Воронеж. 26.05.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив - Один из самых закрытых бизнесменов Воронежской области раскрыл секреты того, как его хозяйство добивается рекордных урожаев, и получает «в убыточном» сельском хозяйстве миллиардные прибыли. В начале пути, когда посевная площадь составляла 28 га, и по сей день в распоряжении компании техники вчетверо больше, чем нужно физически. Это дает возможность работать без надрыва и оставлять даже крупных конкурентов далеко позади по показателям урожайности. Секрет успеха банален и прост: соблюдать все правила растениеводства, согласно технологиям, концентрировать у себя самые лучшие земли и кадры и – принципиальный момент - вести только белую бухгалтерию. О премудростях выращивания сложной, по мнению аграриев, культуры - сахарной свеклы, а также о своих планах, как бизнесмена, так и политика в эксклюзивном интервью «Абирегу» рассказывает глава «КФХ ИП», депутат Воронежской облдумы и член Гражданского собрания «Лидер» Александр Князев.
- Многие участники рынка замечают, что, находясь приблизительно в равных условиях с вашими прямыми конкурентами, вы умеете получать гораздо лучший результат, чем все остальные. Как вам это удается, в чем секрет?
- Все полученные финансы, согласно декларации о доходах, мы вкладывали в производство. В последние годы наше хозяйство производит продукции на сумму более 1 млрд рублей, полученная прибыль полностью вложена в развитие - новую технику, ремонт помещений, модернизацию оборудования. Пусть лучше у меня будет лишний комбайн Lexion 770 стоимостью порядка 600-700 тыс. евро, или 50 млн рублей. Такая качественная и современная техника позволяет контролировать весь технологический процесс. Я могу наблюдать на мониторе, с какой скоростью идет машина, с какими затратами и какой нагрузкой. Естественно со всей этой суммы были выплачены налоги.
Кстати, многие написали про то, что я самый богатый депутат согласно декларации. Но ведь это не мои личные доходы, а моего Крестьянско-фермерского хозяйства. Цифры такие большие, потому что это доходы бизнеса. Однако никто не написал, что с этого дохода, только мое предприятие заплатило в Хохольском районе, где оно зарегистрировано, 43 млн рублей подоходного налога. Считаем, куда пойдут эти средства: пусть 39% останется в районе, 10% будет направлено в доход бюджета поселка, и 51% пойдет в региональный бюджет.
Получается, что только платежи нашего хозяйства составляют порядка 30% подоходного налога районного бюджета, которые поддерживают высокие темпы социально-экономического развития всего района.
- Почему вы выбрали в качестве формы собственности ИП, а не ООО?
- Дело в том, что мы начинали работать на площади в 28 га. Заниматься растениеводством нас вышло восемь человек, каждый с долей 3,6 га земли. Не было ради чего ООО открывать. С каждым годом площади понемногу увеличивались. А сейчас я не вижу смысла менять форму собственности. Все устраивает.
- То есть доходность ваших земель изначально была выше?
- Постоянно. По сахарной свекле показатели превышали в 2-2,5 раза от средней урожайности по стране.
- За счет чего? У вас есть какая-то секретная молитва?
- (Смеется) Изначально мы покупали действительно самые лучшие земли. Сейчас 85% ее оформлена нами в собственность. А самое главное - мы собрали самых лучших механизаторов из нескольких районов.
- Сначала вы выстроили систему производства, позволяющую получать стабильный доход, а теперь вкладываете средства в расширение и улучшение инфраструктуры?
- Да. Чиним крыши, облагораживаем здания. За десять лет купленное нами в плачевном состоянии хозяйство «Великий Октябрь» мы на 60% перестроили, а также облагородили территории. Сейчас занимаемся прокладкой асфальта... в поля.
На большинстве территорий между полями у нас проложен асфальт. Поэтому в период дождей на сахарные заводы поступает только наша свекла, так как «Камазы» других хозяйств не имеют возможности подъехать на загрузку. Соответственно, заводы заполняют свой производственный объем нашей сельхозпродукцией. В 2011 году из-за непогоды у многих свекла осталась в поле. Представляете, сколько денег нам вернул асфальт?
По Хохольскому району осталось проложить асфальт на протяженности участка всего в 11 км, по остальным полям дорожное покрытие уже есть. Такого даже в Европе нет, там участки покрывают мелким щебнем.
- За счет чего вам удается получать такие хорошие результаты по урожайности?
- Весь секрет, как я уже сказал, - в надежных механизаторах. Качественно и вовремя посеять, убрать урожай и не сгубить дорогостоящую технику – вот и хороший результат обеспечен. У многих соседей за шесть лет пришли в негодность комбайны. У меня же есть десятилетний комбайн, который еще свеж - и с внешней стороны, и с технической.
- Вы получили возможность привлечь лучших, но изначально же был какой-то секрет, или вы просто удачливы?
