WorldClass

19 марта 2024, 08:50
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-100 – Директор Воронежского механического завода Игорь Мочалин: «Поставлена задача создать в Воронеже Центр ракетного двигателестроения»

13.10.2017 12:12
Автор:

Воронеж. 13.10.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – Игорь Мочалин возглавил филиал ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева «Воронежский механический завод» весной 2017 года. Он антикризисный менеджер на предприятии, которое пережило мощнейший репутационный удар после падения транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС-04». О том, как директор видит развитие космической промышленности и вверенного ему завода, господин Мочалин рассказал в интервью «Абирегу».

– Игорь Валерьевич, 1 декабря 2016 года еще долго будет оставаться точкой отсчета в разговорах о мехзаводе. Во-первых, хотелось бы узнать, в чем же причина аварии. А, во-вторых, завод должен перебрать и проверить 70 аналогичных ракетных двигателей. Как продвигаются дела с проверкой?

– Выскажу личную точку зрения. Причина – в системных проблемах: в управлении, качестве, производственной отчетности и контроле. И именно поэтому создана госкорпорация РОСКОСМОС, которая эти вопросы решает, и надо сказать, правильно решает. Именно поэтому двигатели были отозваны для проверки на земле. Виновных определит суд, пока же продолжается расследование. Меня информируют о его ходе, но распространяться не могу. Надеюсь, что в конце концов будут расставлены все точки над i.

Проблемы начались тогда, когда люди стали безответственно относиться к своей работе, к должностным обязанностям, к дисциплине труда и технологической дисциплине. Эти проблемы, как маленькие шарики ртути, сливались в один большой шар, и в результате... Сейчас мы «работаем над ошибками»: меняем часть оборудования на возвращенных двигателях. Планируем завершить работу в первом квартале 2018 года. Идем по графику: уже шесть «Союзов» и три «Протона» с нашими двигателями успешно улетели. В ближайшее время запланированы еще два пуска, в декабре ожидаем пилотируемый пуск «Союза».

– В прессе прозвучала цифра ущерба от аварии в 3 млрд рублей. Это соответствует действительности?

– Возможны разные оценки, но да, сумма существенная.

– Вы работаете с марта. В каком состоянии вы нашли предприятие?

– С декабря завод проверяла государственная комиссия, и результаты неутешительные: «хромает» дисциплина труда, недостаточный контроль в охране труда и в промышленной безопасности. Я считаю, что люди на предприятии профессиональные, все хотят работать, но сложилась порочная практика, когда человек получает зарплату и ни за что особенно не отвечает.

Не буду утверждать, что плохо всё, – здесь есть на кого опереться. Они говорят: наконец стал директор заходить утром в цех и смотреть за производством.

– Я так понимаю, что речь о легендарном советском директоре ВМЗ Георгии Костине?

– Да. Мы работаем вместе с первого дня, как я пришел на завод. Считаю Георгия Костина своей совестью. Ведь когда приходит новый руководитель, первое, что он слышит от подчиненных: «А у нас всегда было так». Я в таких случаях сразу поворачиваюсь к Георгию Васильевичу и уточняю: «Было так?» Он говорит: «Нет, при мне так не было». А ведь он возглавлял завод с 1980 по 1993 год. И быстро проясняется, как было раньше и что нужно делать. Костину за 80, но дай бог каждому обладать такой энергией и ясностью ума. Он не только помнит всё, что было когда-то, но генерирует новые идеи, подсказывает новые направления. Сегодня количество пусков ракет снижается, но завод от этого «усыхать» не должен, производство должно быть занято новыми заказами, и Георгий Васильевич это отлично понимает.

– Вы говорили о том, что планируете запустить программу реконструкции предприятия. Каковы цели и задачи этой программы, сроки ее исполнения? И есть ли «бизнес-план» – во что оцениваете реконструкцию в денежном выражении, каковы источники финансирования?

– Завод с финансовой точки зрения переживает не лучшие времена. Первоочередная задача не нарастить убытки. Я давать красивые обещания не буду. Чтобы исправить ситуацию, ее надо честно оценить, затем удержать завод на плаву и потом уже говорить о полной реконструкции предприятия.

