Две трети организаций по проведению торжеств перешли на интернет-продажи и коучинг, пишут «Известия».
Из-за эпидемии коронавируса 70% участников профсообщества ивент-индустрии пришлось осваивать смежные профили работы, сообщили «Известиям» в Национальной ассоциации организаторов мероприятий. А потери доходов в этой сфере, по оценкам самих компаний, составили 70-90%. Несмотря на то что отрасль попала в перечень пострадавших от коронавируса, на помощь от государства могут рассчитывать далеко не все ее участники. Эксперты прогнозируют сильное сжатие рынка. Тем, кто не обанкротится, после снятия ограничений придется начинать с нуля.
Аниматор в маске
«Известия» спросили представителей малого бизнеса в ивент-сфере о том, как много они недосчитались с 1 апреля 2020 года. Цифры разнятся в зависимости от профиля и масштабов предприятия. Например, сеть «Кидс-аниматоры. Организация детских праздников», которая представлена в 28 регионах России, потеряла 70% прибыли, а в некоторых субъектах – до 90%, рассказала ее руководитель Мария Дунаевская.
– Нельзя сказать, что заказов нет, но большинство из них – девять из десяти – аннулируются, – сообщила она. – Распространенная ситуация: родители хотят поздравить ребенка, у которого день рождения. Домашние узнают, что ожидается прибытие «кого-то там, со стороны», и начинается истерика. Клиент пока не готов. Население очень нервозно. Хотя весь реквизит аниматоров у нас чистится, костюмы подвергаются обработке, мы носим маски. Равно как клиент боится, что к нему в дом принесут заразу, так же и мы боимся, что выйдем из дома с заразой.
Виктории Леоновой из Липецка пришлось перепрофилировать свой бизнес по проведению мероприятий в интернет-магазин, чтобы пережить непростые времена.
– Мы семейная компания, над запасным планом долго не думали, – поделилась Виктория. – В прайсе была доставка шариков и праздничной атрибутики – мы его расширили, ввели услугу упаковки подарков, акции придумали. Надеемся удержаться на плаву. Заказы есть, но мало. В сравнении с мартом – процентов на 30 мы просядем по итогам апреля.
В преддверии сезона выпускных вечеров в подвешенном состоянии оказались профессиональные ведущие. Заказы поступают, но не все готовы связываться с предоплатой. Алина Курамшина, организатор и ведущая торжеств, из Казани рассказала «Известиям», что и она, и коллеги терпят убытки. Чтобы выстоять в трудное время, многие ушли в обучение, проводят мастер-классы для коллег и живут с надеждой, что привычный заработок у них в этом году всё же вернется.
– Проводить выпускной онлайн будут далеко не все, – поделилась Алина. – В случае продления ограничений большая часть мероприятий по случаю выпускного будет просто отменена. Мы пострадаем, конечно, но торжество по скайпу – это совершенно не то. Дети устали от вебинаров, удаленного обучения, они вряд ли будут рады, если и выпускной вечер придется провести перед монитором.
Многие организации ивент-индустрии отметили, что работают на последних ресурсах. Ведь торжества – это первое, от чего люди отказываются во времена испытаний: настроение у клиентов совсем не праздничное.
Год без бизнеса
Юлия Жоля, исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий (НАОМ), подтвердила «Известиям», что отрасль переживает непростые времена. Всем ее участникам так или иначе придется перестроить бизнес, освоить смежные профили.
– Вообще, организаторы мероприятий – люди особенные. Они стрессоустойчивы, умеют стратегически мыслить, и у них очень сильно развит организаторский дух, – рассуждает Юлия Жоля. – Плюс большой опыт проектной работы. Имея такие навыки, организатору проще перестроиться, чем представителю другой отрасли. И сейчас, когда складывается абсолютно безрадостная для нашей индустрии ситуация, процентов 70 компаний в России как раз этим занимаются – изучают новые профессии, перепрофилируют бизнес.
