Up

Благотворительный фонд Чижова

17 октября 2021, 22:34
Экономические деловые новости регионов Черноземья
16+

Отель Марриотт

HeadHunter

Главная / Аналитика / Виртуальная экономзона, мифы от НЛМК и отсутствие технопарков – в Воронеже обсудили развитие IT-отрасли

13.09.2021, 21:02

Виртуальная экономзона, мифы от НЛМК и отсутствие технопарков – в Воронеже обсудили развитие IT-отрасли

Воронеж. 13.09.2021. ABIREG.RU – Аналитика – 10 сентября в Воронеже прошел фестиваль интернет-технологий «РИФ-Воронеж XZ». В программе фестиваля было шесть секций. Особенно актуальной для Воронежской области стала секция «Государство и IT». В регионе до сих пор нет технопарка для IT-отрасли. В ходе фестиваля руководители технопарков из других регионов рассказали о своем опыте, а воронежские власти заявили, что готовы рассмотреть инициативы по созданию подобных организаций. Также на встрече рассказали о феномене развития IT-отрасли в Воронежской области в условиях отсутствия технопарков, а представители НЛМК развеяли мифы о цифровизации промышленных предприятий.

Модератор сессии директор АНО «Кластер информационных технологий Воронежской области» Владимир Бабкин пояснил, что создание в регионе технопарка может стать отправной точкой для создания экосистемы, в которой тесно смогут взаимодействовать отрасль и власти, а также компании между собой.

Региональный представитель фонда «Сколково» Алексей Сухочев с сарказмом заметил, что в Воронеже тема технопарков по долголетию и актуальности может конкурировать только с темой метро. «Много говорят, что должен быть технопарк. Каждый раз есть попытки подхода к снаряду, но они ничем не заканчиваются. Разрабатываются стратегии, прямо как про метро. Надо разработать, потратить кучу денег и отложить, подумать. Здесь много интересных компаний, которые известны на мировом рынке. Когда общаешься на федеральном уровне, очень стыдно за Воронежскую область. В той же Пензе 5-6 технопарков. А когда спрашивают, где в Воронеже точка входа для инновационных компаний, ты начинаешь разводить руками», – рассказал господин Сухочев.

Представитель фонда с удивлением отметил, что, несмотря на отсутствие технопарков в Воронежской области, отрасль всё равно развивается. «Может, власти и думают: мол, зачем что-то выдумывать, если и так всё хорошо, может, оно и ненужно? Тема непростая, тема непонятная для самих бизнесменов. Нет понимания, как устроена бизнес-модель технопарка», – отмечает господин Сухочев.

Алексей Сухочев рассказал, что фонд «Сколково» может поддержать стартапы, помочь в проработке проектов и обеспечить коннект с крупными компаниями. Он отмечает, что фонд – это особая экономическая зона, только без привязки к территории. Резиденты «Сколково» получают различные льготы. Если же в регионе появится технопарк, то он сможет получить статус регионального оператора, что в разы облегчит работу с локальными компаниями. На данный момент резидентами «Сколково» являются 20 воронежских компаний. Помимо этого, господин Сухочев на примере показал, как стартап может взаимодействовать с реальным крупным бизнесом. Речь идет о Верхнехавском агрохолдинге. К фонду пришел стартап по производству беспилотных дельтапланов до 100 кг для внесения малых доз гербицидов. Как пояснил представитель фонда, основатель холдинга оказался продвинутым и понимающим предпринимателем (Антон Пермяков – прим. ред.). Он сразу рассказал разработчикам, какие задачи должна выполнять их разработка для реального бизнеса. Стартапу благодаря этому не пришлось тыкаться, и на рынке появилась компания, продукт которой соответствует потребностям АПК.

Также на встрече присутствовали руководители технопарков из других регионов. Первым выступил гендиректор частного технопарка в Перми Владимир Баландин. Он рассказал, что в начале никто не понимал, какая должна быть бизнес-модель парка, и они объездили много других подобных организаций, в основном государственных. В итоге создали свою финансовую модель. Технопарком заинтересовался Венчурный фонд Пермской области (структура регионального правительства). Как пояснил господин Баландин, на фонд они возлагали надежды больше как на имиджевую составляющую, а не на финансовую. Однако авторитетности не случилось, а этапы согласований были слишком сложными. Вскоре фонд вышел из капитала технопарка. «Сейчас проект частный, и мы ни на минуту не пожалели. Теперь мы гибкие и принимаем решения проще», – резюмировал директор технопарка.

