Up

HeadHunter

Новые автобусы и субсидии перевозчикам: глава Департамента промышленности и транспорта Воронежской области Александр Десятириков о помощи отрасли

Воронеж. 10.11.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Реализация транспортной реформы в Воронежской области пришлась на довольно непростой период для экономики: пандемия, снижение пассажиропотока, ухудшение финансового состояния перевозчиков, а следом мобилизация, которая сократила число и без того «дефицитных» водителей и добавила обременений бюджету. Тем не менее реформа продолжается, приносит свои плоды, а власти оперативно корректируют мероприятия, подстраиваясь под нынешние экономические реалии. Руководитель Департамента промышленности и транспорта Воронежской области Александр Десятириков рассказал «Абирегу» о перспективах роста тарифа на перевозки и появлении карты «Тройка», а также о том, почему в районах области предпочитают пазики.

– Транспортная реформа длится уже несколько лет. Насколько вы довольны ее реализацией и какие достижения считаете ключевыми?

– Не могу сказать, что на 100% доволен ходом реформы, но позитивные изменения однозначно есть. Самое масштабное событие прошедшего периода – это переход на контрактную систему организации транспортного обслуживания. В основе системы – жесткие требования к перевозчикам в части обновления подвижного состава и качества обслуживания в целом. Переход на контрактную систему совпал с пандемией, которая осложнила ситуацию в экономике, банковской сфере. Поэтому не всё в процессе перехода на контракты прошло гладко, приходилось подстраиваться под обстоятельства. Сейчас начинаем эту систему корректировать, изменения нужны достаточно серьезные. Кроме того, планируем наращивать объемы финансирования отрасли, потому что в текущих экономических условиях без дополнительного государственного субсидирования она будет стагнировать. Этого допустить, конечно, нельзя. Губернатор области Александр Гусев пристально следит за тем, чтобы транспортная доступность для жителей региона двигалась исключительно в сторону улучшения.

– А что жители области думают о ситуации в отрасли? Проводите мониторинг?

– Безусловно. У нас есть управление по работе с обращениями граждан. Именно туда поступают жалобы, которые мы рассматриваем и берем в работу. Для анализа этих жалоб назначен отдельный сотрудник. Каждое сообщение от жителей мы обрабатываем, и, если речь идет о нарушении со стороны перевозчиков, на компанию накладываются штрафные санкции. Здесь мы не церемонимся. У нас каждый автобус оборудован системой ГЛОНАСС, поэтому отследить количество автобусов на линии, временные интервалы движения – всё это достаточно легко. В контрактах указаны четкие правила работы. Их нужно соблюдать неукоснительно. Есть компании, которые нарушают эти правила систематически. От услуг таких перевозчиков мы постепенно отказываемся. В целом в текущем году динамика позитивная – количество жалоб снижается. Но наша цель – их минимизировать, естественно.

– От чего зависит удовлетворенность жителей? В первую очередь на что они обращают внимание?

– Конечно, на подвижной состав. Характерный пример – областной центр. Там перевозчики самостоятельно закупают новые автобусы, для МУП «Воронежпассажиртранс» закупка ведется за счет бюджета. Автопарк обновляется почти беспрерывно. В августе на баланс МУПа поступили 63 новых автобуса с климат-контролем. В текущем году ожидается еще одна масштабная поставка машин большой вместимости. Все эти машины ездят по городу. То есть не заметить такие преобразования невозможно.

– А если говорить о межмуниципальном транспорте? Уровень городского всё же на порядок выше...

– Вслед за городской транспортной системой совершенствуется и межмуниципальная. Наши региональные частные перевозчики также достаточно активно обновляют транспорт за свой счет. Государственным, по примеру «Воронежпассажиртранса», помогает обновляться бюджет. Мы сейчас планируем закупку новой партии автобусов – более 50 машин должны поступить в ноябре. То есть ситуация с межмуниципальными перевозками тоже довольна позитивная. Кроме того, закупаем транспорт по желанию районов. Это в основном автобусы ПАЗ, потому что для районов этот вариант универсален: проходимость высокая, ремонтопригодность – тоже. Если город от них отказывается, то в районах альтернатив им пока немного.

– То есть пазик в районах почти как внедорожник?

– Пока так. Но мы на сегодня активно работаем с районами в направлении улучшения дорожно-транспортной системы. И там, где дорожное полотно обновлено, мы приобретаем уже газель Next. А в те районы, где дорожные условия еще неидеальны, будем всё-таки покупать пока пазики.

– Межмуниципальный транспорт также оснащен всеми технологичными устройствами – ГЛОНАСС, терминалами безналичной оплаты, видеонаблюдением и т.д.?

