23 ноября 2024, 11:26
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

«Болевые точки»: как общественный транспорт Воронежа пережил 2022 год и что его ждет дальше

09.03.2023 10:42
Автор:
«Болевые точки»: как общественный транспорт Воронежа пережил 2022 год и что его ждет дальше

Воронеж. 09.03.2023. ABIREG.RU – Аналитика – В столице Черноземья шестой год идет реформа общественного транспорта. Эта больная мозоль для чиновников, перевозчиков и горожан. И если муниципальный транспорт получает от государства преференции, например обновление автобусного парка на условиях льготного лизинга или вообще за счет бюджета. То частные перевозчики уже третий год не могут преодолеть черную полосу и выйти из кризиса. «Абирег» выяснил, как отрасль пережила прошлый год и какие прогнозы у перевозчиков на 2023-й.

Плохой хороший год

По данным Единого оператора городских пассажирских перевозок, в 2022 году в Воронеже насчитывается порядка 1,2 тыс. автобусов и 29 троллейбусов. Основная волна обновления городского транспорта пришлась на 2019-2021 годы. За это время в городе обновили подвижной состав, было закуплено 500 единиц техники разной вместимости. В прошлом году наблюдался значимый спад – частники смогли закупить только 31 транспортное средство. В то время как за счет денег из областного бюджета для муниципального «Воронежпассажиртранса» (ВПТ) было приобретено 63 новых больших автобуса с системой климат-контроля.

Вполне ожидаемо, что мнение о прошедших 12 месяцах частников и муниципалов разделилось. Генеральный директор муниципальной компании «Воронежпассажиртранс» Михаил Шацких заявил, что 2022 год прошел в «положительном ключе».

«С обновлением автобусного парка увеличилось количество обслуживаемых маршрутов, что благоприятно отразилось на транспортном обеспечении воронежцев. За два года – 2021-й и 2022-й – предприятие получило 183 автобуса большой вместимости. Благодаря этому мы увеличили количество обслуживаемых маршрутов с восьми до 15. Кроме того, мы оперативно разрешали все возникающие трудности. Результаты нашей работы и поддержка государства позволяют сделать вывод о дальнейшем развитии и совершенствовании деятельности предприятия», – прокомментировал господин Шацких.

Представители частной транспортной компании «АТП-1», напротив, считают, что прошедший 2022 год был трудным.

«На отрасль общественного транспорта сильно повлияли санкции. Мы почувствовали дефицит запчастей для ремонта машин, резко выросли цены на расходные материалы. Впрочем, с повышением тарифа на пассажирские перевозки нам отчасти удалось стабилизировать ситуацию. Но полностью это не компенсирует понесенные затраты. Нам даже удалость обновить часть автопарка, но, к огромному сожалению, не новыми автобусами. В таких условиях сложно говорить о развитии. У большинства перевозчиков нет возможности обновить транспортные средства. Не нужно забывать и о том, что в основном автобусы приобретаются в лизинг. В прошлом году процентная ставка выросла», – отметила генеральный директор компании «АТП-1» Юлия Телепняк.

Однако, по словам главы предприятия, в прошлом году были и положительные моменты: власти города поддержали частные транспортные компании в необходимости поднятия тарифа пассажирских перевозок, а также стали более открытыми к диалогу.

Еще одно важное событие 2022 года: несмотря на явные трудности, все частные транспортные компании согласились с предложением мэра Вадима Кстенина обеспечить бесплатный проезд семьям мобилизованных воронежцев. Мера поддержки действует уже более пяти месяцев.

Корреспондент «Абирега» также обращался к городским частным перевозчикам – ИП «Очнев», «Автолайн+» и «Отдых+», но они воздержались от комментариев.

Кадровый голод

Еще одна пока не разрешимая проблема в отрасли – нехватка водителей. По словам перевозчиков, дефицит в кадрах стабильно наблюдается последние несколько лет, и 2022 год не стал исключением.

Воронежский общественник Юрий Новиков в недавнем эфире с активистом Виталием Иванищевым заявил, что в городе жуткий дефицит кадров. По его мнению, если сейчас не провести реформу, которая обеспечит приток молодых специалистов в отрасль, то через пять лет она исчезнет. Решать проблему нехватки молодых кадров нужно на федеральном уровне, уверен Юрий Новиков.

«В первую очередь, необходимо создать комфортные условия для водителей: инфраструктуру на конечных остановках, туалеты и комнаты отдыха. Чтобы люди не чувствовали себя вьючными животными. Кроме того, для молодежи важно работать в современных компаниях. Пример такой организации – белгородская транспортная компания ЕТК. Также молодым специалистам важно получать «плюшки» от работодателя. К ним можно отнести льготную ипотеку под 2%, преимущества при устройстве детей в детский садик и медицинское страхование от работодателя», – заявил общественник.

Разрыв контрактов

В 2022 году с тремя перевозчиками были расторгнуты четыре муниципальных контракта. Причиной стали нестабильная транспортная работа, нарушение графиков. Эти маршруты передали муниципальному ВПТ.

Учредитель Воронежской транспортной компании Владимир Старков уверен, что причины расторжения контрактов «надуманные» и власти города сделали перевозчика «слабым звеном».

«Мы 20 лет накатывали эти маршруты. В прошлом году неоднократно обращались в управление транспорта и просили изменить нам количество автобусов и графики. Но нас никто не хочет слышать, ВТК собираются включить в список недобросовестных поставщиков. А остальным игрокам рынка меняли условия. Нас не хотят слушать. Приходит новая плеяда офис-менеджеров – и они начинают «дербанить» маршруты. Вот сейчас мы наблюдаем передел отрасли», – рассказал перевозчик.

Прогнозы на год

Смотря в будущее, частники думают о том, как остаться на плаву и сохранить свои позиции, а может, даже и приумножить. Генеральный директор автотранспортной компании «АТП-1» Юлия Телепняк поясняет, что компания постарается продолжить стабильную работу и в 2023 году, но надеется получить поддержку от властей.

«В рамках изменившегося законодательства хотелось бы, чтобы власти помогли в организации электронного взаимодействия с органами МВД. Также надеемся, что чиновники и перевозчики продолжат обсуждение брутто-контрактов и дальнейшей поддержки транспортной отрасли», – заявила Юлия Телепняк.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0