Воронеж. 17.08.2022. ABIREG.RU – Эксклюзив – В России, как и в мире, наблюдается дефицит компаний по совершенствованию генов свиней. Одна из российских организаций, работающих в этом направлении, – «Отрада». Она может совершенствовать свою селекционную базу, не требуя импорта генов, что в современных условиях важно и ценно. Компания является эксклюзивным представителем и дистрибьютором «PIC Датские линии» в России, при этом весь бизнес ведется у нас в стране, где у организации 20% рынка. Как чувствует себя бизнес с европейским менеджментом в России, какими достижениями может похвастаться и какую «корпоративную религию» исповедует, рассказал генеральный директор липецкой «Отрады» Патрик Хоффманн.
– Вы много лет растете и развиваетесь в России. Расскажите, как и с чего всё начиналось. И какая производственная база на сегодня сформировалась у компании?
– Более 20 лет назад французский инвестор предложил мне возглавить первую в России современную реконструкцию свинофермы в Белгородской области. Работая во французской ядерной ракетной промышленности после окончания университета и рассматривая Россию (точнее, Советский Союз в то время) как врага, я счел, что вносить свой скромный вклад в установление прочных деловых связей было бы своего рода пренебрежением к истории между нашими двумя странами.
В 2005 году у меня появилась возможность начать свой собственный свиноводческий проект в Липецке при поддержке нескольких инвесторов. <...> Весной того же года были зарегистрированы компания «Отрада» (свиноводство) и компания «Евро Слатс» (строительные элементы для животноводства).
– Какие инвестпроекты реализует ваша компания и каковы их параметры?
– Бизнес-модель «Отрады» заключается в том, что компания по совершенствованию генов свиней занимается как генетической селекцией животных, так и их мультипликацией, чтобы предложить нашим клиентам действительно универсальное решение, какую бы генетическую стратегию они ни решили выбрать. То есть на каком бы уровне интеграции генетической пирамиды свиней они ни работали внутри компании. Хотя наша деятельность основана на датских линиях свиней, весь наш бизнес ведется в России.
У нас содержится 7 тыс. свиноматок – все чистопородные, в том числе 1,5 тыс. свиноматок в селекции. Для понимания: это примерно четверть размера всего селекционного стада Дании – одной из ведущих стран мира по совершенствованию генов свиней. Мы производим около 70 тыс. племенных животных в год. Все наши проекты по развитию сосредоточены на сегменте генетики свиней.
Стоит отметить, что деятельность компании вертикально интегрирована, чтобы застраховаться от волатильности цен на сырьевые товары – продукты земледелия и корма, а также минимизировать риски нашей системы свиноводства при забое свиней, которых мы производим, на наших внутренних убойных цехах.
– Патрик, расскажите подробнее о проекте строительства центра по передаче генов. В чем его суть?
– Совершенствование генов – это только первый шаг к созданию ценности для наших клиентов, то есть производителей свиней. Правильная и быстрая передача им улучшенных генов является следующей и не менее важной задачей. Пока, в отличие от других крупных стран, производящих свинину, в России гены передаются почти исключительно через животных. Это непродуктивно с точки зрения показателей эффективности выращивания и с точки зрения транспортировки, а также нецелесообразно с точки зрения биобезопасности. Правильный способ – делать это с помощью доз осеменения, то есть семени.
В этом вся цель нашего Центра по передаче генов (ЦПГ), который расположен в Становлянском районе Липецкой области и будет введен в эксплуатацию осенью этого года. Он рассчитан на 250 хряков, а в будущем размер центра будет удвоен. В планах «Отрады» построить еще три подобных животноводческих производства, чтобы лучше обслуживать наших клиентов на всей территории Российской Федерации.
В целом мы инвестировали около 300 млн рублей в этот объект, который имеет высочайшие стандарты биобезопасности и современное оборудование для контроля и упаковки семени. Компания будет заниматься логистикой внутренне. Это означает, что мы будем продавать дозы осеменения, самостоятельно позаботившись о доставке их к месту использования. Мы действительно хотим убедиться, что клиент получит то, за что он платит.
– Вы полностью обеспечиваете себя кормами или часть закупаете на стороне?
– Мы полностью вертикально интегрированная система, а это означает, что мы производим всё необходимое для кормления наших животных зерно на наших собственных полях. Наш внутренний комбикормовый завод с производственной мощностью 60 тыс. тонн в год загружен на 80%.
– Ожидаются ли трудности с кормовой базой в этом году?