– Конечно, у нас весь транспорт оборудован системой ГЛОНАСС. Что касается видеонаблюдения, то оснащение автобусов камерами находится в заключительной стадии. Мы планируем, что до конца года порядка 70% всех машин будут оборудованы ими. Да и в целом сейчас закупаются только те машины, которые оборудованы всеми необходимыми техническими системами, включая видеонаблюдение. Более того, в этом году региональные власти начнут компенсировать стоимость установленного оборудования частным перевозчикам. Планируем в ноябре уже приступить к выплатам, на эти цели в бюджете предусмотрено порядка 200 млн рублей.

– Активно шли разговоры о возможности внедрения в нашем регионе системы оплаты «Тройка», как в Москве. Каковы всё же перспективы этого проекта?

– Тут достаточно сложная ситуация, связанная с тем, что правовая основа для введения единой системы оплаты на территории всего региона пока не готова, потому что муниципальные районы, город Воронеж и другие городские округа контролируют перевозки внутри своего муниципалитета, а за межмуниципальные перевозки отвечает департамент промышленности области. Если мы, условно говоря, организуем такую систему для всех, то превысим свои полномочия. Москва же – это отдельный субъект, то есть профильные структуры власти реализуют этот процесс в рамках города, не превышая своих полномочий. Мы неоднократно обсуждали эту проблему, вели переговоры с операторами системы, но пока не пришли к единому видению решения этого вопроса. Но работу не останавливаем.

– Начать внедрение, например, с областного центра тоже не выйдет?

– К сожалению, нет. Тогда получится так, что часть транспорта, которая курсирует в пределах города, будет поддерживать оплату единой картой, а тот транспорт, который является межмуниципальным и просто заезжает на территорию города, уже нет. Необходимо, чтобы система охватывала всех.

– Каждый год стабильно возникают обсуждения необходимости повышения тарифа на проезд в Воронеже, так как он один из самых низких в ЦФО и не способствует реализации полноценной инвестиционной компании со стороны перевозчиков. Каково ваше мнение по этому вопросу?

– На самом деле эта история долгая и тяжелая. Трудно было ввести дифференцированный проезд, чтобы большая часть наличного оборота ушла в безналичное поле. Но мы справились. Теперь система более прозрачна, и это значительное достижение. У нас есть несколько видов тарифов: в Воронеже (21 рубль при безналичной оплате и 23 рубля при наличной – прим. ред.) и в районах, где есть привязка к километру транспортной работы. Так вот этот районный тариф мы не повышали с 2019 года. Расчеты по новому тарифу для межмуниципальных перевозок уже есть. Вопрос в том, что если мы эти расчеты реализуем в рамках нового тарифа и не поменяем при этом стоимость проезда для пассажиров, то должны будем компенсировать предприятиям межтарифную разницу. Это уже весьма существенные затраты для бюджета. На сегодняшний день неправильно увеличивать нагрузку на бюджет, потому что в текущей экономической ситуации он очень сложно наверстывается. Поэтому до конца года мы вряд ли будем рассматривать новый тариф для межмуниципальных перевозок. Что касается перевозок внутри муниципалитетов, то есть в том же Воронеже, отстоять новый тариф в 26/28 рублей (рост на 20% – прим. ред.) в профильном управлении перевозчикам пока не удалось. Специалисты не увидели оснований. В целом я это мнение поддерживаю. Если есть необходимость в повышении тарифа, то эти цифры вполне четко можно обосновать. Мы пока этих обоснований не видим.

– Некоторые перевозчики выступают за бОльшую дифференциацию, например, 21 рубль при безналичной оплате и 27 рублей – при наличной. Это, по их мнению, должно перевести потоки в «безнал» почти полностью и способствовать полной прозрачности системы. Что вы думаете о таком предложении?

– Оплата наличными – действительно определенная угроза для движения, водитель отвлекается. Безналичная оплата гораздо удобнее. Но по законодательству мы обязаны предусмотреть наличный и безналичный варианты. Дифференциация действительно позволяет немного разгрузить водителей, но не все перевозчики поддерживают идею ее увеличения. Оснований мы пока тоже не видим.

– Довольно чувствительна для воронежцев и перевозчиков была перестройка маршрутной транспортной сети в городе. Насколько это действительно необходимо?

– У нас есть документ транспортного планирования, подготовленный РосдорНИИ. Там говорится, что магистральные маршруты, то есть по основным улицам, должны обслуживаться автобусами большой вместимости, а так называемые «довозные» маршруты должны обслуживаться небольшими машинами. Но если вы выйдете на остановку в час пик, то увидите, что там один ЛиАЗ «облепили» пять газелей. И пока, к сожалению, взаимопонимания с владельцами автобусов среднего и малого класса по этому вопросу нет.

То есть перестраивать маршрутную сеть однозначно надо, мы этим занимаемся, но здесь очень много довольно «чувствительных» моментов. Нельзя сегодня резко прекратить движение и завтра начать по-новому. Необходима плавная перестройка, чтобы и для участников рынка, и для пассажиров этот процесс прошел с минимальными неудобствами.

, 12:13
Комментарии 0
СМИ2
TOP100

Дегас Spa

Самое читаемое