это будет – не говорят…
Изменения произошли и в самой 6-й больнице. В субботу главврач лично пришла в ординаторскую, чтобы поговорить. Об этом сообщают сотрудники:
– Естественно, спрашивала у нас – зачем это письмо, зачем шум, зачем заявление. «Можно было бы тихо, между собой решить». Ну так мы уже месяц решаем, и все без результата. Зато впервые нам назвала конкретный срок – на этой неделе деньги должны прийти. До этого нас все завтраками кормили.
«Курские известия» пообщались с главным врачом 6-й больницы. Редакции Светлана Бабичева рассказала, что со сроками выплат все не так определенно, как обещают медикам:
– Выплаты идут из федерального бюджета через комитет здравоохранения области. В больницу нам деньги просто не пришли, поэтому в комздраве не могли сказать «разбирайтесь со своей бухгалтерией». Что касается расчетных листков: то, что эти деньги «начислены и перечислены на банкомат», не значит, что их врачам должны были выплатить. Это две абсолютно разные вещи, наши сотрудники прекрасно это понимают. Выплатят врачам премии, как только деньги поступят на счет больницы. Когда это будет – я не могу сказать, зависит от федерального бюджета, не от нас. Надеемся, что в ближайшее время.
Комментарий замгубернатора Андрея Белостоцкого:
– За октябрь 4 больницы, в которых мы недоплатили. Сегодня (07.12 – прим. ред.) должно быть подписано соглашение. Мы попросили в федеральном бюджете 108 млн., это чуть больше, чем нам требуется – возможно появятся еще жалобы, что кому-то еще недоплатили. И до 25 декабря врачи должны получить деньги за декабрь.
«Чужого не просим»
Если в обещанный срок до конца недели курским медикам так и не заплатят, они не собираются сдаваться. Надеются, что кто-нибудь из аккредитованных СМИ 17 декабря задаст вопрос об их проблеме на пресс-конференции президенту Владимиру Путину.
Публичные обращения врачей в последнее время в области часто связаны со скандалами и неприятными последствиями. Но подписавшие письмо медики последствий не боятся:
– Нам не страшно. А если и будут какие санкции или угрозы увольнения – на все есть управа. Мы чужого не просим, не лезем в чужой карман. Мы просим то, что честно сами заработали. Без этих выплат у нас официальный оклад – 6600, вдвое ниже МРОТ.
У нас у каждого тяжелый труд, мы в зоне риска, рискуем жизнями. Врачи сами заражаются. Мы очень устаем – ухаживать за людьми, которые не могут сами дышать. Не спим, дежурим, помогаем больным. Если кто-то думает, что эти выплаты сыплются с неба, пришел посидел ушел – то нет, здесь люди их отрабатывают. Начиная от зав.отделений и до младших медсестер. Мы пытаемся спасать людей, а нам говорят, что мы пришли сюда из-за денег – и эти деньги не платят.
Виктор Силаков
Курские известия, 16:15, 07.12.2020