Липецк. 09.08.2022. ABIREG.RU – Аналитика – В июне 2022 года президент РФ Владимир Путин поручил продлить сроки проекта «Безопасные и качественные дороги» до 2030 года. В рамках программы в 84 регионах ремонтируют и строят трассы за федеральные средства. Правительство отмечает эффективность нацпроекта и ежегодно фиксирует лидеров и аутсайдеров среди областей. По итогам 2020 года Владимир Путин лично перечислил отстающие регионы, среди которых на 79-м месте оказалась Липецкая область – единственная из Черноземья. Такое внимание президента должно было сильно простимулировать региональную администрацию. Удалось ли Липецкой области нарастить темпы дорожного строительства и решить главные проблемы?
В мае этого года губернатор Липецкой области Игорь Артамонов в ежегодном отчете сообщил, что за 2021 год привели в порядок 600 км дорог. Однако сразу же после выступления главы региона на него обрушились с критикой дотошные юзеры «Телеграма». Выяснилось, что, по данным Росавтодора, за минувший год Липецкая область не выбралась из числа отстающих по освоению федеральных средств нацпроекта – 77-е место. Кассовое исполнение работ составило 93%, как и по итогам 2020-го. Что же мешало Липецку строить и ремонтировать дороги в 2020 и 2021 годах?
Картельный сговор 2020 года
В 2019-2020 годах Управление дорог и транспорта Липецкой области через свои дочерние предприятия ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» и «Липецкавтодор» заключило с московской компанией «Руслан-1» контракты на общую сумму более 3 млрд рублей на строительство и ремонт дорог в Липецкой области. В результате проверки ФАС России было выявлено, что по одному из договоров ОКУ «Липецкавтодор» и ООО ТК «Руслан-1» вступили в картельный сговор. Участники пытались оспорить решение в суде. Однако две инстанции подтвердили заключение антимонопольной службы.
В рамках конфликта с участием ОКУ и «Руслан-1» Следственный комитет возбудил уголовное дело против бывшего вице-губернатора Ильи Тузова. По версии следствия, господин Тузов в январе 2020 года дал указание на заключение контракта на ремонт дорог с компанией «Руслан-1». Притом что другие участники торгов предлагали более низкую стоимость работ. Также было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий в отношении бывшего начальника Управления дорог и транспорта Валентина Малахова.
В том же неудачном для липецких чиновников 2020 году компания «Руслан-1» выбилась из графика работ на строительстве Восточного обхода Липецка. Часть федеральных денег пришлось вернуть Правительству России. Кроме того, деятельность московской фирмы в Липецкой области сопровождалась скандалами относительно качества работ и покупки поддельных стройматериалов. Итог – неосвоенные федеральные деньги и 79-е место в рейтинге из 84 регионов по выполнению нацпрограммы.
Несбывшиеся надежды 2021 года и сорванный чиновниками контракт
В ноябре 2020 года Управление дорог Липецкой области и транспорта возглавил бывший работник Сбербанка Иван Мычелкин, а в феврале 2021-го директором ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» стал Антон Кононович. Дискредитировавшие себя управленцы вроде бы ушли. За работу взялись новые топ-менеджеры. Однако кардинальных изменений в работе дорожной отрасли не произошло – разразились новые скандалы.
К примеру, работа чиновников началась с конфликта с подрядчиком. В феврале 2021 года в рамках нацпроекта контракт на ремонт 12 региональных дорог выиграла липецкая компания «Инфинити групп». Победу на торгах ей удалось получить благодаря значительному снижению цены контракта. Всего дорожники помогли сэкономить области 155 млн рублей. Кому это могло не понравиться? Однако полноценно приступить к исполнению работ подрядчик так и не смог.
Позже УФАС по Липецкой области установило, что «Дорожное агентство» два месяца не согласовывало подрядчику график работ, без которого дорожники не имеют право заниматься объектом. Потом три месяца сотрудники ОКУ браковали рецепты асфальтобетонных смесей. В своем заключении УФАС отмечало, что заказчик не раскрывал в предписаниях, какие именно неточности нужно устранить. Со своей стороны подрядчик регулярно корректировал рецептуру. В общей сложности компания отправила девять писем с образцами, на два из которых чиновники так и не ответили.
Таким образом, сотрудники ОКУ затянули начало работ так, что подрядчик уже не мог выполнить свои обязательства вовремя. В связи с чем компания «Инфинити групп» была вынуждена разорвать контракт, чтобы избежать репутационных потерь. В результате были сорваны работы сразу на 12 объектах в рамках нацпроекта. В том числе не была отремонтирована дорога к аэропорту Липецк.
Примечательно, что после заключения УФАС по Липецкой области об отсутствии вины подрядчика в конфликте ОКУ пытается доказать обратное в суде. Но пока представителям Дорожного агентства так и не удалось объяснить ответчику и суду, что именно делал не так подрядчик и какое право чиновников было нарушено.
Очевидно, что конфликт повлиял на качество освоения федеральных средств. Область попала на 77-е место среди регионов, закрепившись в десятке отстающих.
Любимые и нелюбимые подрядчики
Во второй половине 2021 года Дорожное агентство и мэрия Липецка напрямую и через дочерние предприятия заключили с тамбовской компанией «Аркс7» несколько контрактов. После такой благосклонности липецкой администрации к компании региональные и федеральные телеграм-каналы окрестили тамбовчан любимчиками липецких чиновников. Но ремонт сопровождался возмущением общественников из-за качества работ. Например, в районе Коровино дорожники просрочили сдачу объекта на два месяца и клали асфальт в декабрьский снег. По словам активистов ЛДПР, аналогичная ситуация была и на районных трассах, которые ремонтировал «Аркс7».
Стоит отметить, что один из контрактов почти на 1 млрд рублей снова вызвал вопросы антимонопольной службы к Дорожному агентству. Из-за невыполнимых условий компания «Аркс7» участвовала в торгах без конкурентов. По требованию заказчика основной объем работ нужно было закончить за ноябрь-декабрь 2021 года. Сразу же после подписания договора между тамбовчанами и ОКУ сроки сдачи объектов в несколько этапов продлили до конца августа 2022 года.
Таким образом, все крупные контракты на 2022 год достались тамбовской фирме, подконтрольной Евгению Свиридову. Напомним, что бизнесмен был задержан в июне по обвинению в мошенничестве. После того как тамбовский бизнесмен оказался в СИЗО, липецкие чиновники увеличили авансирование «Аркс7». Также в очередной раз были продлены сроки сдачи объектов. Если первая мера поддержки компании поможет повысить процент освоения бюджета, то вторая – ставит под угрозу завершение работ на объектах.
Федеральные структуры контролируют объем выполненных работ по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» и распределяют регионы по успеваемости. Однако даже если Липецкой области удастся покинуть список аутсайдеров по итогам 2022 года за счет освоения бюджета, каким будет качество отремонтированных дорог? Этот вопрос волнует жителей региона. Кроме того, пока не ясно, сможет ли тамбовский «Аркс7» достроить начатые объекты и обеспечить им гарантийное обслуживание.