Up

Благотворительный фонд Чижова

18 января 2022, 10:11
Экономические деловые новости регионов Черноземья
16+

brusketta

HeadHunter

, 21:01

«Коронавирус придал турбоскорости внедрению телемедицины и искусственного интеллекта», – председатель совета директоров ГК «Эксперт» Елена Латышева

Воронеж. 14.12.2021. ABIREG.RU – Топ-100 – ГК «Эксперт» ведет историю с 2007 года. За это время компания создала сеть из 60 многопрофильных и диагностических центров в десятках регионах страны и планирует экспансию на рынок стран СНГ. Председатель совета директоров группы компаний Елена Латышева рассказала «Абирегу», сколько стоит открыть клинику, как конкуренция определяет тренды в медицине и про активный рывок в разработке IT-решений после начала пандемии.

– Елена Юрьевна, на сегодняшний день ГК «Эксперт» открыла уже 47 диагностических центров и 14 многопрофильных центров. Сколько примерно объектов в год вы открываете?

– В 2020 году у нас была сделка с «Газпромбанком», который стал миноритарным акционером. В рамках сделки банк вошел в капитал компании и выделил как инвестиционное финансирование, так и дополнительное долговое финансирование, направленное на реализацию нашей программы расширения. Такую программу мы утверждаем ежегодно. Например, в прошлом году мы открыли девять центров. В этом году идет работа по трем большим центрам – это наше второе отделение госпиталя в Твери, который мы расширяем, на 3,5 тыс. кв. м, в Новосибирске – 3,5 тыс. кв. м – и Хабаровске. В этом году мы также открыли два дополнительных центра в Липецке.

Проекты реализуются, работа идет. Нельзя сказать, что в конкретном году открылось определенное количество объектов – некоторые центры начнут принимать пациентов уже в начале следующего года. Как, например, в Новосибирске. Если отталкиваться от средних значений, то в год мы запускаем 3-4 многопрофильных центра и 5-10 диагностических центров. Мы либо заходим в новый регион, либо расширяемся в регионе присутствия, чтобы создать там дополнительную точку и укрепить позиции.

– Вы упомянули, что ежегодно составляете программу развития. Как вы принимаете решения, в какую сторону расти и расширяться?

– В конце года, к октябрю-ноябрю, в рамках бюджетного цикла у нас складывается программа действий на следующий год. Инвестиционная программа в регионах строится на нескольких факторах. Во-первых, наши региональные руководители вносят нам предложения, как они видят развитие в конкретных регионах присутствия. Во-вторых, отдельная команда по развитию ищет и анализирует программы расширения. И в-третьих, мы вместе на совете директоров обсуждаем, какие территории можно рассмотреть для экспансии.

Например, в этом году мы приняли решение выходить на территорию Узбекистана, также анализируем рынок Белоруссии. Кроме этого, в настоящий момент мы прорабатываем нашу стратегию M&А. Она предполагает не только органический рост, когда мы с нуля создаем клиники, но и возможность синергии с клиниками и их поглощения в регионах нашего присутствия и близлежащих к ним областей.

– Вы уже представлены в каких-либо странах кроме России? Или Узбекистан и Белоруссия – это пилотные проекты?

– «Эксперт» уже представлен в Армении. В перспективе трех лет мы хотим расширить экспансию в 4-5 стран СНГ. Плюс ко всему мы рассчитываем масштабировать многопрофильные медицинские центры, включая стационар и хирургию на территории России. Международную экспансию мы начинаем с диагностических центров под брендом «МРТ-Эксперт».

– Как я понимаю, открыть многопрофильный центр дороже, чем диагностический центр.

– Значительно дороже.

– Какая средняя сумма инвестиций в открытие клиники и диагностического центра?