Изменения, о которых идет речь, затрагивают не одно наше предприятие. Задача поставлена шире – создать в Воронеже Центр ракетного двигателестроения под эгидой НПО Энергомаш. Такой масштабный проект не может быть реализован только на базе ВМЗ и КБХА. Сейчас бизнес-проект по созданию центра в стадии разработки. Специалисты обоих предприятий и коллеги из профильных институтов госкорпорации РОСКОСМОС готовят конкурсную документацию на разработку проекта. Конкурс будет объявлен до конца года, и тогда придет время инжиниринговых компаний. Победителю предстоит разработать бизнес-проект, и только после этого можно будет с уверенностью говорить о сроках окупаемости. Уверен, это будет знаковый проект для Воронежа и отрасли в целом.

– Что на выходе? Центр ракетного двигателестроения – это очень обтекаемо. Что изменится?

– Изменится многое: площадь, обновится оборудование, системы коммуникаций, в том числе и межпроизводственные – все будут находиться максимально близко, опытное производство рядом с основным. Задача – сделать КБ и завод единым целым. Будут изменены система и структура управления. Зависимость от человеческого фактора будет снижена в разы. Это медленная планомерная работа, многим она уже не нравится, потому что ломает сложившиеся стереотипы. Есть те, кто чувствуют, что не соответствуют новым требованиям, и уходят. Много и тех, кто готов перестраиваться. Это зависит от человека и его желания – уйти или остаться.

– Создание Центра ракетостроения предполагает расширение ассортимента продукции?

– Если исходить из утвержденных планов, то нас ждет работа в две смены по производству продукции ракетного комплекса. Как я уже сказал, отмечается объективная тенденция на снижение объемов, поэтому есть смысл уже сейчас задуматься над тем, как нарастить выпуск гражданской продукции. Без расширения ассортимента, значительного сдвига в сторону гражданской тематики не обойтись. Сегодня завод выпускает компрессоры для авиации, редукторы для вертолетов. Добавим сюда нефтегазовое оборудование, которое мы начали производить еще в 1990-х. Правда, долгое время отказывались замечать, что на рынок пришли маленькие, но агрессивные компании, которые настойчиво стали конкурировать с нами. В этом году мы должны сделать 700 млн, терять этот сегмент рынка непозволительно.

– Сколько сегодня в номенклатуре завода составляет гражданская продукция и каковы ее перспективы?

– 25% выручки завода – это чисто гражданская продукция. Номенклатуру с оборонкой сравнивать некорректно. Ведь что такое оборонка? Это гарантированный сбыт. Только на одной оборонке жить предприятию противопоказано. Гражданка – это рынок, который заставляет двигаться все службы. Видеть потери, лишние затраты, неэффективность можно, только конкурируя. Президент России ставит задачу, чтобы к 2025 году оборонные заводы выпускали 50% гражданской продукции. И это правильно. Будем учиться выживать в конкурентной среде. Как говорил Сергей Королев: «Кто хочет работать – ищет средства, кто не хочет – ищет причины».

– Какие направления гражданской продукции вы оцениваете как перспективные?

– Главное – загрузка литейного производства. Мы уже начали работать с «Трансмашхолдингом» (завод в подмосковной Коломне, выпускающий продукцию для «РЖД» и атомных станций – прим. ред.). В планах до конца года представить наши возможности тепловозостроительным заводам. А нам есть что предложить. Еще при Костине на заводе освоили производство турбин для турбинонасосного оборудования, тонкостенное литье из жаропрочной стали. Пока эта продукция вне конкуренции – ее никто не производит, кроме нас. Кроме того, мы выполняем опытно-конструкторские работы. Так что начинаем вести агрессивную политику по загрузке производства.

– Одна из важнейших проблем оборонных предприятий – несоответствие требований к персоналу и уровня оплаты труда. Как преодолеть эту проблему? Какова сегодня зарплата у инженерного состава предприятия и у рабочих?

