Воронеж. 12.11.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Строительный бизнес занимает особое место в городском хозяйстве Воронежа. Это прекрасно видно на примере 2018 года, когда в столице Черноземья было возведено 1,11 млн кв. м жилья. Учитывая подобный масштаб деятельности застройщиков, простые горожане не всегда хотят видеть тот или иной объект у себя под носом. Соответственно, протесты, пикеты и прочие проявления недовольства – далеко не редкость. И зачастую активистам удается добиться результата – либо переноса стройки на другое место, либо полного ее закрытия. При этом редкий митинг обходится без участия политических структур. Как правило, партии и отдельные активисты, расталкивая друг друга локтями, спешат заступиться за несчастных местных жителей. И, что характерно, не всегда бескорыстно.
Бунтуют все!
В течение последних лет в Воронеже имело место несколько громких дел, связанных с протестами против строек.
Например, в 2017 году инициативная группа местных жителей «торпедировала» стройку по адресу Ленинский проспект, 201, где вместо обещанного досугового центра возводилась очередная высотка. Протесты дали результаты спустя несколько лет – стройку сначала заморозили, а затем, когда в дело вмешался губернатор, объекту было решено вернуть первоначальное назначение.
В том же 2017 году разразился скандал вокруг одной из «проблемных» стройплощадок по улице Хользунова, на которой возводился ЖК «Чайка». Почти сразу же на горизонте возникли политические силы в лице регионального отделения ЛДПР. Они развернули бурную деятельность по сбору подписей против строительства. Кроме того, в планах фигурировал созыв общегородского митинга.
Следует особо отметить, что если бы стройку действительно прикрыли, это привело бы к появлению новых обманутых дольщиков, с чем в нашей стране повсеместно борются. Это как раз и возмутило покупателей квартир в строящемся доме. Они пришли на митинг, но уже со своими требованиями. Осознав, что ситуация выходит из-под контроля, председатель реготделения ЛДПР… просто натравил на дольщиков полицию. Дескать, их присутствие на протестном мероприятии не было согласовано. Решение, гениальное в своей простоте.
Весной и летом текущего года по городу прокатилась новая волна протестных акций. Сначала под прицелом активистов оказался многоэтажный жилой комплекс в микрорайоне «Березовая Роща». И здесь тоже не обошлось без «оппозиционных» политиков.
Сначала акции поддержал депутат Воронежской городской Думы от «Справедливой России» Артем Рымарь – он организовал собрание граждан, участники которого записали видеообращение к президенту. Затем в дело вмешалась КПРФ. Ее представители направили запросы в органы власти, а руководитель фракции Андрей Рогатнев поднял вопрос во время отчета губернатора. Последний обещал разобраться. Параллельно с этим в ход пошли разного рода петиции и прочие атрибуты протеста. Были даже далеко идущие планы о включении «Березовой Рощи» в зеленый пояс Воронежа. В итоге, правда, стройка завершилась успешно (для застройщика).
Еще один пример, когда протестующим удалось добиться успеха – история с ООО «Стройфинанс», которое возводило жилой дом на пустыре рядом с Лизюкова, 50а. Главная претензия жителей близлежащих домов – в случае реализации проекта исчезнет так называемый зеленый островок, где якобы любят проводить время местные жители. Разногласия переросли в скандал, который вызвал шумиху в прессе – 9 июля инициативная группа вышла на пикет у Никитинской библиотеки, чтобы отстоять «сквер».
Тут следует отметить, что уже много лет этот участок был заброшен. А планом застройки предусматривалось полное его преображение – создание всей необходимой инфраструктуры для отдыха граждан (дорожки, скамейки и прочее), а также компенсационное озеленение. На близлежащих территориях должны были быть посажены клены и липы – всего около 100 деревьев.
Тем не менее приведенные выше доводы не нашли отклика у противников стройки. В итоге стороны договорились о том, что мэрия получит участок в муниципальную собственность, а застройщику дадут другую землю.
«Наша компания однажды столкнулась с [противодействием местных жителей]. Мы занимались строительством дома, а рядом, на придомовой территории, стояло частное владение пенсионерки. Дом пожилой женщины не мешал стройке, просто разумнее было договориться с ней, чтобы придомовая территория у новостройки была больше. Ну и эстетичнее смотрится, когда нет такой врезки со старым частным домом рядом с новым, многоквартирным. Однако на более чем щедрые предложения домовладельца пенсионерка не ответила согласием, хотя даже не было точно понятно, живет ли она там постоянно. В итоге оставили этот частный дом как островок. Всё, что было возможно построить вокруг этого «оазиса», – построили», – делится историей руководство компании ЖБИ-2.