– Инвестиции в диагностический центр зависят от оборудования – только МРТ или МРТ и КТ. В среднем открытие центра обходится в сумму от 60 млн до 120 млн рублей. Если говорить о многопрофильной клинике, то бюджет рассчитывается исходя из площади и разнообразия видов медицинской помощи. В регионах мы открываем клиники площадью от 3,5 тыс. до 6 тыс. кв. м. В целом объем инвестиций варьируется от 300 млн до 700 млн рублей.

– Инвестиции – это кредитные или собственные средства?

– Возвращаемся к вопросу о «Газпромбанке». Сделка, о которой я уже сказала, и была направлена на обеспечение роста экспансии. И банк выступает нашим финансовым партнером. Безусловно, собственные средства обязательны по долговому финансированию. Вся прибыль на сегодняшний день реинвестируется в программу расширения.

– При открытии клиник вы арендуете помещения или приобретаете их в собственность?

– Наша модель строится на долгосрочной аренде. Мы инвестируем в медицинский бизнес и уверены, что являемся прекрасным партнером для девелоперов, которые зарабатывают на аренде недвижимости. Наш бизнес медицинский, арендные контракты долгосрочные. Эта модель нас и арендодателей максимально устраивает.

– На сколько лет арендуете помещение?

– Основное наше требование – минимум 10 лет аренды.

– Получается, что в основном инвестиции идут в оборудование, подбор персонала, обустройство?

– Да, обустройство медицинской клиники, ее оснащение, хирургия и стационар – это достаточно серьезные инвестиции и без строительства или покупки зданий. Я бы сказала, что мы вкладываем в клинику примерно столько, сколько стоит построить здание для нее.

– Проще, получается, открыть еще одну клинику, вместо того чтобы строить или покупать свое помещение.

– Конечно. Поскольку у нас медицинская компания, ориентированная на рост, безусловно, инвестирование в клинику, в оснащение дает нам медицинскую выручку. Чтобы на рынке расти как медицинский бизнес, для нас имеет значение инвестировать и создавать объекты, приносящие именно медицинскую выручку.

– С какой выручкой ГК «Эксперт» закончила 2020 год? И с каким показателем рассчитываете закончить 2021-й?

– Общая выручка в 2020 году составила 5,2 млрд рублей. По результатам 2021-го мы планируем как минимум 6,5 млрд рублей. Рассчитываем, что выйдем на 6,8 млрд рублей.

– Этот рост обусловлен открытием всё большего количества клиник и центров?

– Конечно, за счет новых открытий 2020 и 2021 годов и за счет повышения привлекательности бизнеса. Но всё-таки основной рост обусловлен развитием и открытием новых центров.

– Что для вас значит конкуренция? И кто для вас основные конкуренты?

– Конкуренцию мы рассматриваем как необходимую среду для развития любой отрасли и бизнеса, потому что именно благодаря ей все игроки рынка становятся сильнее, работают над своей эффективностью и привлекательностью. Это первое. Второе – лично мы думаем, что пирог большой, места хватит всем. Но это не значит, что конкурентов нет. Это значит, что надо фокусироваться именно на отработке и повышении собственной эффективности по выстраиванию процессов работы с пациентами, выстраиванию пациентоцентричной модели. То есть не с конкурентами надо бороться, а за собственное наращивание компетенций, собственных конкурентных преимуществ, для того чтобы именно нас выбирали пациенты. Конкуренты есть везде. В нашей отрасли есть игроки рынка, на которых мы ориентируемся, которые являются драйверами развития отрасли. Это, безусловно, многоуважаемые компании «Мать и дитя», «Медси», Медицинская инвестиционная группа. Мы считаем, что это те игроки, которые задают тренды и совершенствуют отрасль. И себя мы к таковым тоже относим.

– Какие основные тренды вы бы выделили сейчас в медицинской отрасли и какие вы используете в своей работе? Почти в каждой отрасли говорят про тренд на цифровизацию. Может, в медицинской отрасли есть что-то свое, самобытное?

