24 ноября 2024, 16:45
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Ректор ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Игорь Есауленко: «Цифровизация позволяет индивидуализировать обучение»

24.02.2021 14:39
Автор:
Ректор ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Игорь Есауленко: «Цифровизация позволяет индивидуализировать обучение»

Воронеж. 24.02.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Наступивший год объявлен в России годом науки и технологий. В первую очередь, эта тема, конечно же, коснется вузов, которые претерпели немало изменений за время коронавирусных ограничений. «Абирег» встретился с ректором Воронежского медицинского университета им. Н. Н. Бурденко Игорем Есауленко и узнал, какие новые проекты планирует запустить ВГМУ в 2021 году, как будет проходить обучение студентов и как цифровизация повлияет на жизнь вуза.

– Игорь Эдуардович, нынешний год объявлен в вузе годом науки и цифровизации. Почему выбрано именно это направление, связано ли это с переходом на удаленное обучение и новыми реалиями?

– Мы объявили этот год годом цифровизации чуть раньше президентского указа о науке и технологиях, поэтому решили объединить два направления в одно – этот год будет годом науки и цифровых технологий. Сегодня без цифровизации уже невозможно развивать образовательный процесс. Цифровизация в образовании позволяет индивидуализировать обучение и определять уровень освоения знаний каждым студентом отдельно. Это возможно сделать путем создания личных кабинетов, куда каждому студенту приходят задания, там же обозначены сроки его выполнения, есть возможность задать вопросы преподавателю и пройти тестовый контроль по усвоенному материалу. Это не только создает дополнительные возможности для усвоения материала, но и освобождает время для усиления практической подготовки студентов.

Вуз уже активно приступил к реализации этой программы: мы создали специальную студию для звуко- и видеозаписи лекционного материала, оснастили наши аудитории современным мультимедийным оборудованием. Всё это позволит подготовить не только качественную визуализацию изучаемого материала, но и моделировать процессы, которые требуют экспериментальной деятельности. Например, есть ряд работ, требующих экспериментов на животных, а сегодня их можно смоделировать, минимизируя риски.

Активное развитие цифровизации не продиктовано дистанционными формами обучения, в которых мы вынуждены были провести весь прошлый учебный год. Дистанционное обучение у нас было и раньше, просто не в таком объеме, а скорее, как элемент образовательной деятельности. Конечно, мы будем стараться всегда использовать только очную форму, потому что дистанционная форма может быть лишь временной и дополняющей.

– Увеличивается ли с созданием личных кабинетов нагрузка на преподавательский состав?

– Несомненно, такое нововведение требует изменения учебных планов и переосмысления некоторых дисциплин, создания нового цифрового контента. С 1 сентября этого года наш вуз переходит на новый федеральный госстандарт, который несколько изменит парадигму медицинского образования. Сегодня медицинские вузы готовят врача амбулаторно-поликлинического звена, а наша задача в специалитете подготовить врача, который обладал бы необходимыми знаниями и практическими умениями, чтобы после окончания вуза он мог стать участковым – терапевтом, педиатром и врачом общей стоматологической практики. Мы должны из той большой суммы медицинских знаний, которые сейчас есть и которые предлагают разные медицинские направления, выбрать то, что необходимо участковому врачу.

Формирование и подготовка узких специалистов будет происходить через ординатуру, причем по необходимости заинтересованных лечебных учреждений, то есть по целевому набору. Возможно, некоторые кафедры изменят название, некоторые мы объединим. Эта корректировка будет подготовлена к маю, а с 1 сентября мы начнем обучение на всех курсах по новому ФГОС.

– Вы планируете открытие новых диссертационных советов. Расскажите, сколько их сейчас работает, для чего они нужны и что это дает вузу.

– Работа диссертационных советов напрямую связана с развитием вузовской науки. Учитывая, что в педагогическо-преподавательский состав в нашем вузе входят доктора и кандидаты медицинских наук, подготовка таких специалистов – наша задача. На протяжении многих лет у нас работают диссертационные советы в области терапии, педиатрии и пульмонологии. Два года назад мы открыли новый диссертационный совет по стоматологии совместно с РГМУ им. Пирогова. В прошлом году пришло положительное решение ВАКА и Министерства науки и образования об открытии совместного совета вместе с Рязанским медуниверситетом по сердечно-сосудистой хирургии и кардиологии. Мы также ведем переговоры об открытии совета по психиатрии и неврологии, по хирургии, акушерству и гинекологии с Курским медуниверситетом. Также наши специалисты являются членами диссертационных советов в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Белгороде. Например, я являюсь членом диссертационного совета по гигиене и организации здравоохранения Первого Московского государственного медуниверситета. Такая синергия позволяет целенаправленно вести подготовку выпускников аспирантуры для защиты диссертаций на базе этих советов. Это направление для нас важно, мы его будем развивать и делать всё возможное, для того чтобы эти советы у нас открывались. Мы не ставим задачу открыть советы по всем направлениям, которые есть в медицине, ведь главное не количество, а качество.