– Сегодня президент РФ озвучил намерение вернуть престиж инженерным и рабочим специальностям. Средняя зарплата основных производственных рабочих на заводе составляет сейчас 32 тыс. рублей.

– Какую зарплату застали, когда пришли на завод?

– Я пришел на завод в тот момент, когда он из четырехдневки вернулся на пятидневный режим работы. Соответственно, и зарплата немного подросла. Но это не моя заслуга. Сегодня соотношение численности административно-управленческого персонала и вспомогательных рабочих к основным производственным рабочим: два к одному. Один с сошкой, двое с ложкой – так быть не должно. Отсюда и проблемы в оплате труда. Поэтому меняем организационную структуру предприятия, приводим ее в нормальное соотношение.

Помимо этого, сейчас планомерно повышаем уровень специалистов. Проводим обучение управленческого персонала среднего звена, с сентября запускаем школу мастеров, где будут учиться мастера производства, отдела технического контроля и технологи, которые работают менее трех лет, по методикам бережливого производства. Основная доля успеха производства – в профессиональных, квалифицированных мастерах и рабочих.

– Как вы занимаетесь подготовкой кадров?

– У нас своя кафедра в Политехе. РОСКОСМОС финансирует 20-25 бюджетных мест ежегодно. Начиная с третьего курса, отбираем себе специалистов. У кого светлая голова и кто хочет работать, получают у нас отличные возможности. Сегодня на предприятии заместитель главного инженера – выпускник 2011 года. Заместитель главного технолога – выпускник 2008 года. Много ли таких предприятий, где без блата, только за счет своих способностей и знаний можно добиться такого быстрого роста в пятитысячном коллективе? Кроме того, есть еще и политехнический техникум, с которым активно работаем.

Мы разрабатываем программы поддержки молодых специалистов, по выплатам дополнительных стипендий, чтобы молодежь шла работать не только за идею. Уже сейчас работает программа по ипотечному кредитованию. Молодые специалисты, приходящие на завод, получают разовую премию при поступлении на работу и ежемесячную доплату в течение трех лет.

– В последнее время активизировались разговоры о предстоящем акционировании мехзавода. В чем конечный смысл?

– Акционирование – это в том числе и привлечение инвестиций. А инвестиции – это расширение возможностей, в нашем случае – освоение новых технологий. При этом весь пакет акций останется у государства, у РОСКОСМОСа.

– Участвует ли ВМЗ в программах импортозамещения?

– Да, участвует. В настоящий момент готовим к серийному выпуску продукцию, которая ранее поставлялась из Днепропетровска – титановые шаробаллоны для ракетоносителей. Также мы изучаем и другие рынки, но пока об этом не готов рассказывать.

– Вы в наших краях человек новый. Если можно, пару слов о себе. Где родились, семья, как отдыхаете, есть ли хобби?

– Родился в Нижнем Новгороде, в 1967-м. В 1995-м окончил Нижегородский государственный технический университет, работал на Горьковском автомобильном заводе мастером, технологом, затем дорос до заместителя главного инженера. Потом на «Ростсельмаше» – это была отличная школа. Семья – жена, сын (уже отслужил срочную службу, поступил в Нижнем в университет).

Хобби у меня – работа. С понедельника по пятницу, с 7:00 до 21:00, – на заводе. Времени для отдыха нет. В выходные иногда в Гремячьем с парашютом прыгаю, в парк хожу спортом заниматься на свежем воздухе.

– Как вы оказались в оборонке?

– Специально работу в оборонке не искал, но, когда предложили, согласился, не задумываясь. На ВМЗ я прикоснулся к своей детской мечте. Ведь, как любой советский мальчишка, мечтал стать космонавтом.

Справка

Воронежский механический завод ведет свою историю с 20-х годов прошлого века. На данный момент является филиалом государственного космического центра им. Хруничева. Специализируется на производстве ракетных двигателей на жидком топливе. Кроме того, производит широкий спектр нефтегазового оборудования, турбокомпрессоров, сложных агрегатов для тепловозных дизелей и другой техники.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 5