Переизбыток емкостей, за которые авиакомпании платят ежемесячную ставку и при этом не отмечают должного спроса и пассажиров, вынуждает снижать стоимость авиабилетов в летний период на фоне конкуренции и демпинга. Об этом в четверг, 3 июня, сообщил председатель совета директоров ИК «АЕОН» Роман Троценко в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
«Это переизбыток емкостей, то есть большое количество судов на сегодняшний день стоят на земле. Авиакомпании платят за них лизинговую ставку каждый месяц и при этом не находят спроса и пассажира. Как результат, начинается конкуренция, демпинг. Авиакомпании готовы летать, имея минимальную доходность. Поэтому сказать, что какие-то огромные деньги зарабатываются – это не так. В общем и целом, решается задача на сегодняшний день – загрузка простаивающих мощностей в виде воздушных судов», – поделился руководитель «АЕОН» в беседе с «Известиями».
Комментируя ситуацию с увеличением аэропортами сборов, Троценко отметил, что это утверждение не в полной мере соответствует действительности: он пояснил, что составляющая авиации в виде регулируемого тарифа требует определенной защиты, которая подразумевает увеличение данного тарифа в пределах возможностей – как правило, этот процесс осуществляется с непосредственным ориентиром на инфляцию. Сами аэропортные сборы составляют от 7% до 15% от стоимости авиабилета, которая рассчитывается из факторов длины маршрута и полета, то есть в длинных перелетах соответствующий показатель оценивается в 7%, в то время как в коротких – 12-13%.
Однако это незначительная часть цены авиабилета. Более того, постоянное повышение тарифов в принципе невозможно, что и не фиксируется фактически. Исходя из высокой конкуренции между авиакомпаниями за пассажиров, роста тарифов и цен на билеты на текущий период не отмечается.
Троценко добавил, что около 40% стоимости авиабилета формируется за счет цены авиационного топлива. В свою очередь, ценовая политика топлива являет собой синтез спроса и предложения, исходя из текущих котировок цен на нефть и нефтепродукты. Рассматривать этот момент и оценивать его как либо «положительный» либо «отрицательный» некорректно, но тем не менее чем меньше этот фактор ценовой составляющей, тем благоприятнее ситуация с приобретением авиабилетов с позиции пассажиров и авиакомпаний.
Так или иначе контролировать указанный фактор или ожидать его ценового спада не следует: дело в том, что Россия интегрирована в международную торговлю нефтью, следовательно, рост мировых котировок в обязательном порядке будет отражаться на внутреннем рынке страны. В то же время важно понимать, что рост стоимости авиационного топлива в цене билета по значимости будет в три раза важнее, нежели ценовая политика тарифов в аэропорту.
Роман Троценко также прокомментировал коридоры для вакцинированных от коронавирусной инфекции, которые планируется ввести в аэропорту.
Он выразил готовность в реализации подобной инициативы, но в то же время отметил, что исходя из схемы работы транспортного бизнеса, идея вряд ли оправдает ожидания в полной мере.
«Это не является решением, потому что транспортный процесс выстроен таким образом, что даже если вы сделали коридорные регистрации, то потом люди встречаются друг с другом в зоне вылета. Они встречаются, проходя процедуру службы безопасности аэропорта. И мне кажется, что это нецелесообразно, но что сильно помогает – это просто увеличить количество вакцинированных. Мы, допустим, стали открывать в аэропортах пункты вакцинации. В кемеровском аэропорту открыт пункт вакцинации, где любой желающий может прийти и вакцинироваться. Мне кажется, что это является решением, а не коридор», – пояснил Троценко.
Он добавил, что в пункте вакцинации, организованном в кемеровском аэропорту, люди действительно приходят и вакцинируются от инфекции коронавирусного типа, так как понимают, что данный шаг не только позволит защитить себя и своих близких, но и легче перенести болезнь, если вдруг человек заразится вирусом повторно в будущем.
Троценко анонсировал введение системы биометрического контроля пассажиров к концу текущего года. Она будет доступна только для отечественных клиентов, так как базы данных по части биометрии конкретно для иностранцев на данный момент нет. Речь идет о тестовом режиме системы, потому что в дальнейших перспективах некоторые моменты в рамках введения биометрии предстоит урегулировать на законодательном уровне, например, вопросы хранения и передачи информации, а также ответственность авиаперевозчиков и аэропортов за соблюдение подобного рода процедур. Троценко выдвинул предположение, что автоматизацию биометрии на транспорте в полной мере можно будет наблюдать в течение 10 лет.
Оговаривая подробности законодательной части реализации биометрии, Троценко сообщил, что прежде всего следует утвердить стандарты хранения данных, не только их передачи. Далее требуется решение ряда вопросов по части сертификации харда и софта, и только потом будет решаться пункт с передачей данных сведений. Из основных вопросов законодательного характера предприниматель выделил такие моменты, как установление лица, которое является авторизованным хранителем биометрических данных в России, и условия соответствующего хранения. Эти организационно-законодательные вопросы носят не только национальный, но и мировой характер, указал Троценко.
В этот же день, 3 июня, Роман Троценко в беседе с «Известиями» рассказал о том, что самым устойчивым бизнесом холдинга в период экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, оказался газохимический сектор, включающий производство минеральных удобрений, в частности, селитры или сложных химических продуктов.