Up

WorldClass

17 октября 2021, 16:45
Экономические деловые новости регионов Черноземья
16+

Отель Марриотт

HeadHunter

Главная / Без купюр / Газета «Известия» // Впрок годности: в РФ готовят запрет на уменьшение срока службы новой техники

09.06.2021, 14:27

Газета «Известия» // Впрок годности: в РФ готовят запрет на уменьшение срока службы новой техники

Это поможет остановить производителей, которые стимулируют людей почаще покупать новые товары – в материале «Известий».

В России хотят запретить уменьшать срок службы для новинок потребительских товаров — усовершенствованных версий уже продающейся продукции. Роспотребнадзор предлагает внести соответствующие поправки в закон «О защите прав потребителей». «Известия» ознакомились с документом. Например, если компания выпускала холодильник и заявляла, что он будет работать 10 лет, для обновленной версии товара этот срок не может сократиться до пяти, следует из смысла проектируемой нормы. Мировые бренды постепенно сокращают сроки службы товаров, пояснили специалисты. Например, в 2016 году Apple выпускала телефоны со сроком годности в пять лет, а уже в 2018 году — в три года, отметили эксперты. Автоматически сократилось и время, в течение которого потребитель может ремонтировать оборудование. Таким образом производители подталкивают покупателей чаще менять технику, подчеркнули специалисты.

Новая стабильность

Роспотребнадзор намерен запретить производителям уменьшать срок службы новинок. Ведомство уже сформировало поправки в закон «О защите прав потребителей». В них сказано: срок службы технологически усовершенствованного товара не может быть меньше, чем у аналогичной продукции, которая уже находится в обороте. В Роспотребнадзоре «Известиям» ответили, что документ еще дорабатывается. В службе не уточнили, с какими конкретно товарами возникают подобные проблемы.

Согласно действующей редакции закона «О защите прав потребителей», на товары длительного пользования производитель вправе установить срок службы — это время, в течение которого продукцию можно использовать по назначению. В этот период изготовитель несет ответственность за существенные недостатки товара, которые возникли по его вине. В обязательном порядке фиксируют срок службы для продукции, которая становится опасной после его истечения. Правительство определило список таких товаров, в него входят в том числе игрушки, коляски и велосипеды, а также инструменты и медицинские аппараты.

Для другой продукции — а это практически вся бытовая и компьютерная техника, телефоны — изготовители не обязаны устанавливать срок службы, сказал «Известиям» председатель Союза потребителей Петр Шелищ. Но по закону компания всё равно будет нести те же обязанности в течение 10 лет после продажи последнего образца.

— Большой срок службы дает конкурентное преимущество компании как знак надежности ее товара, но это актуально не для всей техники. Например, смартфон не покупают на много лет, а холодильник, кухонную технику, чайник или утюг — вполне, — сказал он. — Мировые бренды, которые не нуждаются в рекламе надежности своей продукции, норовят устанавливать срок службы поменьше на ту продукцию, которую люди обновляют часто.

Так изготовители подталкивают потребителей покупать новую модель, даже если предыдущая их вполне устраивает, но ее уже нельзя отремонтировать либо заменить в ней аккумулятор или зарядку. По мнению эксперта, в России должна быть норма, которая защитит людей от этого.

Сознательное стимулирование

Председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов сказал «Известиям», что производители бытовой техники и электроники вправе устанавливать тот срок службы товаров, который сочтут нужным. Это и приводит к тому, что такой период для товаров вроде холодильников и стиральных машинок, а также телефонов сокращается в течение последних 10 лет. Это касается многих брендов, отметил он. Например, в 2016 году Apple выпускала телефоны со сроком службы в пять лет, а уже в 2018 году — в три года. То есть производители сознательно стимулируют людей покупать новую технику. Это тренд, который прослеживается во многих странах мира, подчеркнул он.

Манипуляции с сознанием потребителей могут дорого обойтись. В конце 2017 года компания Apple столкнулась с гневом покупателей, которые утверждали: компания намеренно замедляла работу программного обеспечения на старых моделях смартфонов. Производитель пояснял, что это делали во благо, чтобы компенсировать износ батареи. Но несколько владельцев iPhone подали иски, в которых утверждали, что компания «вынуждает пользователей покупать новые дорогие устройства, в то время как продлить службу смартфона может простой сменный аккумулятор». Apple открыто извинялась. В начале 2020 года компания проиграла суды и вынуждена была компенсировать истцам не менее $310 млн.

Представитель Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК (входят Apple, Canon, «М.Видео» и др.) Антон Гуськов сказал «Известиям», что инициатива Роспотребнадзора требует серьезной доработки. Она не отвечает базовому принципу правовой определенности: законодательство РФ не содержит понятий, которые использованы в новелле, пояснил он. То есть неясно, что Роспотребнадзор понимает под новым технологически усовершенствованным товаром, а также аналогичным товаром: можно ли, предположим, назвать Rolls-Royce технологически усовершенствованным товаром по отношению к «Жигулям», размышляет Антон Гуськов.

В компании Bosch «Известиям» сказали, что проблема (которую решает Роспотребнадзор) если и актуальна, то, по всей вероятности, лишь для электроники, а не для бытовой техники. Срок службы крупной бытовой техники, которую выпускает компания, составляет 10 лет, сказали там. Производитель не планирует его снижать, добавили в компании.

В Samsung и Smeg отказались от комментариев. В Apple, Toshiba, LG, Siemens на запрос «Известий» не ответили.

Евгения Перцева
Газета «Известия», 9 июня 2021, 00:01

Комментарии 0
СМИ2
TOP100

ПрессИндекс

Самое читаемое

онлайн-форум «Территория продаж»