Также эксперты Вышки считают необходимым распространить «регуляторную гильотину» на все полномочия органов власти, пишут «Известия».
Поставленная правительством перед ведомствами задача сократить численность госслужащих может быть выполнена за счет уже существующих вакансий. То есть реальной оптимизации в этом случае может не получиться. Такие выводы содержатся в докладе НИУ ВШЭ (есть в распоряжении «Известий»), который будет опубликован в понедельник, 21 декабря. Эксперты Вышки предложили правительству провести «умную оптимизацию», которая основана на реальном кадровом положении в конкретном ведомстве. Авторы доклада считают, что добиться этого можно в том числе за счет распространения «регуляторной гильотины» на органы исполнительной власти, а также цифровой трансформации и освобождения аппарата правительства от текучки.
Вакантная единица
21 декабря НИУ ВШЭ публикует доклад с предложениями правительству по оптимизации госаппарата. В ноябре этого года, отмечается в документе, главы федеральных ведомств получили задание до 1 апреля 2021-го не только сократить численность госслужащих (на 5% в центральном аппарате и на 10% – в территориальных органах), но и провести мероприятия по изменению структуры управления. К маю главы органов исполнительной власти должны отчитаться перед правительством о проделанной работе. Однако, полагают в ВШЭ, при текущем уровне вакансий в федеральных ведомствах (в среднем около 18%) сокращены в основном будут не реальные госслужащие, а вакантные позиции.
Правительству жизненно необходима «умная оптимизация», уверены эксперты Вышки. То есть «не пропорциональное сокращение федеральных органов исполнительной власти на произвольно установленную величину (5%, 10% или 20%), а приведение численности служащих в соответствие с реально осуществляемыми функциями и полномочиями, установленными целями и конечными результатами деятельности, а также создание устойчивого механизма поддержания оптимальной численности с учетом новых квалификационных требований», отмечается в докладе.
По оценкам НИУ ВШЭ, в центральных аппаратах 52 ведомств наибольшая численность служащих сосредоточена на выполнении рутинных и обеспечивающих функций, а не профильных, содержательных и аналитических. Так, доля кадрового состава, осуществляющего обеспечивающие функции, превышает 30% только в 29 ведомств из 52 (56%). Этот перекос необходимо устранить в том числе за счет цифровизации процессов, что позволит сократить ресурсы, в том числе человеческие, на работу с документооборотом и т. д. Высвобождающийся персонал после переучивания сможет выполнять профильные функции, уверены в ВШЭ.
По оценке экспертов Вышки, в центральных аппаратах 52 федеральных органов исполнительной власти можно высвободить до 2267 человек (из 19 973) фактической численности, занятых в осуществлении функций и полномочий. Или – до 6799 человек (из 24 505 человек) относительно предельной численности с учетом сокращения вакансий.
Гильотина для рутины
Еще одной задачей должна стать оптимизация ресурсов самих органов власти за счет сокращения не только служащих, но и контроля постоянно растущих полномочий и функций, полагают в ВШЭ. Эксперты приводят данные, которые показывают, что с момента первой попытки административной реформы количество таких функций увеличилось почти в два раза: с 5300 в 2003 году до 10425 в 2016-м. Авторы доклада предлагают распространить «регуляторную гильотину», которая сейчас затрагивает контрольно-надзорные функции и требования к бизнесу, на все полномочия органов власти, включая разрешительные (лицензии, разрешения и т. д.), регуляторные, обеспечивающие. Сокращение функций должно приводить к соответствующему сокращению сопутствующих ресурсов, необходимых для исполнения функций, – численности государственных служащих, бюджетных расходов, закупок, административных расходов, подведомственных организаций. В ином случае госаппарат будет увеличиваться, несмотря на регулярные механические сокращения численности.
Основной задачей изменения организационной структуры, указывается в докладе, должно стать существенное расширение аналитических и прогнозных функций как в центральных аппаратах федеральных министерств, так и в аппарате – «штаб-квартире» правительства. Сейчас во многих его департаментах «собраны совершенно разные отрасли и компетенции (например, промышленность, энергетика и транспорт), которые требуют системного видения, превосходящего ведомственные компетенции. Несколько десятков человек отвечают за выпуск нормативной базы для трех отдельных отраслей, которые регулируют три федеральных министерства с общей численностью 1850 человек», подчеркивают эксперты.
щем тенденции, а также процессы; обеспечивать системный и объективный взгляд на самые трудные проблемы и непростые, а иногда болезненные решения при отстаивании общегосударственных интересов. Этим путем сегодня уже идут многие страны и бизнес (что будет далее показано на конкретных примерах)».
Без механики
Опрошенные «Известиями» эксперты согласны: механическое сокращение госслужащих повысить качество государственного управления не поможет.
– Я думаю, сокращение аппарата – вещь безусловно популярная, но явно недостаточная, чтобы говорить о повышении эффективности и качества госуправления. Главное – целеполагание, критерии оценки, программный подход. В любом случае если то, что предлагается, не кампанейщина, а часть системной реформы, то это надо только приветствовать, – полагает политолог Константин Калачев.
По его мнению, «умная оптимизация» вполне возможна, и инициативы ВШЭ звучат разумно, особенно – предложение передать часть функций экспертным центрам.
– Именно они могли бы предлагать стратегии, определять, что нужно, что не нужно. Как говорил гениальный итальянский скульптор Микеланджело, «я просто беру глыбу мрамора и отсекаю от нее всё лишнее», – подчеркнул Константин Калачев.
Политолог Дмитрий Фетисов также считает полезными любые попытки поднять дискуссию об изменении системы госуправления, чтобы избежать повторения функций.
– В последнее время мы на практике видим дублирование функций. Например, после упразднения Минкавказа появилось несколько схожих организаций. Сейчас есть четкое понимание, что идентичный функционал есть у многих ведомств и департаментов, – напомнил политолог.
Это приводит к излишней бюрократизации, страдает качество управленческих процессов. Именно поэтому, подытожил собеседник «Известий», реформирование системы необходимо.
Анна Каледина, Татьяна Байкова, Любовь Лежнева
Газета «Известия», 00:01, 21.12.2020