Воронеж. 08.02.2021. ABIREG.RU – Мнения – Воронежский бизнесмен Михаил Носырев – один из самых закрытых в Воронеже. Может быть, из известных с ним мог бы поспорить только рантье Борис Нестеров. Решил поделиться своими наблюдениями. Любопытно, что даже с сайта гражданского собрания «Лидер» биография Михаила Носырева удалена.
Чего стесняется юрист, начинавший с торговли (в том числе и мужскими дезодорантами), а затем запустивший первый завод пластиковых окон и чуть ли не бесплатно получивший здание кинотеатра «Спартак»? Мало кто помнит, что его компания пыталась забрать под контроль гостиницу «Дон» и построить развлекательный центр практически в самом сердце Воронежа, в сквере на улице Кирова. Насколько успешен околокультурный бизнесмен, который в благополучном 2019 году получил, по официальным данным, от своих бизнесов почти 13 млн рублей убытков?
Итак, попробуем восстановить хронологию жизни господина Носырева. Его отец Михаил Иосифович после 10 лет ссылки в 1955 году переехал в Сыктывкар, где работал в филармонии.
Там он женился на студентке пединститута Эмме Моисеевне, ставшей позже журналисткой. Там же в 1957 году родился наш герой Михаил Носырев. А уже в 1958-м отца пригласили дирижером в Воронежский театр музыкальной комедии (нынешний Театр оперы и балета). Так что можно считать околокультурного бизнесмена коренным воронежцем.
В 1979 году окончил юридический факультет Воронежского государственного университета. Информации о деятельности в период с 1980 по 1990 год мне найти не удалось. А вот в 30-32 года (поздновато как-то), похоже, господин Носырев отдал долг родине и отслужил «годик или два» в Прокуратуре Дальневосточного военного округа (Уссурийск, Владивосток).
После службы он занялся юридической практикой совместно с Александром Проторчиным. Они открыли адвокатское бюро «Виста-аудит». И если сам Проторчин до сих пор занимается регистрацией юрлиц, то вспомнить юридическую специализацию господина Носырева он затруднился. «Михаил пытался найти бизнес, которым может заниматься, занимался куплей-продажей. Помню, приходили к нему какие-то ребята, у которых можно было дешево купить партию мужских дезодорантов, но это не было его специализацией», – рассказал первый партнер Михаила Александр Проторчин по телефону.
Партнеры расстались плохо – неудовлетворенные амбиции. И больше никогда не общались. Хотя, судя, по базе «Спарка», услуги регистрации юрлиц и их регулярной реорганизации Михаилу Носыреву требовались часто. Кстати, господин Носырев до сих пор числится в реестре адвокатов. В интернете можно даже найти, сколько стоит час его работы.
Несколько воронежских юристов рассказали, что мероприятия адвокатской палаты проходят в кинотеатре «Спартак» с завидной регулярностью. Может быть, влияет дружба с руководством палаты или супруга, которая руководит кафедрой на юрфаке Воронежского госуниверситета. Рестораторы, например, обещают рассказать, с кем дружит Носырев в администрации, чтобы его компании обслуживали чиновничьи банкеты.
В открытых данных не нашлось информации, чем занимался Михаил Носырев с 1992 по 1998 год. Можно предположить, что каким-то образом торговля и /или юридические услуги трансформировались в продажу окон и ремонтные работы.
Легкий троллинг на эту тему выдал поисковый механизм «Яндекса». На запрос «Михаил Носырев Воронеж» он выдал, что еще люди ищут на эту тему. И первый вариант был: «Воры в законе Воронежа и области на сегодня».
В 1998 году появляется ЗАО СП «Випласт», единоличным владельцем которого является Михаил Носырев. В сферах деятельности у него даже дорожные знаки, а за компанией числятся патенты по пластиковым окнам. Но сейчас, похоже, это компания, на которой сосредоточено имущество бизнесов Носырева. Основной вид деятельности – сдача имущества в аренду и управление объектами недвижимости.
Наверное, «Випласт» был первым оконным производством в Воронеже, поэтому «выстрелил» в новой нише. Хотя вопрос, откуда деньги на производство, тоже остается без ответа. Но за два-три года амбиции Михаила Носырева доросли до реконструкции старого МУП «Кинотеатр «Спартак».
В то время СМИ писали, что здание хотят сдать в аренду неизвестному «обществу «Торнадо» для размещения боулинга, бильярда, ресторана, ночного клуба, бара и пр.».
Или вот такие выдержки: «При всей скандальности ситуации (мэрию обвиняли в необъективности в пользу «Випласта» на конкурсе по аренде кинотеатра и в том, что здание ему впоследствии досталось очень дешево) «Спартак» тем не менее был серьезно реконструирован, сохранил свой профиль, а городской бюджет при этом получил 20 млн рублей».
Хронология по «Спартаку» вырисовывается следующая – в марте 2001 года общественность выступает против сдачи старого кинотеатра в аренду. В декабре 2001 года начинается реконструкция, и тут же появляется заявление о том, что «Спартак» выкупил здание в собственность. Однако никаких сумм и условий выкупа в СМИ я не нашел. В тот момент при мэре Александре Ковалеве активно шла распродажа лакомых кусочков центра Воронежа – так ушел почти весь проспект Революции. Ну а условия – мэрия засчитывала неотделимые улучшения, и за их счет право собственности переходило бизнесменам. Если кому интересно, можно в архиве посмотреть.
