Воронеж. 09.12.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Подрядчик провалил эксперимент по выходу правительства Воронежской области в социальные сети – первый вирусный видеоролик вызвал резкую критику среди жителей и участников рынка, следует из обсуждения этой темы в социальных сетях и мессенджерах. По мнению экспертов, данная ситуация может превзойти эффект от скандала с «золотыми парашютами», когда чиновники ушли на пенсию на 1 день, а потом вернулись к работе и теперь получают и государственные пенсии, и зарплаты.
Видеоролик под названием «Куда делись 14 миллионов воронежских кирпичей?» был опубликован на YouTube 3 декабря. На момент написания этого материала видео набрало 8,78 тыс. просмотров, 326 лайков и 104 дизлайка.
По сюжету в начале ролика к трем рабочим подходит их руководитель и дает распоряжение заканчивать обеденный перерыв на 20 минут раньше, так как поступил крупный заказ на 14 млн кирпичей. После этого возмущенные рабочие обсуждают тяжелые условия труда, переработки без доплаты и ночные смены. Они идут к руководителю и высказывают ему претензии по поводу загруженности. Однако получают ответ, что 14 млн кирпичей нужны для строительства школ, больниц и детских садов. В конце ролика появляется отчет о том, сколько детских садов и школ было построено в регионе в 2019 году и сколько будет построено в 2020-м. Завершается видео изображением герба Воронежской области.
В комментариях пользователи резко раскритиковали видео. Так, зрители возмутились неуместными шутками над немотой главного героя. Кроме этого, тяжелые условия труда, по мнению пользователей, не могут быть оправданы даже строительством школ и детских садов. «Ролик абсолютно неадекватный. Причем он сделан за деньги налогоплательщиков. Эти деньги надо вернуть в казну. И прекратить позорить Воронеж такими маразматическими роликами», – написал один из комментаторов. Также критику вызвал уровень актерской игры героев ролика.
«Качество съемки прекрасное, а вот наполнение не понравилось – очень длинно, плюс акцент на актерской игре, которая уж очень средняя», – считает видеооператор «Моторро» Максим Лобов.
«Первый ролик, может, и посмотрят из любопытства. Вирусным это видео не станет точно. Второй и следующие смотреть не будут вообще», – прокомментировала шеф-редактор ГТРК «Воронеж» Анна Кушманова.
Кроме этого, критические материалы появились в телеграм-каналах и местных СМИ. Причем критиковали не только сам ролик, но и размещение серьезных постов у бьюти-блогеров.
Ссылка на видео была опубликована на официальном телеграм-канале правительства Воронежской области. Отзыв пресс-службы правительства, мягко говоря, отличался от мнения пользователей о шутках про немого человека и тяжелые условия труда. «В последние месяцы вы наверняка смотрели ролики о проблемах Воронежа и региона. Да, проблемы есть, но они решаются. И вряд ли все так ужасно, правда? И вот вам живое, доброе, ироничное видео», – подписали видео в пресс-службе.
Напомним, что руководитель управления по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области Артем Сокольников сформировал конкурс с узкими непрофильными требованиями – иметь 7 госконтрактов суммой от 1,1 млн рублей. В результате конкурс выиграло юрлицо сайта 36on.ru без опыта работы с видеороликами и социальными сетями. Владелец сайта 36on.ru в Facebook Денис Малеев подтвердил, что сотрудники компании не являются специалистами в данном направлении: «Адекватные эксперты, ознакомившись с работами, вообще удивились, как мы за эти деньги сможем все это сделать. <…> У нас была мысль отказаться и соскочить. Но тут уже отступать было некуда, имидж важнее в данном ключе», – рассказал в своем посте Денис Малеев, подтвердив, что конкурс делался под них.
«Абирег» направил официальный запрос в правительство Воронежской области с просьбой пояснить, чем обоснован критерий наличия у участников конкурса определенного количества госконтрактов.
Напомним, что в начале октября управление делами Воронежской области объявило конкурс на оказание услуг по продвижению социально-значимых проектов Воронежской области в сети Интернет в 2019 году с начальной стоимостью контракта 3 млн рублей. Победителем конкурса стало ООО «Воронежский городской портал 36он.ру», которое запросило за свои услуги 2,6 млн рублей.
Другими участниками конкурса стали ИП Ермолин Алексей Игоревич и «Абирег» (ООО АБИ «Регион 36»), предложившие оказать свои услуги за 1 млн и 2,7 млн рублей соответственно.
По мнению медиаэксперта и основателя ГК «Абирег» Дмитрия Орищенко, конкурс делался под конкретную компанию. «Абирег» принял участие в конкурсе, изначально понимая, что его невозможно выиграть – даже сделав цену в два раза ниже себестоимости, выиграть его было невозможно. При этом условия конкурса были такими, что для заказчика было непринципиальным наличие у победителя опыта работы в социальных сетях, работы с видеоконтентом. У нас весь этот опыт есть. Мы понимали, что единственная возможность, при которой могли бы победить, – это случайный технический сход фаворита с дистанции», – рассказал Дмитрий Орищенко.
Согласно условиям закупки, помимо прочих материалов подрядчик должен подготовить три вирусных видеоролика. В техническом задании указано, что ролики должны содержать информацию о Воронеже или Воронежской области, социально-значимых проектах, проблемах региона и «вызывать у интернет-пользователей желание добровольного размещения на своих страницах, ресурсах, а также посредством функции «Поделиться с другом».
Согласно закупочной документации, стоимость одного ролика составляет 220 тыс. рублей, размещение каждого из них в соцсети «ВКонтакте» и интернет-издании обойдется примерно в 14 тыс. рублей.
По мнению собеседника «Абирега», связанного с политическим пиаром, опубликованное видео не соответствует тем целям, которые были поставлены в условиях закупки. «Объяснить такой контент можно либо диверсией, либо приверженностью кураторов проекта черному пиару. Однако в политике с черным пиаром нужно быть осторожнее, ведь подобные ролики, если даже и набирают просмотры, формируют не сторонников правительства области и его первого лица, а преимущественно противников, – считает собеседник агентства. – По степени ущерба для имиджа региона этот PR-эксперимент повторяет кейс «золотого парашюта». Только теперь область еще и сознательно оплатила скандал из своего кармана».
36on.ru специализируется на освоении госконтрактов различных подразделений правительства Воронежской области – департаментов предпринимательства, экономического развития, образования и АИР.