- Мы реально работали. Не буду говорить, что 24 часа в сутки, но часов по 18 в день – точно. Причем, мне это нравилось. Я специалист в растениеводстве, это мое. И потом - я никогда не жалел денег на земельные технологии. Между прочим, знаю, что говорю, - все на этом экономят. Нужно внести 1 тонну азафоски под сахарную свеклу, кто-то вносит 8 центнеров, кто-то - 6, а кто-то считает, что и двух центнеров - за глаза. Если нужно землю четыре раза в год обрабатывать гербицидами по сахарной свёкле, то мы соблюдаем эту норму. Если же обработать, допустим, всего два раза, то все равно проскочит сорняк, который сократит долю урожайности. Отмечу, многие физически не могут обработать землю теми же гербицидами из-за отсутствия нужных технических агрегатов.
- То есть ваш секрет не хитрый – соблюдать все правила.
- Да. Отмечу также, что основной объем сахарной свеклы – порядка 70% - у нас идет на Хохольский сахарный завод «Продимекса». Компания уже два года модернизирует Перелешинский сахарный завод (инвестиции составили 900 млн рублей – «Абирег»), мощность которого возрастет до 4,5 тысяч тонн переработки. В следующем году компания планирует начать модернизацию Хохольского сахарного завода для увеличения его объемов переработки в два раза - до 6 тыс. тонн.
- Прибыль вы получаете хорошую, компания окупается, техники тоже полно. В каком направлении тогда развиваться дальше?
- Мы стремимся поддерживать приоритеты государства. Смотрите, размер субсидий на технику для производства сахарной свеклы в разные годы составлял от 15 до 50%. Мы всем этим пользуемся. Систему орошения мы создали, прежде всего, за счет того, что государство сейчас компенсирует 50% затрат. Как только мы узнаем о какой-либо программе господдрежки, тут же стараемся в ней поучаствовать. В свое время нам компенсировали 15% на покупку импортной техники, хотя при других условиях, возможно, мы ее не стали бы приобретать. Так же дело обстояло и с орошением. Сегодня мы выигрываем, в частности, за счет купленной ранее техники, которая выросла в цене из-за взлета курса доллара и евро.
- По кредитам вы рассчитались?
- Кредиты есть. Но объем заемных средств не большой. С одной стороны, кредиты подстегивают на дальнейшее развитие, поэтому их однозначно нужно брать. С другой стороны, они для нас нулевые. Мы берем их под 14-15% годовых. Но с учетом того, что две трети ставки рефинансируются и 3% государство компенсирует нам по животноводческому направлению, которое тоже у нас представлено, в чистом виде остается погасить максимум 5% годовых. Согласитесь, для двух-трехлетнего кредита - это копейки.
- Почему вы не занимаетесь строительством теплиц. Говорят, очень модная и актуальная тема, причем, хорошо субсидируемая?
- У нас в районе нет свободного электричества. Для 1 га теплиц необходим 1 МВт электричества – это очень много. Пока воронежская атомная станция запустит новый энергоблок, пройдет еще несколько лет, и что мне прикажете делать со своими теплицами все это время?
Мы занимаемся своей культурой. Сахарная свекла у нас качественная, без сорняка. Еще пять лет назад мы проверили за год 8 видов гибридов сахарной свеклы. Вряд ли кто-то еще этим занимался.
- Я так понимаю, мы полностью зависим от других стран в плане поставки семян и техники?
- У нас есть неплохие по соотношению «цена-качество» производители техники - «Россельмаш», «Камаз» и другие. На мой взгляд, сегодня целесообразно вкладывать инвестиции именно в эти предприятия, чтобы они становились современнее, рентабельнее. По-моему, тратить деньги на то, что мы безвозвратно потеряли, не рационально. Проще закупать все это за границей. К сожалению, наша страна утратила селекционные центры по сахарной свекле. Конечно, еще можно собрать ученых, вложиться в это дело, но есть ли смысл? У нас очень много ячменя, озимой пшеницы. Кто не дает заниматься этими направлениями, чтобы окончательно их не потерять? Ведь сюда необходимо немного вложить, а в развитие селекции сахарной свеклы – 100%.
- Что ваша компания будет представлять через пять лет?
- Зачем смотреть так далеко? Думаю, заасфальтируем все подъездные пути к полям, завершим создание системы орошения, построим овощехранилище, усовершенствуем переработку. Кроме того, через два года мы серьезно повысим заработную плату. Когда техника вся есть, производство налажено, легче заниматься социальной сферой. Наш работник сегодня может взять путевку за наш счет в любой санаторий страны. Главное условие для получения этой привилегии – чтобы человек не выпивал и не курил в течение всего сезона. Благодаря запрету на курение, отказаться от этой вредной привычки сумело 18 человек, хотя некоторые из них курили по три пачки сигарет в день. Не вижу смысла отправлять специалиста лечить легкие, если он много курит. Изжиты случаи пьянства на рабочем месте.
- Серьезное достижение. Я думал, для работника сельской местности злоупотребление алкоголем – самая главная проблема.
- У нас трудятся серьезные механизаторы. Они получают высокую зарплату и не хотят ее лишаться. Ведь деньги они получают поэтапно в течение сезона.
- Вы заканчивали бизнес-школу? Откуда такие профессиональные подходы?
- Я детально знаю специфику работы каждого вида сельхозтехники, ведь с 14 лет начинал рулить на ней в качестве помощника. Прошел все должностные ступени, начиная от самой низшей. Работал в колхозе и завучастком, и мелиоратором, и агрономом-семеноводом, и снабженцем, и главным агрономом.