22 ноября 2024, 01:02
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Конгломерат воронежских кланов: по накатанной за место под солнцем

23.05.2021 12:00
Автор:
Конгломерат воронежских кланов: по накатанной за место под солнцем

Воронеж. 23.05.2021. ABIREG.RU – Рейтинг влиятельности – «Абирег» выпускает Рейтинг влиятельности Воронежской области уже более пяти лет. С 2017-го редакция в рамках проекта ежегодно разбирается, какой клан (группа интересов, лобби – называть можно по-разному, суть не изменится) правит бал. И каждый раз журналисты совместно с экспертами делали вывод, что местный стройотряд верховодит в регионе. Прошедшие в сентябре 2020 года выборы, последние задержания да и расстановка сил в свежем рейтинге говорят о том, что ситуация почти не поменялась: все лавры у строителей, аграрии сами по себе, а губернатор так и не стал авторитетом для основных групп влияния.

«Когда мы говорим о кланах, речь, конечно, идет не только и не столько о семейных/родственных связях, сколько о группах влияния, имеющих значительные лоббистские возможности. В современном мире эти группы влияния всё больше формируются по «сетевому» принципу. Лоббистские возможности значительно возрастают, если в них включены представители депутатского корпуса, исполнительной власти, бизнес-структур и правоохранительных органов», – рассказывает политолог, директор воронежского Центра социально-политических технологий Владимир Инютин. В Воронежской области можно выделить несколько групп, которые подходят под эти критерии.

Падают, но не сдаются

Несмотря на то, что и региональные, и городские первые лица всячески пытаются опровергнуть информацию о существовании строительного клана, можно с полной уверенностью сказать, что он существует. А доводы о том, что застройщики не могут объединяться, так как они конкуренты, выглядят неубедительно. Но при этом, стоит отметить, что и междоусобных войн внутри клана никто не отменяет. Как отмечает один из экспертов «Абирега», свою игру обычно вели глава ГК Хамина Евгений Хамин, гендиректор ГК «Развитие» Сергей Гончаров и руководитель ГК «БиК» Дмитрий Большаков, а в так называемый клан сбились строители-старожилы.

Господин Инютин согласен с тем, что строители имеют в регионе больший вес, чем остальные группы, но в связи с последними событиями их влиятельность угасает. «Строительные кланы, вне всякого сомнения, в области существуют и являются достаточно влиятельными. Визуально-эмпирически они хорошо прослеживаются, если окинуть взглядом список депутатов областной и городской дум. Понятно, что наличие представителей среди депутатского корпуса необходимо строительному клану для влияния на принимаемые органами власти решений, существенно важные для отрасли и конкретных строительных кампаний. С другой стороны, говорить о едином «строительном клане» в области не приходится. Скорее – о группах влияния ДСК, «Выбора», ГК Хамина, «Инстепа», – пояснил политолог. Он отметил, что дело бывших строительных чиновников или скандал вокруг сноса Хлебозавода № 1 свидетельствуют о том, что строительное лобби утрачивает свое влияние.

Глава регионального Союза строителей Владимир Астанин считает, что к воронежскому строительному сообществу понятие клана не применимо. «Оно точно не подходит. Есть небольшие регионы, где клановость действительно прослеживается и многие связаны семейными узами. Но Воронежская область – это регион с населением более 2 млн человек. У нас много различных групп влияния, которые действительно конкурируют между собой, но клановость, основанная на каком-то родстве, невозможна, так как мы слишком большой регион, да и Воронеж как город, чтобы всё свелось только к одному клану. Думаю, что корректнее говорить именно о группах влияния или лобби. К этому я абсолютно спокойно отношусь. В цивилизованном мире лоббизм – это общепринятая вещь. Чтобы отстаивать свои интересы, мы используем все законные способы, которые доступны не только строителям. Какие-то крупные строительные компании могут самостоятельно бороться за свои интересы, но, могу сказать, что наш союз, существующий уже 20 лет, – это та самая организация, которая и занимается лоббированием интересов строителей всего региона», – пояснил свою позицию господин Астанин.

По мнению главы союза, строительная отрасль больше остальных нуждается в создании каких-то влиятельных объединений. Это обусловлено ее динамичным развитием. «Строителям постоянно требуются новые участки, новые источники энергии, новые дороги. Это отрасль, которая развивается в пространстве. Есть, например, промышленники, которые владеют одним участком, локализуют на нем производство и там же как-то усовершенствуют его, чтобы добиться максимального результата. Или, например, аграрии, которые тоже периодически нуждаются в новой земле, но для них эта нужда не критична. Они получили свой участок и могут работать на нем каждый год. А строители, освоив быстро одно пространство, ищут новые территории, вовлекая в работу и смежные отрасли. Наверное, поэтому строители и вынуждены больше остальных лоббировать свои интересы. Девелопер должен думать, что он будет делать через 5-10 лет. Взаимодействие с органами власти более востребовано», – считает Владимир Астанин. «Надо, чтобы интересы строительного бизнеса совпадали с интересами города. Как бы там нас ни критиковали, строительство – это локомотив экономики, пространственное развитие городских и сельских территорий. Иногда строители идут впереди власти, которая не успевает за ними, тем самым способствуют развитию населенных пунктов», – полагает глава союза. Владимир Астанин отметил, что между строителями случаются недопонимания, но обычно они разрешаются в суде, и у бизнесменов нет желания «расстреливать» друг друга. «Конфликты между отдельными девелоперами и компаниями не влияют на общий климат в строительном сообществе и не приводят к тому, чтобы мы не общались друг с другом», – отметил господин Астанин.