– Какие возможности медуниверситету дает сотрудничество с другими вузами и почему важна публичная научная активность?

– Научные публикации, диссертации очень важны, но для того чтобы появились научные данные и разработки, нужно иметь хорошую материально-техническую базу, лаборатории. Поэтому защита диссертации – это только верхняя часть айсберга, а вот для нижней мы создали научно-исследовательский институт экспериментальной биологии и медицины, разместив его в отдельном здании. Для научной деятельности крайне важна материально-техническая база. У нас несколько лабораторий, которые направлены на выполнение определенных задач, например имунно-гистохимическая, биохимическая, лаборатория по изучению молекулярного водорода. Когда я избирался в прошлом году на должность ректора, я поставил перед собой задачу расширить НИИ экспериментальной биологии и медицины и открыть еще как минимум пять научных лабораторий, одну мы уже открыли – лабораторию экспериментальной хирургии. В планах создание на базе нашей стоматологической клиники лаборатории по изучению разных методов лечения зубов, основанных на более глубоком изучением анатомии и функций зубной ткани. Также хотим открыть фармакологическую лабораторию на базе нашей кафедры фармакологии.

Кроме того, в нашем вузе издается несколько журналов по анатомии, гистологии, хирургии, где ученые, ведущие научную деятельность, могут публиковать свои статьи о результатах исследований. Мы думаем сейчас о расширении спектра научных изданий – на подходе новый журнал о стоматологии.

– Научная деятельность в ВГМУ как-то поощряется?

– Несомненно. Наукой мы занимается давно и активно, но в 2021 году этому будет придаваться еще большее значение. Мы будем делать всё, чтобы поощрять и стимулировать работу наших научных сотрудников, стимулировать научно-исследовательскую работу наших преподавателей – не только нематериальными формами мотивации, но и финансово. Например, ко Дню российской науки – 8 февраля – мы подготовили приказ ректора о поощрении наших сотрудников, которые добились результатов в научно-исследовательской работе. Премии получили более 60 человек.

Мы регулярно участвуем в научных форумах и конкурсах. Так, недавно состоялся Международный медицинский форум «Вузовская наука. Инновации» в Сеченовском университете в рамках «Эстафеты вузовской науки ─ 2021». Из всех участников мероприятия ученые ВГМУ представили максимальное число исследовательских работ – 63. Наши ученые заняли сразу семь призовых мест.

– Игорь Эдуардович, а есть ли в планах развития ВГМУ цифровизация системы управления вузом?

– Конечно, есть! Цифровизация будет внедряться в механизмы, использование которых облегчает работу и позволяет сосредоточиться на ключевых вопросах управления и не тратить свое рабочее время на получение справок, документов или аналитических материалов. Цифровизация будет внедряться в финансово-экономическом управлении и в управлении кадрами, что позволит оперативнее получать аналитические отчеты и принимать управленческие решения. Эта информационная система поможет точнее определить слабые места в нашем вузе, более эффективно использовать ресурсы и понимать, какие средства мы можем сэкономить, а какие – направить на материально-техническое развитие. Одним словом, цифровизация – это помощник в принятии управленческих решений.

– Какие приоритеты в развитии цифровизации вы можете назвать?

– Главный приоритет для нас – это образование. Поэтому мы планируем, используя цифровизацию, поднять его уровень: давать обучающимся знания в более удобной и расширенной форме. Уже сегодня студенты и преподаватели могут войти в электронную государственную научно-медицинскую библиотеку и получить нужные знания в электронном виде. Конечно, это повышает у студентов профессиональную мотивацию. При этом цифровизация позволяет более объективно оценить полученные обучающимися знания, ведь аккредитация также проходит через электронно-образовательные системы, где специалист сдает тестовый контроль, работает с симуляторами.

Второй приоритет – это научная деятельность, третья – лечебная работа. Не говоря уже о том, что цифровизация даст преимущество в коммуникациях и взаимодействии с другими научно-исследовательскими институтами и вузами мира. Так, сегодня у нас более 50 договоров с зарубежными партнерами об обмене информацией и научными ценностями. Всё это позволяет нам говорить в перспективе о нашем вузе не просто как об образовательной медицинской организации, а как о цифровом университете.

Фото с сайта депутата Воронежской облдумы 7-го созыва Игоря Есауленко

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0