Воронеж. 28.12.2023. ABIREG.RU – Аналитика – Рынок российского автопрома является одним из самых прибыльных и востребованных. В его развитие вкладывают миллиарды бюджетных рублей. «Абирег» вместе с руководителем издания CarzClub.ru Алексеем Шамариным решил разобраться, как сегодня обстоят дела в отечественном автопроме, сможет ли эта отрасль когда-нибудь стать для страны прорывной и стоит ли пересаживаться на автомобили липецкого «Моторинвеста».
Автоэксперт рассказал «Абирегу», что на российском автомобильном рынке сейчас несколько странная ситуация. «Мы слышим громогласные обещания экс-министра транспорта Максима Соколова (ныне глава «АвтоВАЗа»), что мы будем выпускать новые автомобили. Но все же прекрасно знают, что сегодня российский автопром – это, по сути, китайский автопром, на который условно клеится табличка «Лада». То же самое происходит и с липецким «Моторинвестом», и с «Москвичом». В частности «Моторинвест»... Это ведь даже не крупноузловая сборка, это не пойми что. Но это всё госинвестиции, а они подразумевают большую возможность проведения рекламной и пиар-кампании. Но если я когда-нибудь буду покупать себе электромобиль, то Evolute будет последней моделью, которую я буду в принципе рассматривать.
С «Москвичом» (он же JAC) тоже ситуация непонятная. От компании было много громогласных заявлений по производству, но на самом деле там все сидят на пятой точке ровно, потому что автомобили эти, по большому счету, никому не нужны. Их покупают только госструктуры. Поэтому сказать, что ситуация на авторынке позитивная или негативная... Сегодня она просто никакая», – рассказывает господин Шамарин.
Но если сегодня автопром России – это, по сути, автопром Китая, то возникает вопрос: а могут ли другие страны также активно поглощать российский автомобильный бизнес? «Для Китая Россия сегодня – это непаханое поле. Эта страна делает всё, чтобы завоевать ключевые позиции именно здесь. Россия – это всё равно страна третьего мира, и автомобилизация здесь не будет развиваться так, как в странах Западной Европы. У китайцев сейчас огромное количество технологических автомобилей, и они ничем не уступают, а где-то даже превосходят европейский автопром. Наши власти предлагали иранский автопром ввозить в Россию, но это, честно говоря, даже не смешно.
Что касается китайского автопрома, на российском рынке он представлен тремя крупными брендами. Я их называю большой китайской тройкой: Haval, Chery (с ее множеством суббрендов) и, конечно же, Geely. Эти компании действительно делают отличные автомобили, по нормальным ценам, которые конкурируют с ушедшими западными компаниями. Даже когда еще западные автомобили были на рынке, китайский автопром очень активно завоевывал российского потребителя. Если бы нам не помогли эти три крупных бренда, мы бы до сих пор ездили на том, что у нас осталось, либо ввозили бы серый импорт, который сейчас тщательно пытаются убрать. Естественно, конкуренты никому не нужны, а государству тем более.
Всё остальное, что сейчас хлынуло на российский рынок, включая серый импорт, это всё ни о чем. Тем не менее выбор какой-никакой здесь есть. Поэтому в целом мы делаем один шаг вперед, а два – назад», – считает Алексей Шамарин.
Но если говорить непосредственно про российский автопром, то, по мнению автоэксперта, он далек от совершенства. Так что же он сегодня собой представляет? «Это производство автомобилей уровня начала 2000-х. Мы начали возвращаться к экологическому стандарту Евро-5. Но это происходит по невменяемым ценам – больше 1 млн рублей стоит та же Lada Granta, которая вообще далека от мировых стандартов автомобилизации.
Но всё равно нужно признать, что Россия, несмотря на все свои заслуги и на богатую историю, никогда не была и не будет автомобильной державой. Для этого нам нужны свои технологии, а их у нас нет. Но мы можем позволять здесь иностранцам строить заводы и выпускать автомобили, собранные из иностранных запчастей. Это наш путь, его не стоит стесняться и как-то стыдиться, потому что к нам приходили компании с огромным портфелем технологий, которые были готовы выпускать на российской земле свои автомобили, и это было и будет нормально», – пояснил господин Шамарин.
Целый ряд федеральных экспертов отмечает, что, даже несмотря на завышенные цены, люди всё равно покупают отечественные автомобили. Только по данным воронежского отделения Банка России, с января по октябрь 2023 года жители региона взяли автокредитов на сумму более 15 млрд рублей. А это в два раза больше, чем за аналогичный период 2022 года.
«Люди берут эти автомобили в кредит, значит, они востребованы. Только Lada Granta в этом году поставила рекорд по продажам – продано более 1,5 млн автомобилей. А как не поставить, если народ ждет дешевых машин? Сейчас хороший автомобиль стоит порядка 3 млн рублей, а Lada – от 1 млн до 2 млн рублей в зависимости от степени жадности дилера», – пояснил автоэксперт.
Что касается прогнозов, то они достаточно простые. По словам господина Шамарина, на российский рынок зайдет еще больше китайских брендов. А что касается российских производителей, то здесь будут происходить незначительные изменения, например обновление модельных линеек, добавление новых опций и, возможно, падение цен на авто из-за увеличившегося спроса на них.