Заметим, что катализатором усиления протеста всегда являются СМИ, которые любят подхватывать информацию о конфликтах. По неписаному закону жанра, журналисты почти всегда встают на сторону «униженных и оскорбленных» якобы обычных жителей. Рыть историю до конца и пытаться выяснить, кто стоит за простыми бабушками, мало кто пытается. Например, несколько лет назад многие жители улицы 9 января активно выступали против строительства крематория. Как это часто бывает, вброс информации в духе «будут сжигать прямо под окнами» подействовал, и жители взбунтовались. И никто, конечно, не стал вникать в тонкости проекта, который предполагал строительство объекта чуть ли не в километре от ближайшего дома. Ходили упорные слухи, якобы фейковые вбросы информации делали представители одной известной строительной компании, которые боялись, что в этом районе подешевеют их квартиры. Таким образом, компания просто хотела переноса строительства крематория в другое место.
Чего хотят активисты?
Последняя известная история – недострой, который могут снести по адресу Марата, 2а (возводит ООО «Терра»). Департамент имущественных и земельных отношений (ДИЗО) настаивает на сносе части дома и металлической ограды. Якобы они возведены незаконно. По словам же представителей компании, строительство «ведется в полном соответствии с проектной и разрешительной документацией». При подобном раскладе дело просто не могло не дойти до суда, что впоследствии и произошло.
Отметим, что в данном случае нельзя просто так снести часть здания – пострадают несущие конструкции, отчего дом придется демонтировать целиком. А это приведет к ущемлению интересов дольщиков, которые уже приобрели квартиры. Первые из них были зарегистрированы, когда степень готовности объекта составляла 30 %, что соответствует закону (214-ФЗ).
Первоначальное судебное заседание по иску ДИЗО состоялось в конце мая, на него были приглашены представители администрации и дольщики. Туда внезапно пришли воронежские активисты, выступающие против строительства дома. Их «предводителями» считаются Александр Татаринов и Илья Толстой (хотя последний попросил «Абирег» не называть его «общественным активистом»). Предположительно, именно из-за постоянных жалоб первого и могли возникнуть трудности со строительством дома.
В конце сентября к борьбе вокруг дома подключился скандально известный общественник Константин Квасов. По словам очевидцев, несколько человек во главе с ним растянули перед зданием суда традиционные протестные плакаты.
Господин Квасов причастен к множеству протестных инициатив в городе, связанных с жилой застройкой и другими сферами бизнеса в городе. В его «послужном списке» – митинги против ЖК «Чайка», пикеты против дома на Пушкинской и другие.
Позиция активиста довольно странная: он выступает против проведения дополнительной экспертизы, о которой ходатайствовала компания «Терра». Экспертиза, по его мнению, только затянет дело. Его «братья по цеху» придерживаются той же позиции.
«Жителей беспокоит, что проект будет реализован, если удастся отстоять право собственника на землю», – заявил общественник. Однако он признал, что если суд примет решение о демонтаже здания, «добросовестные дольщики» действительно пострадают. (Тут уместно будет вспомнить знаменитую фразу Анатолия Чубайса: «Ну, вымрут 30 миллионов. Они не вписались в рынок».)
Какую опасность несет само строение, остается загадкой, ведь ни о каких нарушениях речи не идет – компания получила разрешение на строительство в 2016 году. Планировалось возвести дом высотой в семь этажей, и застройщик намерен довести проект до конца, удовлетворив требования дольщиков.
При этом стоит подчеркнуть, что «Терра» не теряет надежду решить проблему мирным путем – для этого, по словам представителей компании, имеются все предпосылки.
Капитал политический и не очень
Мотивацию действий со стороны общественников застройщики предпочитают не комментировать.
Тем не менее, вспомним один любопытный факт: в прошлом году господин Татаринов метил в мэры города, однако его инициатива не увенчалась успехом. В начале этой статьи уже упоминалось, что среди членов всевозможных политических партий стало модным заступаться за местных жителей. Зачем? Вопрос риторический.
Вспомним также случаи, когда в похожих ситуациях похожие общественники посредством жалоб, исков и митингов создавали проблемы застройщикам. При этом после некоторой «благодарности» со стороны последних «поиски справедливости» волшебным образом прекращались.
«У нас был похожий прецедент в Саратове. Нам предъявили претензию, будто часть участка, на котором велось строительство, была куплена нами незаконно. Но, представив необходимые документы, мы выиграли все суды по этому делу. Чтобы обезопасить себя от подобных вещей, нужно проводить серьезный юридический аудит земельного участка, обязательно анализировать права его приобретения, «поднимать» всю историю: кем и как он был приобретен до вас, прошла ли оплата и так далее», – советуют в ГК «Крайс».
Заметим также, что общественник Константин Квасов недавно заявил о своих политических притязаниях на местный парламент в 2020 году. Как говорил классик? «Совпадение!»