– Некоторые ингредиенты, такие как премиксы и аминокислоты, поставлять в этом году сложнее, чем раньше, из-за нарушения логистических цепочек. Но в итоге мы справились с этим дополнительным уровнем сложности. Возможно, нам также придется платить за потребляемый белок – соевый и подсолнечный шрот – больше, чем раньше.
– Использует ли компания «Отрада» в животноводстве ГМО, стимуляторы роста и антибиотики?
– Я регулярно ем нашу свинину, как и все наши сотрудники. Последнее, что мы хотели бы делать, – это подвергать опасности свое здоровье и здоровье наших клиентов, используя неразрешенные добавки в корма или любые стимуляторы роста, как это делается в Северной Америке.
Кроме того, на всех наших фермах соблюдаются новейшие правила содержания животных, действующие в России, а также правила защиты животных, действующие в Европейском союзе. Мы убеждены, что, если вы хорошо обращаетесь с животным, оно отблагодарит вас своей продуктивностью. Наши показатели эффективности разведения свиней, кажется, свидетельствуют об этом утверждении.
– Вы производите 70 тыс. племенных свинок в год. Каков потенциал этого рынка в России и в мире?
– В России установлено около 2 млн продуктивных свиноматок (F1), а это означает, что ежегодно 900 тыс. из них необходимо заменять. Эти свиноматки требуют замены примерно 10 тыс. терминальных хряков в год.
«Отрада» продает не только F1, но и чистопородных животных, используемых для производства F1. В целом наша совокупная доля рынка составляет около 20% в России. Отмечу, что эта цифра не ошибочна, поскольку она не является результатом прямого деления – чистопородные животные, такие как прародители и прапрародители, имеют гораздо больший вес при расчете доли рынка, чем F1. Часть наших продаж идет на экспорт в соседние страны, такие как Казахстан, Беларусь, Грузия и Армения.
Важно отметить, что в России нет полноценной отечественной компании по совершенствованию генов. Таких компаний всего несколько в мире. Компания «Отрада» уже несколько лет сотрудничает с мировым лидером. Мы создали селекционную базу в России, которая не требует импорта генов из-за рубежа, чтобы продолжать совершенствовать гены нашей селекционной базы. Это уникальная ситуация в России.
– Как вы оцениваете уровень биобезопасности в России по сравнению с Западом и Европой? Где требования жестче?
– Россия очень рано столкнулась со вспышкой африканской чумы свиней, что вынудило страну и ее свиноводов быстро адаптироваться и разработать стандарты биобезопасности чрезвычайно высокого уровня. Не будет преувеличением сказать, что в большинстве стран Европы и уж точно в США нет ничего подобного.
Тем не менее в России всё еще есть многочисленные вспышки АЧС, в основном из-за того, что люди экономят на соблюдении стандартов биобезопасности. Репродуктивно-респираторный синдром свиней (РРСС) – еще одна серьезная проблема для любой системы свиноводства. Хотя и не так смертельна, как АЧС, она вызывает больше производственных потерь, чем последняя, поскольку передается воздушно-капельным путем, что усложняет защиту ферм от нее, так как требует очень специфических систем вентиляции – так называемых систем вентиляции избыточного давления.
– На основе каких принципов вы формировали команду? Легко ли находить квалифицированные кадры?
– Конечно, хорошо подготовленных людей найти непросто, особенно в такой специфической сфере бизнеса, как животноводство. Поэтому большинство наших высококлассных специалистов проходят внутреннее обучение. Внутреннее продвижение действительно является мощным инструментом в нашей организации.
Наш бизнес представляет собой особо ценную нишевую деятельность, поэтому нам нужны выдающиеся люди для управления им, а это означает, что мы платим очень хорошие зарплаты для привлечения талантов. Мы занимаем первое место по средней заработной плате сотрудников среди всех компаний Липецкой области уже 15 лет подряд. Второе обычно отстает от нас на 20% и более.
Хотя деньги – это важно, это еще не всё. Мы обеспечиваем очень стимулирующую среду для наших сотрудников, основанную на программах интенсивного обучения. Например, все – от директора до оператора – могут заниматься английским языком за счет компании в рабочее время. Поскольку большая часть знаний в нашей отрасли доступна на английском языке, мы считаем, что это очень хорошая инвестиция для «Отрады».
Создание команды – это не только технические компетенции и обучение. Это также касается общего набора ценностей. Я бы отметил честность и прозрачность, предприимчивость, преданность клиентам, ощущение себя частью целого.
– Что вам приносит наибольшее удовлетворение в работе?
– Постоянное повышение качества (во всех смыслах этого слова) нашей команды, несмотря на естественный поток уходов порой ключевых людей. Это означает, что созданная нами система, ставящая команду выше личности, работает.