Up

Благотворительный фонд Чижова

19 января 2022, 01:06
Экономические деловые новости регионов Черноземья
16+

brusketta

HeadHunter

, 21:00

E-Commerce – привлекательный пирог для компаний или угроза для розничной торговли и среднего бизнеса?

Воронеж. 23.12.2021. ABIREG.RU – Итоги года – 2020 год стал переломным для мировой торговли. Пандемия сделала свое дело и заставила продавцов адаптироваться к новым условиям, которые она за собой повлекла. Работа в удаленном формате, виртуальная демонстрация товаров и бешеная популярность маркетплейсов стали новым трендом среди традиционных способов продаж. В новой реальности многие компании стали развивать офлайн-торговлю параллельно с электронной. Другие же – выводить на новый уровень уже существующие онлайн-магазины. Подводя итоги года, «Абирег» решил проанализировать современное состояние торговли с уклоном на E-Commerce и понять, какое же будущее ждет эту отрасль.

Причины ecom-взрыва

Эксперты прогнозируют внушительные цифры в сфере E-Commerce. По данным исследовательского агентства Data Insight, влияние пандемии на рост онлайн-торговли в России может составить в среднем не менее 6% в год вплоть до 2024 года. При этом общий оборот всей онлайн-торговли к этому времени может превысить 7,2 трлн рублей. До 2020-го подобный показатель прогнозировался в размере 5,6 трлн рублей. Ожидается, что к концу 2021-го общий оборот составит 3,3 трлн рублей.

Благодаря чему же стартанули интернет-продажи, если рынок e-com существует уже более 20 лет? Первым важным фактором стал карантин. На протяжении нескольких месяцев жители всех регионов России, включая Черноземье, находились в изоляции. Это привело к большому всплеску интернет-продаж. Люди не имели возможности выходить из домов и приобретали все необходимые вещи онлайн. Карантин привел в e-com не менее 10 млн новых клиентов, которые впоследствии стали постоянными пользователями. А затем началась цепная реакция. Новые пользователи – увеличение онлайн-продаж – приток новых продавцов на рынок. К примеру, только в первом квартале 2021 года бизнесмены Воронежской области нарастили онлайн-продажи на площадке российского интернет-лидера Wildberries до 354,1 млн рублей. Продажи от воронежского бизнеса увеличились на 121%.

Вторым немаловажным фактором стал переход на удаленку. Многие крупные компании, которые могут позволить себе подобный способ организации сотрудников, впоследствии так и оставили большинство из них на «дистанционке». Так, например, сделала федеральная корпорация «Дом.РФ», которая отправила больше половины своих сотрудников «пожизненно» на удаленный режим работы. В воронежском филиале корпорации так работают более 55% сотрудников. Как оказалось, такой способ для бизнеса достаточно выгоден, например, не нужно платить за аренду помещения. При этом сотрудники так же успешно продолжают выполнять свои функции, а выручка у компании от этого только растет.

Первые два фактора повлекли за собой возникновение нового ответвления в интернет-продажах – E-Grocery. Это торговля повседневными товарами – продукты, бытовая химия, лекарства и подобное. Из-за этого резко сократились походы в обычные магазины. Теперь это делать просто-напросто незачем, ведь все можно заказать в два клика.

Популярность E-Grocery породила третий фактор, который привел к бешеному скачку интернет-торговли. Крупные онлайн-ретейлеры, как «Пятерочка», «Перекресток», «ВкусВилл», «Окей», начали расширять географию доставок, увеличивать мощности и аудиторию. Это позволило компаниям вкладывать инвестиции в развитие и ускорить рост проникновения в разные регионы.

Драйвовый маркетплейс и виртуальная реальность

Как же привлечь свою аудиторию в бешено растущем рынке интернет-торговли? По мнению представителей Ozon, одним из инструментов, благодаря которым электронная коммерция стала так популярна, является маркетплейс. «Модель маркетплейса драйвит развитие электронной коммерции. Сами маркетплейсы же развиваются за счет притока продавцов. Именно они формируют мультикатегорийный ассортимент онлайн-площадок. 2020 год поменял отношение бизнеса к онлайну как каналу продаж, ведь из-за пандемийных ограничений многие потеряли традиционный канал сбыта. В той ситуации маркетплейсы были самым быстрым и удобным способом наладить продажи в интернете. Значительный приток продавцов на торговую площадку Ozon мы наблюдали весной и летом 2020 года, однако этот тренд продолжался и позже. В конце 2020 года количество активных продавцов на Ozon было в 4 раза больше, чем годом ранее», – пояснили в компании.

На площадки маркетплейса для поисков новых каналов сбыта активно выходят как крупные бренды, так и предприниматели из ЦФО. По данным Ozon, в 2020 году активно торговало более 500 продавцов из Черноземья, в 6 раз больше, чем годом ранее. Их них почти 40% – представители бизнеса из Воронежской области и больше 20% – из Белгородской. Оборот предпринимателей из региона вырос еще сильнее – в 9 раз. Они заработали более 90 млн рублей. Чаще всего бизнесмены из Черноземья продают товары для детей, мебель, одежду и товары для строительства. Среди воронежского бизнеса лидируют продавцы мелкой бытовой техники, тамбовского и орловского – продавцы одежды. Бизнесмены из Белгородской и Курской областей чаще всего продают товары для кухни. Липецкая область лидирует с товарами для детей.