Владимир Баландин пояснил, что их основной целью было увеличить долю высокотехнологичных компаний в ВРП. Так, в 2016 году этот показатель был на уровне 1,3%. На текущий момент он уже вырос до 2,4-2,5%. К 2026-му, по подсчетам господина Баландина, он должен достичь 4%. У технопарка уже несколько корпусов, 41 резидент, они генерируют почти 6 млрд рублей выручки в год.

О противоположном опыте рассказал директор технопарка в Казани – Александр Борисов. Технопарк как государственная структура был основан в 2009 году. Это был первый технопарк по федеральной программе строительства таких организаций. Второй корпус построили в 2012 году в Набережных Челнах. Стоимость строительства объектов составила 4,3 млрд рублей. Как пояснил господин Борисов, эта сумма в виде налогов полностью вернулась в бюджет республики. На данный момент технопарк самоокупаемый. У организации есть 10% госресурсов, но как отмечает директор, зарабатывают они «на бизнесе» (речь идет о годовом обороте в 700 млн рублей).

Казанский технопарк сегодня разрабатывает проект присутствия организации в небольших муниципальных городах и образованиях. Это продиктовано тем, что некоторые разработчики или небольшие компании не хотят переезжать в крупные города. В этом случае миссией технопарка становится создание для них таких условий, которые есть у компаний, территориально расположенных в городах, где есть технопарки.

Озвученными проектами заинтересовался руководитель воронежского департамента цифрового развития Денис Волков. «Нам интересен опыт технопарков. Были бы рады видеть у себя и по франшизной модели и по любой другой. Выходите с инициативой. Говорите, что мы могли бы со стороны госорганов сделать – создать нормативную базу или программу запустить, чтобы помочь технопарку развиваться. Готовы рассматривать такие способы. И буду рад видеть такие инициативы», – отметил господин Волков.

«Цифра» и промышленность

Об опыте цифровизации промышленности рассказали гендиректор АО «ОТ-Ойл» Иван Мугалев и представители ПАО «НЛМК». Так, господин Мугалев объяснил роль цифровых паспортов на примере нефтедобывающей отрасли. «У руководства предприятий есть определенные цели. <...> В принятии решений ему помогают опыт, интуиция, которую руководство накапливало с низов. <...> Мы придумали идеологию цифрового паспорта объекта, в который заносим всю информацию о нем на всех этапах его существования. Цифровой паспорт – это виртуальный двойник объекта, содержащий актуальную непротиворечивую информацию о его текущем и предыдущем состояниях», – пояснил принцип работы инструмента Иван Мугалев, отметив, что эти данные позволяют быстрее принимать решения и исключить большую часть ошибок.

На сессии НЛМК представители компании развеивали мифы о цифровизации производства, рассказывали студентам об особенностях программирования и автоматизации процессов.

«Мифы – это истории, рассказы о мире и мироустройстве. А легенды – это то, что следует прочитать. Но схоже с мифами. Что у нас всплывает в голове, когда мы об этом говорим? Истории, которые могут быть правдой, а может, и нет. Об этом мы и поговорим», – начал выступление возглавляющий дирекцию по архитектуре и стратегии ИТ НЛМК Андрей Джанбаев. «Я работаю на рынке технологий почти 30 лет. За это время появилось много новых слов. На фоне этого я очень часто слышу, что прежде чем дойти до цифровизации, сначала советуют посмотреть на свои процессы, потом провести базовую автоматизацию, а потом уже думать о цифровизации. Это миф», – пояснил господин Джанбаев.

Второй миф был о том, как «готовые решения сокращают time to market (время выхода на рынок – прим. ред.)». Третий миф касался технического задания. Как отмечают в НЛМК, подробное ТЗ не обеспечивает быструю реализацию продукта. Также в компании уверены, что для цифровизации необязательно покупать дорогих экспертов с рынка. Представители НЛМК рассказали, что в их «цифровой команде» есть сотрудники с профильным образованием, но которые до этого работали в других отделах комбината и они даже лучше самых дорогих экспертов знают особенности и потребности производства, поэтому смогут выдать лучшее решение.

Инна Гресева
Комментарии 0
СМИ2
TOP100

ПрессИндекс

Самое читаемое

онлайн-форум «Территория продаж»