Камбэк коммунальщиков

Уже несколько лет мы якобы наблюдаем так называемый закат коммунальной империи, подконтрольной Вадиму Ишутину. «После ухода с должности и областной Думы бывшего «коммунального короля» Вадима Ишутина и дела Руслана Кочетова коммунальщики снизили GR-влияние. Часть экспертов связывают Ишутина/Кочетова с одним из депутатов Госдумы. Если это так, то один из признаков «клановости» – сетевые связи – уже налицо», – полагает Владимир Инютин.

Стоит отметить, что Рейтинг влиятельности, напротив, говорит нам о восстановлении влияния господина Ишутина. Мало того, что в прошлом году бизнесмен буквально ворвался в Топ-100, в свежем исследовании он на 10 строчек улучшил свои позиции. Один из собеседников «Абирега» считает, что такой рост вполне оправдан. Несмотря на то, что клан разбили и выбили его представителей из органов власти, рычаги влияния, а главное, амбиции у предпринимателя имеются: есть и «управляшки», и процветающий похоронный и мусорный бизнес. В общем и целом Вадим Ишутин в Топ-100 еще задержится.

Замы, аграрии и силовики: вместе, но порознь

Отдельно стоит упомянуть заместителей губернатора, которые вхожи в разные круги и «выправка» которых сформировалась еще при Алексее Гордееве. По силе влияния выбиваются двое – Виталий Шабалатов и Виктор Логвинов. У них разные и зоны влияния, и инструменты достижения своих целей, и репутация. Семейные узы и взращенный чуть ли не в тепличных условиях бизнес сестры, неформальные связи со строительным олимпом и другими не раз ставились в укор чиновнику. Тем не менее он второй человек в регионе, и время от времени появляется информация о том, что он уже почти на чемоданах сидит и скоро его позовут возглавить какой-нибудь осиротевший регион. Правда, один из собеседников «Абирега» очень сомневается в развитии событий в таком ключе, но и разбирать чемоданы он чиновнику не советует.

Зампред Виктор Логвинов – тот человек в регионе, вокруг которого и формируется клан аграриев. Кланом, правда, это сложно назвать. У крупных аграриев в регионе нет конфликтов, да и делить им уже нечего: у каждого давно свой кусок. Пока они действуют по принципам профсоюза и готовы объединяться под крылом господина Логвинова и самого Алексея Гордеева.

В последнее время не проходит и года, чтобы силовой блок региона не перетряхнули. Но и в 2019-м, и 2020-м «потрясли» прокуратуру. Переехавший в декабре из Тамбовской области новый руководитель ведомства Николай Саврун еще не успел показать себя, но уже оказался на одной строчке (22-23-е место) с бывшим главой, а ныне замгенпрокурора Николаем Шишкиным. Последний, впрочем, не готов отпускать регион в свободное плавание, и, несмотря на то, что на повышение господин Шишкин ушел два года назад, его «акции» в Рейтинге влиятельности растут. Уж слишком много он оставил своих людей на местах. Например, в этом году новичком рейтинга стал его зять руководитель департамента ЖКХ Максим Зацепин. Да и день рождения Николай Шишкин предпочитает праздновать в Воронеже.

Несмотря на то, что руководитель регионального СУ СК Кирилл Левит сохранил позиции в Топ-100, кресло под ним начинает раскачиваться. В марте председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин отчитал главу воронежского ведомства Кирилла Левита за затягивание расследования уголовных дел. Регион оказался в списке аутсайдеров, в который также вошли Забайкальский край, Республика Саха и Ставропольский край. Как отмечают наблюдатели, просто так в силовом сообществе публичную казнь не устраивают. Не исключено, что за словесным нагоняем господин Бастрыкин может приступить к активным действиям.

Остальные представители силового блока Воронежской области чувствуют себя куда более уверенно. Начальник УФСБ Олег Нефедов уже застолбил за собой 3-е место в Топ-100, а руководитель ГУ МВД Михаил Бородин, который получил 12-ю строчку рейтинга, всё ближе подбирается к коллеге.

Кто кого

Если же сравнивать положение нынешнего губернатора Александра Гусева с положением бывшего главы региона Алексея Гордеева в системе клановых координат, то первый выглядит куда более неуверенным в своих попытках взять под контроль эти «деловые» группировки. «Алексей Гордеев стремился не столько контролировать кланы, сколько соблюдать некий баланс между различными группами влияния, но иногда мог пойти на решительные действия (дело Зенищева, смещение Ишутина, «архитектурное» дело и т. д.). Александр Гусев к такого рода действиям пока не вполне готов. Это подтверждает и его запоздалая недоуменная реакция на дело Провоторова-Бавыкина-Кудрявцева. Видимо, губернатор как минимум не выступал инициатором резонансных расследований и арестов (если вообще был о них осведомлен)», – пояснил политолог Владимир Инютин.

При сохранении политической обстановки в регионе воронежские кланы пойдут по пути неспешной трансформации: большие распадутся на мелкие, вперед выйдут более прорывные, наглых разобьют силовики. Предстоящие в сентябре выборы в Госдуму могут запустить новые процессы, но к глобальным сдвигам это не приведет. Кардинальные изменения возможны лишь при резкой смене руководства региона. Но пока таких предпосылок нет.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0