E-com развивается и предоставляет все новые возможности своим клиентам. Но что делать компаниям, которые давно на рынке онлайн-продаж? Им остается только улучшать свои интернет-площадки и удивлять клиентов. Например, воронежская мебельная компания «Ангстрем» начала внедрять технологии симуляции (VRAR) в салонах. Клиент может зайти на сайт в салоне, смоделировать интерьер, получить объемную картинку и сделать предварительный расчет проекта. А в планах компании – создание электронного магазина-шоурума с виртуальными экспозициями.

В компании пояснили, что благодаря активному развитию e-com и работе отдела дистанционных продаж увеличилась посещаемость интернет-магазина «Ангстрем». В 2020 году сайт посетило более 20 млн человек, продажи выросли в 10 раз относительно 2019 года.

«Во время локдауна 2020-го, когда вся физическая розница «Ангстрем» была закрыта, интернет-продажи резко пошли вверх. Этому способствовал тот факт, что люди оказались «заперты в четырех стенах». Во время карантина квартиры стали одновременно выполнять функции офисов, детских садов, спортзалов. Самый большой рост заказов пришелся на кабинетную мебель – все стремились обустроить комфортное рабочее место для удаленки. Рост продаж был также обусловлен тем, что у людей были накопления на отпуск, а поездки отменялись. Эти средства охотно вкладывали в ремонт и приобретение новой мебели», – рассказали в компании.

Дальше – больше?

Какое же будущее ждет E-Commerce? Так, в «Ангстрем» вообще не прогнозируют каких-либо угроз в этой сфере в ближайшее время. «Людям понравилось приобретать онлайн, поэтому сейчас интернет-магазин продолжает активно развиваться. Продажи выше, чем до пандемии. Прогноз становится еще более оптимистичным, если вспомнить, что скоро состоится «Черная пятница», – уверены в компании.

Маркетолог и эксперт по маркетплейсам Анна Ковтун также считает, что E-Commerce сегодня – это отрасль, которая будет развиваться бурными темпами. «По прогнозам темпы роста отрасли вырастут до 2025 года в три раза. Нынешняя ковидная ситуация будет только способствовать этому. На рынке e-com вижу два перспективных направления. Это маркетплейсы и social commerce (использование социальных сетей в контексте интернет-продаж – прим. ред.). Рынок e-com в целом – очень привлекательный пирог, который делится с разных сторон. И высокая конкуренция здесь идет только на пользу. Российский рынок e-com только начал развиваться, если сравнивать его с Америкой и Китаем», – уверена госпожа Ковтун.

Аналогичного мнения придерживаются и в электронном дискаунтере «Ситилинк». «Рынок e-com будет продолжать активно развиваться. Covid-19 заставил покупателей обратить внимание на онлайн-шопинг, рост интернет-торговли был взрывным. Большинство региональных ретейлеров уходят на различные интернет-площадки и маркетплейсы, бум которых до сих пор продолжается. При этом в регионах тенденция к онлайн-шопингу менее заметна. Чем дальше населенный пункт находится от городов-миллионников, тем выше спрос на традиционные каналы торговли. В выигрышном положении сейчас находятся ретейлеры, которые развивают одновременно и офлайн, и онлайн-каналы. Омниканальность дает возможность клиенту выбрать для себя максимально комфортный вариант взаимодействия с магазином. Сейчас происходят существенные изменения в поведении покупателя. Он все чаще отдает предпочтение не товарной марке, а свойству товара. За бренд переплачивать готов не каждый, покупки становятся более обдуманными», – рассказал управляющий директор компании по ПФО и ЦФО Алексей Смольков.

Казалось бы, если эксперты пророчат светлое будущее онлайн-торговле, что может его омрачить? По мнению Анны Ковтун, небольшая угроза все же есть. «Угрозу вижу для мелких селлеров (продавцов – прим. ред.), которые хотят развивать собственные каналы онлайн-продаж: Instagram, свой интернет-магазин. Недостаточный уровень ресурсов не позволяет конкурировать с крупными за главные критерии и преимущества для клиентов: быструю и бесплатную доставку, скидки, простые возвраты. В противовес этому гиганты (Wildberries, Ozon, Яндекс) создают вокруг себя экосистемы, тем самым снижая нагрузку на привлечение клиентов», – пояснила госпожа эксперт.

Господин Смольков же считает, что основным риском интернет-торговли сегодня становится возрастающий процент кибермошенничества. По его мнению, сегодня возросло количество фишинговых сайтов, что является закономерным процессом при активном развитии e-com. Поэтому сегодня покупателям и ретейлерам следует внимательно проверять интернет-площадки.

Перспективы и еще раз перспективы – это главный вывод, к которому приходят эксперты и компании, говоря о E-Commerce. Это не удивительно. Причиной тому стал пинок от пандемии, которая, вероятно, еще не раз подтолкнет бизнес к созданию чего-то нового в сфере электронной коммерции.

Фото с сайта www.kuka.com

Комментарии 0
СМИ2
TOP100

Дегас Spa

Самое читаемое