Первая очередь обошлась «Випласту» в 20 млн рублей.
В сентябре 2003 «Спартак» заявляет о старте строительства второй очереди. Для мультиплекса забрали у сквера, как выражались, всего 17% территории и общественный туалет (кстати, обещали его в противоположенном конце разместить, но не выполнили обещание). Боюсь, и летние площадки кафе «Дубль Два» и «ТКафе» тоже заняли дополнительные площади в сквере, который был отдан «Спартаку» в эксплуатацию. Но кто будет задавать вопросы бизнесмену, который кормит всех губернаторов уже 20 лет – Владимира Кулакова, Алексея Гордеева, Александра Гусева?
В мае 2006 года открылся первый шестизальный кинотеатр. Ни пиццерия, ни бильярд особо не пошли, поэтому позже на их месте появился банкетный зал, а затем и ресторан «Ампир».
Стоит отметить, что ни в одном официальном сообщении того времени сам владелец Михаил Носырев не проявлялся. Во всех скандалах «говорящими головами» были топ-менеджеры его компаний.
Никто уже и не вспомнит, что еще один развлекательный центр СП «Випласт» хотел построить в сквере на улице Кирова в Воронеже. Но общественность не дала реализовать еще один проект господину Носыреву, и в июне 2005 года Верховный суд окончательно «обломал» бизнесмена. Затем этот участок освоила при подыгрывании регуправления ФСБ компания «ДСК».
Примерно в эти годы мэрия Воронежа через СМИ обвиняла СП «Випласт» в попытке захвата муниципальной гостиницы «Дон» на улице Плехановская. Но эта попытка также не удалась.
Я далек от желания досконально анализировать финансовые и юридические дела Михаила Носырева, но все-таки не ясно: если ты один учредитель, то зачем компанию называть «СП» и в достаточно сложной юридической форме «ЗАО»? Есть ли за Носыревым другие бенефициары, мне узнать не удалось.
Но мы с вами забыли про пластиковые окна. В 2018 году наш герой вышел из бизнеса «Випласт-декор», «Випласт реставрация», еще раньше в 2014 году он вышел из компании «Окна Випласт» и «Оконные системы «Випласт»». Следующие годы, судя по официальным данным, оставленный бизнес кое-как сводил концы с концами. И вот в 2020 году первое юрлицо было ликвидировано ФНС, а у второго – арестованы счета.
Я решил взглянуть на официальные балансы компаний Михаила Носырева в благополучном 2019 году. Прослезился. Понял, почему ему потребовалось возглавить Воронежский концертный зал.
И не только для того, чтобы туда переместить труппу требующего реконструкции Театра оперы и балета, порулить реконструкцией, а потом распоряжаться новой площадкой. Говорят, он очень хочет «пробить» над театром концертную площадку масштабов Event-Hall Евгения Хамина. Такая площадка в центре Воронежа, а не возле аэропорта будет вне конкуренции.
Просто кушать на что-то надо.
Итак, на 2019 год было девять действующих юрлиц, которые прямо или через «прокладки» на 100% принадлежат Михаилу Носыреву. Некоторые из них заменяли работавшие до этого и реорганизованные или ликвидированные с аналогичными названиями. Не будем останавливаться, для чего это обычно делается.
Итак, юрлица: «Кинобар» (чеки от этого юрлица дают в ресторане «Ампир»), Боулинг-клуб «Спартак» (оборот за 2019 год смешной – 1,7 млн рублей), Гранд-кафе «Ампир» (похоже, кейтеринг), Киносервис, кинотеатр «Спартак», кофейня «Дубль Два», СП «Випласт» (с филиалом в Борисоглебске – кинотеатр «Победа»), Театральное кафе, рекламное агентство «Спартак».
Общий оборот всех юрлиц, по официальным балансам в 2019 году, составил 221,5 млн рублей (вероятно, оборот может дублироваться – когда своя кофейня платит за аренду помещения другому юрлицу группы). Прибыль составила 20,7 млн рублей, убыток – 33,6 млн рублей. Ну то есть официально Михаил Носырев предковидный год закончил в минус 12,96 млн рублей. Самый убыточный бизнес – Театральное кафе, которое позиционируют, как «ТКафе» (убыток – 16,7 млн рублей), самое прибыльное – «Кинобар» (Гранд-кафе «Ампир») 12,3 млн рублей в плюс. Но и отдельно стоит сказать, что вся эта бизнес-махина заплатила в 2019 году 12,3 млн рублей налогов. Не впечатляет.
Судя по тому, что все бизнесы Михаила Носырева пострадали в 2020 году, ситуация у него стала похуже. Спасибо губернатору Александру Гусеву, что трудоустроил одного из видных олигархов Воронежа.
Мне очень понравились несколько последних фраз в публикациях, когда Михаил Носырев занял государственные должности. (Кстати, он имеет право владеть бизнесом при этом?) Особенно фраза: «Департамент культуры в сообщении о назначении директора ВКЗ называет Михаила Носырева «опытным организатором и руководителем».
По поводу стиля управления Михаила Носырева ходят легенды. Люди, которые долго у него работают, вызывают или гордость, или сочувствие. Подойдет к тебе – и ми-ми-ми, повернется – наорет матом, а потом опять к тебе ми-ми-ми. Испанский стыд.