Зачем жителям автоматизированные системы учета мусора и услуга онлайн-сопровождения, разбирались «Известия».
Екатеринбург намерен активно масштабировать наработки своего «умного» района на весь город. Об этом на международной выставке «Иннопром» сообщил глава столицы Урала Алексей Орлов. Речь идет об Академическом районе, эксперимент на территории которого продолжается с 2009 года. Сейчас здесь работают 5 тыс. камер, что позволяет жителям в онлайн-режиме следить за своими дворами, заказывать услугу видеосопровождения от дома до места следования и другое. В итоге уровень безопасности в районе резко вырос: число преступлений упало в 10 раз по сравнению с соседними районами, рассказал глава УК «Академический» Николай Смирнягин. Эксперты подчеркнули: «умный» город невозможен без электрического транспорта, и главным вызовом здесь станет балансировка энергосистемы – например, она должна выдержать нагрузку в случае, когда все горожане поставят автомобили заряжаться на ночь.
Район из будущего
На сессии «Как большим городам «поумнеть» уже сегодня?» выставки «Иннопром» глава Екатеринбурга Алексей Орлов рассказал, что с прошлого года в Екатеринбурге развивают три цифровых направления. Это платформа «Активный горожанин» (включает людей в решение локальных вопросов в городе), электронная система обращения с твердыми коммунальными отходами (делает движение специальной техники оптимальным) и автоматизированный учет потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды. Градоначальник подчеркнул, что все эти шаги дают плоды – сокращаются потери коммунальных ресурсов и уменьшаются сроки нейтрализации аварии. Более того, появилась возможность получать достоверные данные о физическом потреблении ресурсов.
Но планы властей более глобальны. Администрация намерена постепенно масштабировать на весь Екатеринбург технологии, которые уже апробированы в одном из районов города – Академическом. Об этом рассказал Алексей Орлов в ходе дискуссии, участники которой попытались сформировать видение города будущего и выделить шаги, которые нужно предпринять для создания современных экосистем.
Проект «умного» города в районе Академический был запущен в Екатеринбурге в 2009 году в качестве эксперимента, уточнил гендиректор управляющей компании «Академический» Николай Смирнягин. Сейчас это более 1,5 млн кв. м жилья – район построен на государственные и частные средства, сумма инвестиций составила 85 млрд рублей. Средства использовали для строительства домов, коммерческих площадок и дорог, а также объектов социально-культурного блока и всей инженерной инфраструктуры.
Фактически был создан новый город в городе, основная цель его создателей – достичь мировых стандартов комфорта, экологии и безопасности. Сейчас в Академическом живет 60 тыс. жителей, а рождаемость в два раза выше среднего уровня по стране. Николай Смирнягин прежде всего презентовал «умные» технологии, которые помогают делать жизнь в районе комфортной. Это онлайн-системы диспетчеризации и контроля ЖКХ и система безопасности района, в которой зайствовано 5 тыс. видеокамер.
Видеофиксацией охвачены улицы и дороги, пешеходные зоны и дворы, входы в подъезды, холлы первых этажей и лифты, паркинги и так далее. В случае происшествий группа реагирования приезжает в течение пяти минут в самые отдаленные части района. При этом жители могут сделать онлайн-заявку на индивидуальное видеосопровождение по всему маршруту следования: от квартиры – до места назначения. В итоге уровень преступности в «Академическом» – в 10 раз ниже, чем в среднем по Екатеринбургу. В соседних районах он достигает в среднем 800-1200 правонарушений в течение 12 месяцев. Одним из следующих запланированных шагов станет частный видеоконтроль.
В этом районе использованы и другие инновации: комплексная «умная» система энергоэффективности, уличные светильники на солнечных батареях на пешеходных зонах и единая цифровая система управления и учета, которая позволяет мониторить инженерные сети и системы в круглосуточном режиме. Программы сообщают, если какие-либо из параметров выходят из штатного режима. Также жителей оповещают СМС о плановых отключениях на период ремонтов. Этот комплексный подход позволил на четверть снизить коммунальные платежи по сравнению со средними по Екатеринбургу, добавил Николай Смирнягин. Сами жители также вовлечены в эксперимент: через свои мобильные телефоны они имеют возможность наблюдать за своими дворами, потреблением ресурсов.
Подзарядить авто
Конечно, в «Академическом» использованы не все технологии, которые уже доступны в мире. Директор Центра экспертизы кластера «Промышленность» SAP СНГ Александр Писарец рассказал, что современные разработки позволяют создавать целые центры компетенции, которые можно использовать как единую платформу для формирования необходимых сервисов.
Например, можно создать управление вывоза отходов, которое позволит наблюдать за тем, как быстро на придомовой территории наполняют мусорные баки. В зависимости от этой информации операторы будут приезжать за отходами. В итоге система сбора мусора скорректируется. Прежде всего это удобно жителям, которые обычно не любят громкий и крупный транспорт, собирающий мусор, отметил эксперт. Более того, такой сценарий позволит перейти на другую систему оплату услуги – по фактическому вывозу мусора. Александр Писарец сказал, что такое решение уже используют, например, в Краснодаре.
Он рассказал и о других наработках. Так, во Франции начали использовать мониторинг водоснабжения и канализации на основе цифровых данных. Этот проект помогает повысить скорость реагирования на аварии плюс повышает уровень взаимодействия и координации разных технических и экстренных служб в реальном времени.
«Умный» город – это город, который оптимально включен в электрическую систему, уверен генеральный директор Enel X Ru Алексей Леонов. Он сказал, что Россия, безусловно, один из лидеров использования «цифры» технологий в пространстве города. Речь идет, например, об электрическом транспорте, системах управления в электроэнергетике.
– В этом отношении мы сейчас пилотируем различные решения, например, как распределить нагрузку на систему электроэнергии в городе, где используют транспорт, который надо подзаряжать, – отметил он.
Такие машины всё активнее используют в мире, добавил эксперт. В то же время пики потребления электроэнергии в городе, как правило, совпадают с ритмом жизни человека: утро и вечер. А это значит, отметил собеседник «Известий», что горожане будут приезжать домой с работы и ставить свои автомобили на подзарядку на всю ночь. Следовательно, нагрузка на электросистему будет резко увеличиваться – в такой ситуации, отметил он, управлять электрическим балансом в городе нужно динамично, уравнивая нагрузки.
Евгения Перцева
Газета «Известия», 00:01, 09.07.2021