Сколько из них вернется к ивент-менеджменту, зависит от их успехов на новых поприщах, а также от того, как скоро в нашу жизнь вернутся массовые мероприятия, отметила эксперт. Профсообщество не строит иллюзий: до конца года крупных проектов, скорее всего, не будет. Под вопросом даже мероприятия среднего масштаба. Когда самоизоляция закончится, страх собираться вместе в больших и не очень больших компаниях останется. Через сколько он уйдет насовсем, никто не понимает.
Первый крупный проект, отмененный в стране по причине коронавируса, должен был состояться 3 февраля – это Российский инвестиционный форум в Сочи. Основная масса мероприятий начала отменяться 20 февраля: гораздо раньше, чем был объявлен режим самоизоляции. Если учесть, что январь обычно – месяц «для раскачки», можно сделать вывод, что 2020-й начался для ивент-индустрии как год без бизнеса.
В событийной отрасли порядка восьми разных направлений: коммуникационная, выставочная, конгрессная, концертная индустрии, а также спортивные, выездные, социокультурные и частные мероприятия. И все они сегодня себя чувствуют по-разному. По мнению Юлии Жоля, те, кто находится в диалоге с властью, скорее всего, получат какую-то поддержку от государства. Например, выставочная и концертная деятельность. Те, кто в диалоге с властью не участвует, увы, чувствуют себя брошенными.
– Мы признаны пострадавшей индустрией по всем статьям, но компаний, которым государство помогает, – единицы, – отметила Юлия Жоля.
Микропредприятиям перестроиться проще, чем неповоротливым гигантам индустрии. Самый распространенный кризисный путь в сложившейся ситуации – уйти в онлайн, и удачные примеры тому есть.
Но существуют и направления, которые «встали мертвым грузом». Это те, в которых бизнес построен на работе с активами – например, выставочным оборудованием, декорациями, тентами и прочим. Их сдача в аренду сейчас остановлена – в онлайн стенды не перенесешь.
Обнулившиеся
В НАОМ опасаются, что внутренние перенастройки индустрии приведут к появлению в ней большого количества непрофессиональных, но платежеспособных компаний, из-за которых многое придется начать с нуля. После выхода из режима повышенной готовности рынок сильно сожмется, останутся самые упрямые и везучие. Происходящее в профсообществе называют модным словом «обнуление». Оно покачнет сложившееся равновесие конкуренции. В каждом городе страны были определенные лидеры. Отношения выстроены, рынок поделен.
Когда кризис закончится, в него придет большое количество новичков. Уволенные из бизнес-структур сотрудники начнут создавать свои компании – и это только будет частью перестройки системы, считает эксперт. Компании смежных профилей, например, из диджитал-сферы, тоже хлынут на рынок, едва станет ясно, что клиенты снова готовы платить деньги. Для них это будет нетрудно, как развитие их портфеля, а для существующих ивент-компаний появится сложная конкуренция. Зайдя на эту территорию с деньгами, новые игроки рынка смогут предлагать клиенту постоплатные проекты. Те, кто финансово обесточен вирусом и кризисом, такую роскошь себе смогут позволить еще не скоро.
– 13-15 лет назад, чтобы организовать ивент-компанию, требовались мозги и компьютер с интернетом, – заключила Юлия Жоля. – В последние пять лет этого стало недостаточно. Необходим целый набор факторов и компетенций, который фильтрует рынок. Это нормально. Большинство компаний не сможет выполнять докризисные условия этого фильтра. Мы серьезно откатились назад и начнем всё сначала.
Сейчас профильные ассоциации обратились к большому бизнесу с инициативой о сотрудничестве, отметила она. Попросили об упрощении системы фильтров и переходе на предоплату проектов, чтобы стабилизировать рынок. По словам эксперта, есть одна важная ценность, которую игроки рынка до сих пор предлагали заказчикам, – производство интеллектуального продукта и уникальная проектная экспертиза. Связанных с этим навыков ни один кризис и ни один вирус отнять не способны.
«Ощущения дна» у представителей ивент-индустрии пока нет – наоборот, такое чувство, что начали падать в яму и где-то в воздухе застыли. Встали на паузу. И на ней пытаются двигаться дальше, добавила эксперт.
Екатерина Огородник
Газета «Известия», 00:01, 17.05.2020