Up

WorldClass

15 мая 2021, 17:21
Экономические деловые новости регионов Черноземья
16+

HeadHunter

Главная / Без купюр / Газета «Известия» // Болезни роста

11.12.2020, 15:59

Газета «Известия» // Болезни роста

Обозреватель «Известий» Анна Каледина – о причинах и последствиях подорожания продуктов в России.

«Глава правительства призвал чиновников сдержать рост цен на продукты». Эта новость взорвала в четверг топ «Яндекса». Громко, мощно и актуально. Не поспоришь. Вопрос в том, как чиновники будут это делать? Прикрывая собой ценники?

Понятно, почему именно сейчас всплыла проблема – в преддверии пресс-конференции президента посыпались жалобы от населения. Это только в СССР цены повышались по просьбе граждан, а сейчас они такой безудержной сознательности не проявляют. И, безусловно, правильно делают. Другое странно – почему никто не замечал, как взлетели цены на еду и товары повседневного спроса весной, на фоне «пандемического» спроса. Да и летом особо отступать не собирались. Как говорится, цены у нас в стране, как и законы, обратной силы не имеют.

Что можно сказать чиновникам, которые получили в четверг ответственное поручение? В жизни всегда есть место подвигу – тому самому, когда сначала наворотили чего-то, а потом сами же героически разгребаем.

Нам долго и много говорили, что не стоит обращать внимание на падение курса рубля, поскольку мы уже меньше зависим от импорта. В теории. А что в реальности? Недавно эксперты исследовательского холдинга «Ромир» установили, что с октября 2019-го по октябрь 2020-го цены на продукты и товары повседневного спроса (FMCG) выросли на 14%. Темпы повышения цен в этом году они объяснили прежде всего изменением обменного курса, поскольку многие продукты являются импортными или для их производства используются иностранное оборудование, технологии и ингредиенты.

Вот и сравните – плюс-минус 4% официальной инфляции и 14% личной для населения, которое вынуждено почти половину всех потребительских расходов направлять на еду и минимальный непродовольственный набор. И тут уже включается проблема доходов, которые в последние годы падают, а 2020-й в этом смысле и вовсе может претендовать на звание года-антигероя. Пристальное внимание к ценникам начали проявлять не только пенсионеры и малоимущие, но представители среднего класса, подруливающие на купленных в кредит джипах уже не к «Азбуке вкуса», а к «Пятерочке» или «Магниту». Как говорит народная мудрость, инфляция – это когда всю жизнь копил «на черный день», а накопил на черный хлеб.

Есть и более фундаментальные причины, которые привели к тому, что имеем сейчас. Можно вспомнить, как с начала нулевых в стране исчезала так называемая нецивилизованная торговля – ларьки, маленькие павильоны, оптовые рынки. Особенно этот процесс развернулся в Москве. Конечно, эти объекты не блистали чистотой и не благоухали ароматами, но позволяли людям с небольшими доходами покупать достаточный набор продуктов и бытовых товаров. И вместо наведения порядка стройкомплекс получил огромные заказы на строительство торговых центров, супермаркетов и т.д.

Что мы имеем в итоге? Из данных Росстата получается, что количество торговых предприятий (без учета торговли автотранспортом) сократилось с 2005 года более чем на 30%, а рынков за тот же период стало меньше в шесть раз. Нет, не спорю, стало свободней и глазу приятней, но в итоге мы получили фактически олигополию торговых сетей, которые определяют ценовую политику на рынке.

Глава правительства Михаил Мишустин недаром поставил перед подчиненными задачу договариваться с сетями, ибо другого законного воздействия на них у властей нет. Доказать картельный сговор – даже если он есть – не просто сложно, а очень сложно. И если сети соблюдают все нормы закона о торговле, требования Роспотребнадзора и МЧС, то с ними можно только вести диалог. И не из разряда пресловутого «не будут брать – отключим газ». Вопрос о введении госрегулирования цен на продовольствие уже поднимался в первой половине года, но это означало бы полный и окончательный отказ от рыночных правил в этом секторе.

Да что мелочиться, скажем резко и прямо – торговые сети придется мотивировать дополнительными льготами и бонусами, взамен на которые можно (простите за тавтологию) выторговать согласие, например, на удержание цен на социально значимые товары. Такие попытки, надо сказать, уже были. Но все всегда упирается в деньги, выпадающие из бюджета.

Или, к примеру, можно вернуться к идее Минпромторга пятилетней давности – о продуктовых карточках для малоимущего населения. По оценкам ведомства, реализация потребовала бы 200-300 млрд рублей дополнительных расходов из бюджета. И вроде даже Минфин дал принципиальное согласие и пообещал изыскать источники средств для финансирования, но то ли не нашел, то ли концепция изменилась, но уже в 2017 году стало известно, что на ближайшую трехлетку такие траты не запланировали. Идея затухла на корню, получив развитие уже в этом году, когда лоббирующие торговлю ассоциации предложили властям вернуться к обсуждению этого вопроса.

Ничего нового и оригинального в продуктовых карточках нет. Они существуют даже в США, где такая целевая помощь оказывается самым малоимущим, чей доход ниже определенного уровня. Как оценили инициаторы возрождения идеи, карточки на сумму 10 тыс. рублей могли бы получить 10 млн россиян.

Конечно, бюджет дефицитный, и денег лишних в нем нет. Но есть же, скажем, ФНБ – своего рода «кубышка на черный день». Почему бы не приоткрыть (соответствующие нормативные изменения, как известно, при желании внести можно быстро) для благих целей? А то в стране вроде бы кризис, а средства в фонде не только не снижаются, но и растут. Не хуже цен. И доросли уже почти до 13,5 трлн рублей. И как-то напрашивается тревожное сомнение, что «черный день» еще не наступил, раз раскупорить кубышку на помощь людям не хотят.

Есть, конечно, и другие способы решения проблемы, но для их реализации нужно время, чтобы не впопыхах и в пожарной обстановке. Иначе, когда требуется сделать «срочно и монументально», то в основном получается никак. Чиновники, хотя и высокопоставленные, но всё же люди, а человеческий мозг в ситуации, когда перед ним поставлена «миссия срочная и невыполнимая», сначала отключается, а потом ищет пути обхода. Например, договориться с торговыми сетями «по-братски» – мол, они не повышают цены сейчас, а им потом тоже что-нибудь хорошее будет. И до следующей пресс-конференции президента можно выдохнуть.

Автор – журналист, обозреватель газеты «Известия».

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.

Анна Каледина
Газета «Известия», 08:00, 11.12.2020

Комментарии 0
СМИ2
TOP100

ПрессИндекс

Самое читаемое