– Я считаю, что медицина без IT не может существовать в современном мире. Цифровая трансформация в здравоохранении, переход к целостно-ориентированному здравоохранению – это вообще неизбежный вызов для нашей отрасли. Он определит роль и место будущих игроков здравоохранения. Тренд на телемедицину, который на протяжении нескольких лет уже был задан, в период пандемии стал не просто трендом, а реальностью. На удаленную помощь при помощи различных инструментов перешли практически все. Самое главное, что культура потребления и отношения пациентов к телемедицинскому сервису изменилась по сравнению с допандемийным периодом. Если раньше телемедицинский сервис воспринимался как что-то исключительное, то сейчас все понимают, что это норма, так же, как и удаленное общение.

Более того, сегодня медицина должна стать частью сервисной модели. Мы таким образом заботимся и беспокоимся о наших пациентах. Например, пациент пришел в клинику на первичный прием, прошел диагностику, получил лечение. А вторичный прием или мониторинг динамики лечения может быть проведен при помощи телемедицины с целью оптимизации времени пациента. Это неотъемлемая сервисная часть.

Конечно же, еще один важнейший для здравоохранения тренд – искусственный интеллект, нейросети, машинное обучение. Так, коронавирус ускорил процесс принятия решений о разработке программ со стороны технологических компаний. Как пример – более восьми IT-компаний быстро разработали и внедрили технологии искусственного интеллекта при распознавании патологий легких при ковиде.

Цель внедрения этих решений в работу – в первую очередь создание системы принятия врачебных решений, поддержки врачебных решений. Коронавирус придал турбоскорости для внедрения телемедицины и искусственного интеллекта, что значительно снижает нагрузку на врачей. Теперь эти тренды вошли в медицину как практические и рабочие кейсы. При этом независимо от спада пандемии этот тренд продолжится, и инвестиции в телемедицину и в искусственный интеллект, я считаю, будут окупаться за счет изменения культуры потребления этих услуг у пациентов и у медицинских организаций.

Мы видим еще один тренд – шеринг технологий. Расскажу на примере лучевой диагностики. Если в клинике нет рентгенолога, то можно отправить снимок на диагностику специальным компаниям. Они проводят удаленное описание снимков, полученных в медицинском центре, который заказал эту услугу. Если раньше необходимо было закрыть вакансию и найти врача, то сейчас можно воспользоваться услугой шеринг-центра. Ваш диагностический центр может направить снимок врачу из любой точки мира. Вы фактически платите не за врача, не за его смену, а за его конкретную услугу по описанию снимка.

– Какие из этих трендов использует в своей работе ваша медицинская сеть?

– Если говорить о нашей компании, ковид подтолкнул к развитию телемедицины. У нас есть специальный сервис TELEMEDEX. Наша философия – МРТ каждому пациенту. Услуга телемедицины с 2020 года у нас присутствует как часть сервисной модели – одна консультация бесплатно. Таким образом, после того как пациент прошел диагностическое исследование, он может удаленно получить консультацию врача, который уточнит диагноз в заключении и подскажет дальнейший план действий, к какому врачу обращаться.

Если говорить про искусственный интеллект, то мы понимаем важность в принятии решения о внедрении подобных технологий. IT-компании будут всё больше и больше разрабатывать решений, помогающих врачам. У нашей компании уникальная база рентгенологических исследований, изображений, мы проводим более 1 млн исследований в год. Поэтому мы поставили себе задачу начать стратегическое партнерство с компаниями – разработчиками искусственного интеллекта, чтобы мы применили свои знания и выработали совместные решения.

В настоящий момент «Эксперт» ведет три проекта с разными партнерами. Наша задача – помочь айтишникам разработать цифровое решение, применяя нашу большую базу изображений, и впоследствии отработать это решение в наших центрах в тестовом режиме для потенциального промышленного внедрения.

(473) 212-02-88
Комментарии 1
СМИ2
TOP100

Дегас Spa

Самое читаемое